Общество обзор Мутная запись в школы и академик-очевидность - в обзоре событий недели

Мутная запись в школы и академик-очевидность - в обзоре событий недели

Пока академик РАН говорил о перспективах Забайкалья, родители будущих первоклассников дежурили у школ с надеждой на светлое будущее.

На неделе в Забайкальском крае было холодно. Очень холодно. Рекордные для этой зимы минус 50 градусов синоптики зафиксировали в селе Усть-Каренга Тунгокоченского района. В Чите и других населённых пунктах температура опускалась до 40 градусов мороза и ниже. Спасатели приготовили 111 пунктов обогрева и питания, реагировать на возможные чрезвычайные происшествия приготовились 1,7 тысячи сотрудников МЧС.

Мэрия Читы разрешила не ходить в школу ученикам младших классов при температуре минус 36 градусов, но запретить родителям попытаться записать своего ребёнка в престижную, по их мнению, школу, мороз не в силах. На «штурм» некоторых школ и гимназий мамы и папы будущих первоклашек отправились 26 января, когда во всех средних учебных заведениях города начался приём документов.

В редакцию ИА «Чита.Ру» обратилась женщина, которая пыталась записать своего внука в гимназию №4. По её словам, в живой очереди она стояла 14-й, а когда зашла в кабинет для записи, ей сказали, что её заявление уже 112-е. По её мнению, эта «непрозрачная» схема записи ребёнка в школу связана с тем, чтобы отсеять обычных детей и оставить «блатных». Представитель комитета образования мэрии Читы пояснила, что «во все школы схема записи одинаковая». Есть электронный портал, на котором можно подать заявление. Но, к сожалению, на этом портале нет прикрепления документов. Поэтому получилась ситуация, люди зарегистрировались, но в течение дня они должны принести документы. А когда они приходят — там другая живая очередь. И тут школа решает, кто в приоритете».

Министр образования Забайкальского края Андрей Томских назвал в корне неправильной ситуацию с дежурством родителей возле школ с позднего вечера для записи детей в первый класс. Он заверил, что «в крае созданы все условия для свободной регистрации без дежурств и очередей. В Забайкалье существует сайт образовательных услуг, через который граждане, имея под рукой компьютер или мобильное устройство связи, могут зарегистрировать ребёнка в первый класс».

Неделя не обошлась без происшествий. Первый несчастный случай со смертельным исходом зафиксирован на открытом осенью 2017 года Быстринском горно-обогатительном комбинате в Газимуро-Заводском районе. Погиб рабочий подрядной организации «Завод ППМ Иркутск», который болгаркой резал трубу перемёрзшего водовода. Дело ведёт управление Следственного комитета России, назначены экспертизы.

В Читу приехал академик РАН Абел Аганбегян, чтобы скорректировать план социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года. Правительство региона произвело на него благоприятное впечатление. Подробный доклад экспертная группа представит приблизительно в марте. В качестве положительных перспектив края он отметил развитую транспортную инфраструктуру, наличие уникальных природных ресурсов и границу с Китаем и Монголией, которая открывает перспективы туризма и сотрудничества.

Подробнее и о важном - журналисты и редакторы ИА «Чита.Ру» - в обзоре событий недели.

Татьяна Пояркина: Серая схема записи в школы

Запись первоклассников в школы Читы прошла 26 января. И если в школы, закреплённые по месту жительства, особого ажиотажа не наблюдалось, то те, которые территориально независимы, были атакованы взволнованными родителями. Это гимназии №4 и №12, школа с углублённым изучением английского языка №49, немецкого языка - №38, а также начальная школа №21.

Ещё за несколько дней, а может быть недель, возле школ организовались дежурства взволнованных родителей. Они составляли списки, ночами дежурили в машинах. Конечно, это какой-то странный ажиотаж, но он, отчасти, логичен. Вот живая очередь, кто приходит следующий - встаёт последним и так далее. Начинается запись, все идут согласно этой очереди. Школа, допустим, набрала 60 человек. Всё. Шестьдесят первый уже не попадает.

Но параллельно с этим, ребёнка можно записать в школу и по электронной форме. Она также начинает работать с 9.00 26 января. Но, как сообщили ИА «Чита.Ру» в городском комитете образования, в этом году не работала функция прикрепления документов. То есть ты заполнил электронную форму, но прикрепить необходимые документы невозможно. Для этого надо бежать в школу и относить эти документы. А там - стоит живая очередь. И кто в приоритете? Непонятно. Оказывается, школа сама решает кого брать или не брать. Они создают локальные акты и действуют по ним. На собственное усмотрение.

По-моему, это очевидно серая схема, которую покрывают чиновники городского образования. Здесь надо действовать по одному пути - или все выстраиваются в безумные очереди перед школами, или все с 9.00 соревнуются в скорости заполнения электронной формы и прикрепления документов. Там будет по времени указано, кто за кем. А сейчас же школы легко могут варьировать ситуацию в пользу определённых фамилий. Возможно, тех, кто посещает подготовительные курсы перед поступлением в школу. На курсы, кстати, попасть тоже далеко непросто.

Очевидно, что эту ситуацию надо как-то решать, а не создавать дополнительные условия для ещё более «изящных» манёвров. Но министр образования Андрей Томских пока только критикует родителей за дежурства возле школ. Видимо, Андрей Александрович не в курсе, что электронная запись работает неполноценно и в итоге школам предоставлена прекрасная возможность брать того, кого они и захотят. И критиковать здесь надо не родителей, а самих себя - за невозможность достойно контролировать приём первоклассников.

Андрей Козлов: Бутерброд с фотонами

Академик РАН Абел Аганбегян, который взялся за работу над планом социально-экономического развития Забайкальского края, на брифинге в Чите заявил, что правительство производит на него благоприятное впечатление. В числе факторов, которые могут оказать положительное влияние на развитие края, академик назвал развитую транспортную инфраструктуру, уникальные природные ресурсы и протяжённую границу с Китаем и Монголией.

Губернатор Наталья Жданова на открытии форума «Инвестируй в Забайкалье» в интервью известному предпринимателю Валерию Нагелю назвала примерно то же самое — выгодное географическое положение, граница, богатая минерально-сырьевая база — добавив ещё про количество солнечных дней, которых много.

Все мы слышим про эти факторы — географическое положение, граница, транспортная инфраструктура, минерально-сырьевая база и большое количество солнечных дней — ровно столько, сколько не существует Советского Союза. Не исключено, что когда происходил централизованный демонтаж плановой экономики занятые ей люди вообще ничего не говорили. Но когда всё разломали до основания, начались вот эти солнечные дни и таблица Менделеева под ногами.

Мне кажется, что всё это не имеет отношения к перспективам региона.

Минерально-сырьевая база везде богатая, но это очень редко сказывается на благосостоянии широких слоёв населения.

Транспортная инфраструктура не даёт ничего, кроме её обслуживания. Ни одно региональное правительство не смогло не то, что воспользоваться какими-то инфраструктурными преимуществами, а даже предположить, какими они могли бы быть за рамками того, что региону при любой региональной власти будет давать ЗабЖД и Росавтодор.

Близость границы и сколь угодно разветвлённая приграничная инфраструктура не изменит положение дел в приграничье, если отношение к этой проблематике не изменится на федеральном уровне. А оно не изменится. Для того, чтобы понять масштабы достижений, которых добились все эти люди за 20 с лишним лет работы на благо региона, достаточно посетить Забайкальск и перейти границу через одноимённый международный автомобильный пункт пропуска. МАПП ведь в момент открытия подавался чуть ли не как окно в космос, а по факту превратился в грязный накопитель, которым пользуются в основном ошалевшие от безденежья местные жители, зарабатывающие на жизнь выполнением функции ломовых лошадей. Китайские власти в Маньчжурии сделали всё для того, чтобы мы почувствовали разницу между говорильней и реальной работой по развитию приграничья, разницу эту видно сразу за нейтральной полосой, но мы всё равно продолжаем жить в парадигме бесконечных ожиданий, которая не предполагает решения даже тех локальных проблем, которые регион может решить в реальности.

Выгодное географическое положение — это вообще не понятно про что. Оно, кажется, напротив — совершенно не выгодное. Трубы, с которых государство получает природную ренту, обходят регион стороной. Забайкальский край в российско-китайском товарообороте находится на задворках, и регион своей экономической политикой влиять на экспорт или импорт может лишь в каких-то мизерных объёмах, но по факту не влияет никак. В энергетике Забайкальский край — вообще чёрная дыра между энергосистемами Сибири и Дальнего Востока: сетевая инфраструктура на границе с Бурятией на западе и Амурской областью на востоке не позволяет организовать полноценные перетоки и, например, включить регион в большую зону свободного перетока «Сибирь». Аэропорт «Кадала» вроде чуть ли не порт семи морей, но по факту развиваются совсем другие воздушные гавани. Даже федеральные автомобильные трассы - «Байкал», «Амур», дорога на Забайкальск — это всего лишь обычные двухполосные дороги с мизерной сопутствующей инфраструктурой, которые в глобальном смысле не дают региону ничего хотя бы из-за огромных расстояний и диких цен на автомобильное топливо.

Про солнечные дни я даже ничего говорить не буду — голубое небо с фотонами на хлеб не намажешь.

Я не отношу себя к пессимистам и не ставлю задачей громить любые заверения властей в светлом будущем, но совершенно уверен в том, что нужно начать наполнять эти речи хоть каким-то содержанием. Использование выделенных «Норникелем» денег — это не экономическая политика регионального правительства. Создание режима наибольшего благоприятствования для тех, кому этот режим нельзя не создать, - это тоже не экономическая политика регионального правительства. Выбивание бюджетных миллиардов из федерального центра — и это тоже не экономическая политика регионального правительства. Да что уж там говорить: в правительстве нет ни одного человека, который мог бы грамотно и эффективно хотя бы просто рассуждать про экономику региона, о какой уж политике тут можно говорить.

Я согласен с сенатором Баиром Жамсуевым, который в интервью «Чита.Ру» заявил, что региону для рывка нужно что-то сверхъестественное. В текущих условиях сверхъестественным чудом мог бы стать даже простой отказ от говорильни и перемалывания очевидных истин в пользу обсуждения реальных проблем, которые можно решить на уровне региона, и, собственно, решение этих проблем. Вряд ли это возможно до выборов президента, но потом, наверное, можно рискнуть — переступить через себя, поменять каких-то людей и начать что-то менять.

Но я уверен, что дело так и кончится солнечным ветром и выгодной транспортной инфраструктурой.

Юлия Скорнякова: Экономная борьба с коррупцией

Противодействие коррупции в Забайкалье подешевело почти в два раза: с 70 тысяч рублей в 2017 году до 45 тысяч в 2018-м.

На эти деньги планируется научить пять человек распознавать коррупцию в самых её зачатках. Пять из 31 района. Всего за время действия программы до 2020 года делать это научатся 40 специалистов из районов.

На селе коррупцию хоть и кроют матом, но практически повально считают, что она неистребима. И бог бы с этим мнением, если бы не одна беда муниципалитетов, которая отчётливо прорисовалась в последние лет десять. Квалифицированных людей, способных и желающих работать главами сёл и поселений, в регионе крайне мало. Процент же тех, кого в разнокалиберные администрации занесло случайно и кто не обладает нужными для своих должностей навыками, очень высок. Речь не столько о главах, хотя и о них в том числе, сколько о специалистах рангом пониже.

И поэтому когда заводится очередное коррупционное дело, хочется не столько суда, сколько обучения для очередного подсудимого законам, нормам, его профессиональным обязанностям и психологии общения с людьми в том числе. Не противодействия коррупции, а грамотной подготовки управленческих кадров в каждом из районов, пусть даже в главы кухарка решит идти.

Екатерина Шайтанова: Движение вверх отечественного кинематографа

Кино про легендарный баскетбольный матч на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года идёт в Чите с 28 декабря, и если в последнюю пятницу года мы смотрели его в совершенно пустом только что открывшемся кинотеатре в «Ликёрке», то уже через два дня билетов не было ни в «Ликёрку», ни в «Удокан» - впервые в момент отечественного кинематографа и впервые на моей памяти народ так смотрел наше кино.

Этот не первый за последнее время фильм про победы в спорте не портит ни вписанные в ту реальность нынешние проблемы - необходимость лечения за рубежом больного ребёнка, ни нелепость гэбистов, которыми нашпигован сюжет, ни крупным планом додуманная и показанная антисоветчина, ни акробатика на площадке, ни даже скандал с семьями героев реальных баскетболистов, решившими судиться с создателями фильма.

Просто на экране наши рубятся до последнего за себя и за Сашку, оставляя за стенами кинозалов тупые телодвижения Международного олимпийского комитета.

И есть в «Движении вверх» что-то ещё, кроме великолепной операторской работы Гринякина, снявшего нам «Территорию», кроме Машкова, который на себе держит всё зрительское напряжение, кроме прекрасных высоченных мужчин с дельтами и кубиками - что держит в кресле до последних титров, до «Будет небесам жарко» с комом в горле. То ли от того, что так выигрывали. То ли от того, что так только в кино.

Роман Шадрин: Дорогая передача

К 80-летию Высоцкого Первый канал традиционно выпустил на сцену разных ребят, которые пели разученное из репертуара Владимира Семёновича. Харатьян, Гусева, Ефремов и много кто ещё. Безруков, конечно, - он теперь считается едва ли не аватаром поэта. Артисты вышли и стали петь. Хорошо ли, плохо ли - дело десятое, хотя лично я не могу смотреть, как Валерия поёт маскулинное «Когда я тебя на руках унесу туда, где найти невозможно». Ну да дело не в качестве пришедших на юбилейный концерт артистов. Дело в качестве артиста, которому не дают слова. В самом Высоцком. Есть юбилей и есть невероятное по объёму и разноплановости творческое наследие. Стихи, проза, фильмы, спектакли на киноплёнке - полно всего. Есть, да не про вашу честь. Вместо Высоцкого смотрите на Валерию и ежегодного Безрукова. Это всё, что нужно знать о современном телевидении.

Если шоу - то жюри и Нагиев. Если нет Нагиева, то Ургант. Если праздник, то Ургант, Нагиев и кого там нынче без конца крутят по радио. Если у какого-то канала в выходной утром получилось завоевать аудиторию крутой программой про ремонт, то на Первом в это же время хватаются за молотки и кисточки. По утрам - натужные рубрики якобы главной передачи страны про «Доброе утро». По вечерам, конечно, сериальчик, а перед ним всенепременно целый час нужно орать, какие все на мировой арене дураки и как нам дальше жить. И такая дребедень каждый день 365 раз в году. Нельзя просто так сломать привычный ход вещей, будь на календаре хоть Новый год, хоть юбилей Высоцкого. Почему?

Всё дело в целеполагании. Не стояло и не стоит цели привить вам любовь к творчеству Высоцкого, рассказать о величине его таланта, о творческом пути. На телевидении безусловно понимают, что нельзя привить человеку любовь к борщу, не давая пробовать борщ. Но цели такой не стоит. Есть другие цели. Бесконечно развлекать вас с одной стороны и самолюбоваться - с другой. А Высоцкий тут вообще ни при чём. Вот и получается, что сам Владимир Семёнович сегодня запрещённее, чем когда бы то ни было. Его никогда не запрещали, но в Советское время у вас было больше, чем сейчас, шансов увидеть его интервью или концерт по телевизору. Потому что теперь у нас принято думать, что страна любит и готова вечно слушать Валерию. Она споёт вам и на юбилей любого певца или композитора, и на День Победы, и на День ВДВ. Хотите смотреть Высоцкого? Может быть, Тарковского? Не угодно ли фильмов Тарантино или, скажем, Феллини? Концерт Pink Floyd или The Doors? Смотрите, но не забудьте выключить телевизор.

Мария Шестакова: Прощай, Гед

Тогда мне было 14 лет. Я украдкой читала ночами Андрэ Нортона, Кристофера Сташефа и других авторов, про которых мало кто слышал.

«Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин я нашла в библиотеке на Горького. Я тогда не знала, что она, оказывается, «великая» и «легендарная». Просто книга с толстой зелёной обложкой и жёлтыми страницами. К тому времени я прочитала уже многое, но это было ново – не атмосферой, а настроением, идеями и мыслями. Это не просто «жил-был мальчик, и он победил дракона». Это «жил-был мальчик Гед, который сначала был не очень хорош и приятен, серьёзно ошибся, но, пройдя через страдания и лишения, стал мудрым, сильным и сумел победить дракона». Дело было не в драконе, волшебстве и дальних невиданных землях, а в простой человеческой душе.

Я читала «Волшебника» в деревне. Всю ночь, до тех пор, пока за старым деревянным окном, покрытым чуть облупившейся голубой краской, не начало светлеть. Я знаю, кто-то обвиняет Ле Гуин в переоценённости, излишнем феминизме и чрезмерных нравоучениях. Может и так. Но это не делает Геда и Земноморье чем-то меньшим. И не отменяет трагичности смерти автора, ведь именно Ле Гуин была одной из тех, кто вывел фэнтези из тени Конана-варвара и сделал его не просто «приключениями с драконами и мечами», а привнёс в жанр психологизм и социальную проблематику.

Поэтому, прощай, Гед, я не забуду предутреннее серое лето за окном, тилиньканье ранних птиц и старую зелёную книгу.

Алексей Малашенко: Не паркуйся с Катей

Группа «Регион 75» во «ВКонтакте» опубликовала фотографии автомобиля проекта «ПроКАТИмся», припаркованного на месте для инвалидов. Никакой наклейки о том, что за рулём человек с ограниченными возможностями, на машине не было.

«ПроКАТИмся» - это автомобильная программа телеканала «Альтес», которую анонсировали в середине марта 2017 года. В ней ведущая Екатерина Шарыпова даёт советы по уходу за машинами и их техобслуживанию, общается с людьми, тесно связанными с автомобильной тематикой. Именно поэтому припаркованный на месте для инвалидов Nissan с логотипом программы вызвал большое негодование среди автолюбителей. К слову, внимание к своему автомобилю авторы проекта подогрели сами, когда создали рубрику «Фотоохота на автомобиль проКАТИмся». В ней читинцам предлагают снимать брендированную машину на улицах города.

«Мы снимали сюжет про парковку под знаком «Инвалид», который выйдет в эфире программы. – объяснила случай сама Шарыпова. – Мой знакомый инвалид обратился с такой проблемой, и мы ещё на прошлой неделе проехали по парковкам». Сюжет должен выйти 26 января или 2 февраля.

И тут возникает вопрос – имеет ли право журналист ради освещения нарушений сам же их и допускать? В голову в первую очередь приходят крайности, тесно связанные с Уголовным кодексом России. Но даже если забыть об уголовных преступлениях – давайте представим ведущего, который пишет на заборе неприличное слово для сюжета. Или корреспондента, который ворует шоколадку в магазине, а когда его ловят за руку, говорит, что проверял систему безопасности для статьи. «А, для статьи, тогда ладно. Хотите мне зеркало заднего вида на машине ещё разбить?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления