СЕЙЧАС -18°С
Все новости
Все новости

Подножка для Шавровой

Забайкальские власти и сэкономили 80 миллионов и обратили гнев обманутых дольщиков против строителя Веры Шавровой.

Гамбит - (от итальянского «подножка») начало шахматной партии, при котором жертвуют пешку ради получения преимущества. В переносном смысле - малая жертва в расчёте на выигрыш.

Со стороны дом №33 выглядит обычно: машины под окнами, хлам на балконах, родители катят коляски за угол - в своём дворе гулять не удобно. О недавней стройке здесь ещё напоминают груды мусора и вагончики, которые фирма «Промышленно-гражданское строительство» (ПГС) не успела перевезти на новую площадку. Асфальтовая дорога подведена к половине подъездов, лестницы остальных спускаются в песок. Стоит приглядеться, чтобы понять - жива только левая часть дома №33.

Окна нескольких квартир на тыльной стороне закрыты профлистом. Зарешёчен один из балконов. С тех пор, как застройщик снял охрану, случилось две попытки забраться в дом. Неизвестные били стёкла.

Строительная компания ПГС обещала сдать дом летом 2017 года, но осенью 2016-го директор Вера Шаврова заявила, что фирма зависла над пропастью банкротства. Причина - долг краевого правительства - 94 миллиона рублей, - за жилые дома на Каштакском кольце и Белика, 13, достроить которые Шаврову просил экс-губернатор Равиль Гениатулин.

В июне, когда должны были завершиться последние работы в доме №33, «Промышленно-гражданское строительство» начало продавать имущество и сокращать штат. Директор жаловалась, что долги вынудили её остаться единственным сотрудником стройкомпании.

Шаврова попросила краевое правительство профинансировать хотя бы техприсоединение дома №33: «Пока ещё можно что-то сделать, я прошу заксобрание — помогите, пожалуйста, дом сдать. Я очень хочу его сдать до 1 сентября. Осталось развешать радиаторы, постелить утеплитель и заплатить ресурсоснабжающим организациям 14,4 миллиона рублей, которых у меня нет».

Замминистра территориального развития Константин Суздальский ответил ей, что государство может поддержать только обманутых дольщиков, но не строителей.

Осенью 2017-го заслуженный строитель России Вера Шаврова устроила одиночный пикет у здания прокуратуры Забайкальского края. Она потребовала наказать прокурора Василия Войкина, при попустительстве которого региональные власти заключают строительные контракты в обход аукционов и оставляют строителей без средств на существование - так считает Шаврова, заявившая, что прокурор края мог прокомментировать проблему на сессии заксобрания, но преступно промолчал.

От прокуратуры она направилась на Чайковского, 8, - продолжила пикет под окнами краевой администрации. Никто из нынешнего руководства края не снизошёл до Шавровой, но ведь экс-губернатор Гениатулин признал - устный договор с заслуженным строителем был, власть обязана сохранять преемственность обещаний, правительство Ждановой должно рассчитаться с ПГС.

— Мы её поддерживали, на митинги ходили, писали президенту с просьбой помочь застройщику, а теперь оказалось, что она сделала нас заложниками своих меркантильных интересов, - посетовал один из дольщиков на митинге 24 февраля 2018 года.

За полтора года ситуация кардинально изменилась. Дом №33 продолжает стоять без жильцов, но Вера Шаврова из союзника дольщиков превратилась во врага номер один. В конце 2017-го краевое правительство выделило 15 миллионов рублей на техприсоединение построенного здания, более того, дом подключили к коммуникациям. Всё, что осталось для его сдачи - подпись Веры Шавровой на договорах с ТГК-14, «Читаэнерго» и «Водоканалом». Она отказалась заверить документы.

— Если ничего не изменится, давайте просто сорвём замки и сами заселимся в свои квартиры! Мы за них заплатили, мы собственники!

— И что мы там будем делать зимой без отопления?

— Там делов - вентиль повернуть. Дом-то готов. Зиму пустой простоял, скоро крошиться уже начнёт, - заявил один из участников митинга 24 февраля.

***

— Мы очень просим Веру Алексеевну, чтобы она подумала и всё-таки сдала дом. Возможно, администрация ей и должна. Пусть тогда они соберутся узким кругом и обсудят проблему, почему мы страдаем? Здесь дети, беременные женщины, которые ждут этого жилья уже в течение 7 месяцев. Сначала говорили - июнь, потом - конец августа, потом - конец года, сейчас ничего уже не известно. Пожалуйста, обратите на нас внимание. Есть закон, а защиты нет никакой, - обратилась к собравшимся дольщица Ольга Андреевна.

Она - организатор публичного собрания 24 февраля. После отказа Шавровой подписать документы, необходимые для сдачи дома, была в числе дольщиков, прокомментировавших проблему «Вечорке».

— Мне лично Вера Алексеевна никаких претензий не высказывала, но в разговорах с другими обвиняет в наговорах и клевете. Но мне так не кажется. Рассказала, как есть. Просто Вера Алексеевна, думаю, не ожидала, что все обернётся против неё.

Читинцы, ещё недавно просившие за Шаврову у президента, на митинге подписались под коллективной жалобой в прокуратуру Ингодинского района Читы. Копии документа отправят Генпрокурору РФ и руководителю ведомства в Забайкалье. Авторы жалобы указали, что между ними и ПГС в лице директора Веры Шавровой были заключены договоры. Строительная фирма нарушила условия передачи квартир в пользование дольщиков - просрочка уже превысила 6 месяцев.

Дольщики второй очереди 33-го дома оказались в уникальном для Читы положении: построенное на их деньги здание готово, но занять купленные квартиры не позволяет закон. В отличие от многих обманутых ранее, они требуют не абстрактных, а именно своих квартир - вот они, можно заглянуть в окно.

Большинство пришедших на митинг приобрели квартиры в ипотеку, но пока живут в съёмном жилье. Дольщики говорили, что устали от двойной нагрузки на личный бюджет - многие наверняка не рассчитывали, что переплачивать придётся уже на полгода дольше. Самые дешёвые однокомнатные квартиры в доме №33, согласно информации с сайта ПГС, обошлись покупателям в 2 миллиона рублей.

— Если в течение 2-х недель ни Шаврова ничего не исполнит, ни власти Забайкалья не предпримут никаких серьёзных мер, чтобы принудить её к сдаче дома, то мы объявим голодовку, - объявили дольщики в самом начале митинга.

Вскоре собравшиеся поняли, что «через 2 недели» - это 10 марта. Следующий митинг решили запланировать на 18 марта - день президентских выборов.

— Встанем с плакатами «Не голосуем, пока не увидим квартиры» или чем-нибудь в этом духе, - предложила одна из участниц митинга.

— То есть как не голосуем, а гражданский долг? Путин-то вам что сделал? Пока в администрацию президента не написали, вообще, дело не двигалось. Теперь хоть дом присоединили.

— Хорошо. Быстро проголосуем и встанем с плакатами.

Дольщики выбрали несколько тактик предвыборной борьбы. Первая - голодовка «через 2 недели». Вторая - митинг 18 марта, который с минимальной вероятностью согласуют в людном месте. Третья - серия пикетов у правительственных зданий на Чайковского и Амурской с 10 по 18 марта. Цель первой: гуманность Веры Шавровой. Использование двух других ударит краевые и городские власти по самому больным местам - явке и позитивному итогу шестилетнего срока Владимира Путина. Бойкот выборов даже всеми дольщиками дома №33 слабо скажется на итоговой явке, но подпортит имиджи, рейтинги и информационные поля, чистота которых так волнует забайкальские власти.

Вера Шаврова, осенью выводившая дольщиков на акции против краевого правительства, не появилась на митинге 24 февраля. «Сидит дома, чай с булочкой попивает, пока мы тут мёрзнем», - негодовал митингующий.

Утром понедельника 26 февраля заслуженный строитель России прокомментировала состоявшийся митинг редакции «Чита.Ру».

«Митинг, как и любая гражданская акция, – это, прежде всего, индикатор зрелости, готовности и способности власти чутко реагировать на запросы населения и предпринимательства, - указано в письме Шавровой. - По сути на митинге дольщики разделили мнение ООО «ПГС» об инертности и некомпетенции власти, не желающей своевременно и объективно разбираться с возникающими проблемами и находить адекватные механизмы их разрешения».

Неизвестно, знакома ли Вера Алексеевна с работами Фридриха Ницше, но непоколебимая уверенность застройщика в своей правоте будто подкреплена девизом «Что нас не убивает, делает сильнее».

Несмотря на то, что дольщики по инерции продолжают критиковать забайкальское правительство, краевые власти уже обратили проблему дома №33 себе на пользу. Руководство края, со своей стороны, сделало всё возможное: нашло деньги, подключило дом к коммуникациями. Крайняя теперь - однозначно Шаврова. Вместо почти 100 миллионов рублей, которые требует директор ПГС, правительство ограничилось 15 миллионами - и выплатило их напрямую ТГК-14, «Водоканалу» и «Читаэнерго».

Вера Шаврова осталась в одиночестве как в «Промышленно-гражданском строительстве», так и на фронте борьбы с правительством. Теперь чем дольше она протянет с подписью в документах о техприсоединении, тем больше негатива получит. Стоит подписать, и команда Ждановой засчитает маленькую победу в свой актив.

Правительство Забайкальского края должно строительной компании ПГС - это подтвердил его бывший руководитель. Но раньше у Веры Шавровой не было только документов, подтверждающих долг, сейчас она потеряла и общественную поддержку. Заслуженный строитель просчиталась в собственной игре и перевела весь огонь на себя.

Валентин Булавко

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter