Среди героев Великой Отечественной войны немало отважных забайкальцев, чьи имена увековечены в названиях улиц Читы и других городов и посёлков Забайкальского края. Один из них – гвардии капитан, разведчик Владимир Подгорбунский, погибший в Польше в 1944 году. Мы постарались собрать все известные факты биографии читинского детдомовца, отдавшего жизнь за Родину.
Убийство отца и «Привет красным бойцам»
Родился 12 (25) апреля 1916 года в Чите в семье учителей. Жил в городе Балаганск Иркутской области. Отец Володи во время Гражданской войны числился в отряде революционера Сергея Лазо, был убит белогвардейцами в 1918 году. Мать вместе с малолетним сыном ушла на два года в партизанский отряд. С 1920-го по 1923-й они жили в Иркутске, где женщина работала сначала в ЧК, затем в горкоме партии. Несколько раз семья переезжала – в Барнаул, в Москву.
В 1925-1929 годах Подгорбунский жил у маминой сестры в Улан-Удэ, учился в школе имени Блюхера, после ненадолго вернулся в Москву – в 1932 году мама умерла, и мальчика друзья-партизаны определили в читинский детский дом №1, который тогда назывался «Привет красным бойцам».
Бродяжничество, кражи, побег из колонии
Оказавшись в детском доме, начал бродяжничать, стал карманником, за что был осуждён на 3 года колонии для малолетних преступников. За побег срок увеличили.
Из воспоминаний Подгорбунского о юности: «На день триста грамм черняшки, тарелка кондера и по воскресеньям - пирожок, зажаренный в собственном соку. А на рынках - молоко, сметана, мёд, кедровые орешки и другие деликатесы. В нашем детдоме «Привет красным борцам» воровать научиться было легче, чем письму и чтению. К 19 годам я имел 36 лет заключения. Количество приводов учёту не поддаётся».
Побегов из колонии было несколько, каждый раз Владимира ловили и увеличивали наказание. При этом советский уголовный кодекс не предполагал суммирование сроков, поэтому слова о 36 годах заключения – явное преувеличение Подгорбунского.
На свободу детдомовец вышел в 1936 году, когда ему было 20 лет – после разговоров с репрессированным полковником-танкистом написал письмо «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину, который поспособствовал освобождению Подгорбунского.
Бывшего уголовника призвали в Красную Армию, направив служить в танковую часть, где он освоил специальность механика-водителя. После демобилизации обосновался в Иваново, работал до начала Великой Отечественной на одной из фабрик.
11 ранений и смерть в бою
Подгорбунского повторно призвали в Красную Армию в январе 1942 года. Боевой путь начал в пехоте на Калининском фронте. В марте был зачислен в мотострелковую бригаду, участвовал в боях на Брянском фронте. Первую награду – солдатскую медаль «За отвагу» - получил в июле 1942-го за то, что в одном бою лично подбил фашистский танк, в другом – огнём из ручного пулемёта рассеял два взвода вражеской пехоты. Сам был ранен, но остался в строю.
Вскоре был избран комсоргом батальона, стал офицером. Летом 1943 года попросился служить в разведку - был назначен командиром взвода автоматчиков разведроты. В августе попал с помощником в засаду. Вдвоём они уничтожили 10 гитлеровцев, шесть из которых выстрелами из нагана и в рукопашном бою убил Подгорбунский, за что получил орден Красной Звезды.
Из воспоминаний сослуживца: «Володя ходил в бой всегда при всех регалиях. То есть, отправляясь на задание, никогда не снимал с себя погоны, награды и Гвардейский значок, хотя, согласно уставу, все это полагалось сдавать. Вот и в том скоротечном бою гитлеровцы имели возможность разглядеть начищенную до блеска медаль «За отвагу» на его гимнастёрке».
Сослуживцы прозвали Подгорбунского «Гением разведки». О нём знало не только командование бригады, но и 1-й гвардейской танковой армии. После беседы с разведчиком на тот момент секретарь ЦК ВКП(б) Никита Хрущёв так отозвался об офицере: «Блатная накипь постепенно сойдёт, пустяки. А человек, по-видимому, незаурядный».
Подгорбунский особо отличился в боях за город Казантин Винницкой области Украины в декабре 1943-го. Разведгруппа под его командованием за неделю уничтожила в тылу противника 4 танка, 2 самоходные артиллерийские установки, 12 бронетранспортёров, 62 машины и свыше 120 гитлеровцев. Был захвачен продовольственный склад, свыше 50 единиц техники, пленные.
За смелость и отвагу в январе 1944 года старшему лейтенанту Подгорбунскому присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В марте 1944-го Подгорбунский с разведгруппой на двух танках совершил очередной рейд в тыл врага, уничтожив пять танков, в том числе один «Тигр», восемь бронетранспортёров и множество другой техники. Командир роты вторично представил Владимира к присвоению звания Героя Советского Союза, но командир бригады изменил статус награды на орден Красного Знамени.
Совершил немало других подвигов. Так, на Украине группа Подгорбунского разгромила вражескую колонну из более 100 автомобилей, уничтожив свыше 150 гитлеровцев. За успешные действия награждён орденом Александра Невского и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Позже разведгруппа Подгорбунского захватила польский город Баранув, Владимир лично уничтожил 16 вражеских солдат, всего фашисты недосчитались свыше 100 человек, был разгромлен обоз, 3 пулемётные точки, 4 миномётные батареи. Преследуя врага, гвардейцы захватили паром, переправили на противоположный берег Вислы автоматчиков, сутки удерживали захваченный плацдарм. За операцию Подгорбунский получил второй орден Отечественной войны 1-й степени.
Два последних ордена вручить не успели – Владимир получил контузию и вернулся в часть. Спустя 3 дня вновь отправился на фронт, в тылу противника попал в засаду, был ранен в ногу. При эвакуации в госпиталь машину разбомбили, Подгорбунский погиб от ранения в живот.
Свадьба в госпитале
Свою первую и главную любовь жизни Анну Белякову Подгорбунский встретил в 1943 году в украинском городе Сумы. Анна была моложе Владимира на шесть лет. Вместе с товарками она сначала рыла противотанковые рвы. В 29-ю армию, часть которой стояла в Калашникове, устроилась прачкой. В декабре 1941 года ушла на фронт добровольцем. Её 74-й банно-прачечный отряд 29-й армии прошёл путь с Тверской земли до Польши.
С Подгорбунским познакомилась, когда ехала заказывать в ателье платье в кузове грузовика с военными. На их единственной совместной фотографии Анна в том самом платье.
Поженились 10 мая 1944 года. Тогда, за год до Победы, Владимир был тяжело контужен, частично оглох и начал заикаться. Его лечили в госпитале на территории Польши. Рядом от госпиталя стоял банно-прачечный отряд. Подгорбунского комиссовали, но командование приказало ещё раз пойти в разведку. В госпитале выписали справку о полном выздоровлении.
Из воспоминаний Анны Подгорбунской: «Он сказал мне, что если я не разрешу ему идти в разведку, он не пойдёт. Но не могла я ему этого сказать. На прощанье он долго-долго махал мне рукой. Я его отпустила. Навсегда».
Супруге Подгорбунского в 2017 году исполнилось 95 лет, она живёт в посёлке Калашниково Лихославльского района Тверской области.
До свадьбы они встречалась год, в браке прожили 3 месяца, девушка забеременела. После гибели Подгорбунского Анна больше не вышла замуж. У вдовы родилась дочь Галина, которая, изучая биографию отца, узнала от однополчанина о последнем геройском поступке – в смертельном рейде Владимиру оторвало ступню, но при эвакуации он уступил место в бронетранспортёре раненому бойцу, а сам поехал на легковом автомобиле Willys. При очередном обстреле получил смертельное ранение в живот.
Вечная память о герое
Дочь Галина носит медальон с пучком отцовских волос. Сослуживцы состригли и спрятали за фото - оттого оно такое выпуклое. Карточка от прикосновений почти истёрлась.
Владимира Подгорбунского похоронили жена Анна и боевые товарищи в польском Дембно. Позже тело перезахоронили на кладбище братских могил в польском Сандомире. В 1986 году там установили памятную доску: «Герой Советского Союза гвардии капитан Подгорбунский В.Н. Погиб 19.08.1944».
Анна Константиновна так и не побывала больше на могиле мужа. А дочь приезжала к отцу на открытие памятной доски, привезла домой капсулу с землёй.
В городе Казантин имя героя носит школа-интернат, на здании установлена мемориальная доска. В Чите имя увековечено в названии улицы Центрального района и детского дома №1, на территории которого в 1986 году установлен бюст, на стене одного из корпусов есть мемориальная доска. Сейчас в зданиях бывшего детдома открылась общеобразовательная гимназия №21. Сам детдом переименовали в Читинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени Подгорбунского. Учреждение перебралось в здание на Нагорной, 84.
При подготовке материала использовались публикации журнала «Родина»; патриотического интернет-проекта «Герои страны»; портала Тверской области 360tver.