В октябре прошлого года на круглом столе в Забайкальском отделении Общероссийского народного фронта обсуждали реализацию национального проекта «Чистый воздух», в который попала и Чита со своим смогом. Тогда заместители министров по природным ресурсам и территориальному развитию предложили бороться за чистый воздух в городе строительством троллейбусных линий до КСК и двумя транспортными развязками. Представители ОНФ предложили рассмотреть другой вариант — газификацию Забайкальского края. И это логично. Вина за грязный воздух в городе на 80% лежит на печном отоплении. Но чиновники чуть ли не замахали руками, — «это совсем другая программа, это совсем другие деньги».
Генеральный директор ООО «РегионГазСервис» Саид Шарафутдинов представил «Чита.Ру» план газификации Забайкальского края, не требующий столь значительных, как на программу «Чистый воздух» средств, но кардинальным образом и бесповоротно решающий многие проблемы города и края в целом: от экологии до социального роста и стабилизации демографической ситуации в регионе.
Магистральный трубопровод не для нас
Как только речь заходит о газификации в Забайкальском крае, зачастую сталкиваешься с категоричным утверждением не только обывателей, но и чиновников, что это утопия, несбыточная мечта. При этом большинство из них имеет ввиду природный, магистральный газ и абсолютно правы в своём утверждении.
Газификация нашего края по существующим традиционным технологиям силами региона нереальна из-за чрезвычайной дороговизны проекта и под силу только федеральному бюджету. Это связано с тем, что она предполагает строительство магистрального газопровода от ближайшего источника газа до региона газификации и сетей газораспределения в регионе одновременно. Для нашего края ближайший источник газа — это газопровод «Сила Сибири».
Магистральный газопровод находится на северном побережье озера Байкал, на удалении более 800 километров от Читы. Стоимость одного километра магистрального газопровода превышает один миллион долларов, а стоимость сетей газораспределения в три-четыре раза выше стоимости магистрального газопровода. Если прибавить к этому длительные сроки окупаемости проекта при низкой плотности населения региона и его слаборазвитой производственной инфраструктуре, становится ясно, что сетевая газификация для края, действительно, утопия.
Природный газ — это метан, его называют ещё болотным, магистральным или попутным газом. Он легче воздуха, его никто не производит, а образуется он естественным путём в природе посредством биохимических реакций от деятельности микроорганизмов. Естественная природа образования этого газа и определяет его относительно низкую стоимость. До настоящего времени этот газ транспортировался от источника добычи до регионов-потребителей исключительно посредством магистральных трубопроводов. Строительство же их не всегда представляется возможным исходя из технических, а чаще экономических соображений.
Не так давно в США появились криотехнологии СПГ (сжиженный природный газ), позволяющие замораживать природный газ до температуры -163 °C в промышленных объёмах и хранить его в таком состоянии некоторое время в термосах. При низких температурах и нормальном давлении газ сжижается и уменьшается в объёме более, чем в 600 раз. Это делает рентабельной его перевозку различными видами транспорта в специальных криососудах (танкконтейнерах), в том числе и специальными морскими танкерами-газовозами.
Разработав такую технологию, США получили возможность конкуренции на газовом рынке Европы, для чего активно рекламируют и продвигают СПГ-технологии, постепенно вытесняя с европейского рынка российский магистральный газ. Газпром, реагируя на сложившуюся ситуацию, начал активно развивать производство СПГ в России. На сегодняшний день мы уже имеем пуск крупнейшего завода «Ямал-СПГ» и ещё нескольких десятков малотоннажных заводов местного значения. Ближайшее место возможного строительства малотоннажного завода СПГ для нашего региона — город Братск (1 700 километров) и в перспективе — Сковородино (1000 километров).
Казалось бы, вот оно решение проблемы. Вози СПГ и газифицируй край, но не всё так просто, потому что существующие криотехнологии очень дороги, а главное, не совершенны и имеют целый ряд эксплуатационных трудностей, не позволяющих реализовать газификацию чисто на технологиях СПГ.
Газ СПГ— нестабильная жидкость, стремящаяся к испарению. Срок его бездренажного хранения в криососудах зависит от многих факторов и составляет от 14 до 20 суток, что не даёт возможности просчитать и обеспечить соответствие текущей потребности в газе с его наличием. Но главная причина всё же — это отсутствие сетей газораспределения под природный газ. Их просто никто не строил. Получается, что газификация края на основе СПГ также не возможна. Это подтвердили тщетные попытки в этом направлении одного из бывших губернаторов края, а также неутешительный вердикт комиссии компании «Газпром Промгаз», изучавшей этот вопрос в регионе в период с 2016 по 2017 годы.
Порочный круг замкнулся: «Нет газа, никто не строит сети, и нет сетей, никто не тянет газ».
Справедливости ради надо отметить, что газ в Забайкалье есть, но в той его разновидности, что называется СУГ (сжиженный углеводородный газ). СУГ представляет собой смесь нефтяных углеводородных газов, в основном состоящую из пропана и бутана, но к этому виду газа не относится понятие сеть. Инфраструктура газораспределения, работающая на СУГ, хоть и представляет собой по сути сеть газораспределения, называется всё же системой автономной коллективной газификации и ничего общего с полноценными сетями газораспределения, работающими на природном газе, не имеет.
Пропан-бутан диаметрально отличается от природного газа. Он в три раза калорийнее природного газа и тяжелее воздуха. Он легко сжижается при незначительном давлении, и это делает его доступным для транспортировки, но он имеет довольно высокую температуру конденсации (-0,5 °C), что затрудняет его использование уже при температурах чуть ниже 0 °C.
Таким образом, газы настолько разнятся в свойствах, что газоиспользующее оборудование, настроенное на природный газ, не будет работать на СУГ и наоборот.
Имеющиеся у нас коллективные сети газификации на основе СУГ (группа пятиэтажек от общего газгольдера) не могут быть использованы для подачи потребителям природного газа. То же касается и объектов индивидуальной автономной газификации. Более того, традиционные технологии строительства газовых сетей на основе СУГ протяжённостью свыше 100 метров не гарантируют стабильность их работы при низких температурах окружающего воздуха и промерзании грунтов, тем более в нашем сложном по геоклиматическим условиям регионе с резкими перепадами температур и очаговой линзовой вечной мерзлотой.
Монтаж коллективных газопроводов на основе СУГ возможен только в подземном варианте и в регионах с умеренным климатом, где промерзание грунтов не превышает двух метров.
Получается, что сложные геоклиматические условия нашего региона не позволяют надеяться на его масштабную (по типу сетевой) газификацию на основе СУГ, а природный газ у нас отсутствует.
Всё это в сочетании с запредельными тарифами на электроэнергию определяет крайне низкую энерговооружённость края. А это, в свою очередь, его низкую инвестиционную привлекательность.
Вариант сотовой газификации, предлагаемой Саидом Шарафутдиновым
По словам руководителя компании «РегионГазСервис», решение проблемы есть: «Мы разработали и с 2014 года внедряем уникальную, инновационную технологию. Она позволяет запустить полноценную сетевую газификацию компактно расположенных жилых и производственных объектов в крае, несмотря на отсутствие самого природного газа. Не нужен магистральный газ как первостепенное и обязательное условие сетевой газификации».
Технология предполагает постепенное выстраивание сети газораспределения региона очаговым, но планомерным строительством локальных базовых сетей (сот), которые могут быть легко объединены в единую сеть газораспределения. Уникальность технологии заключается в том, что она позволяет разорвать сложившийся порочный круг «нет газа – нет сетей, нет сетей – нет газа». Он и сдерживает газификацию края. Также эта технология снижает капитальные вложения, появляется возможность газифицировать регион силами абонентов сетей.
«Есть технологии, позволяющие приступить к газификации края уже сегодня, а с ростом числа сетей и объёмов потребляемого ими газа подтянется и газ, и совсем не важно, в какой из его разновидностей: СПГ, КПГ, Био, Синтезгаз или магистральный. Мультитопливные сети справятся с любым из них. Био и Синтезгаз – это альтернативные энерготехнологии, которые смогли бы не только снизить себестоимость отопления, но и стимулировать бурное развитие отраслей экономики, в первую очередь, связанных с сельским хозяйством. А это ещё одна ступенька лестницы к экономической самодостаточности и независимости края», - рассказывает Шарафутдинов.
В соответствии с федеральным законом от 31 апреля 1999 года № 69 строить такие сети можно по желанию потенциальных абонентов сетей по индивидуальным проектам и при их непосредственном финансировании. На сегодняшний день с 2015 года в окрестностях Читы успешно функционируют уже три таких опытных газовых сети. Это позволяет говорить о состоятельности сотовой сетевой газификации.
Предоставим слово руководителю «РегионГазСервиса».
«Принцип простой. Сначала мы построили одну сеть на одной улице, потом на другой. В следующий сезон — ещё сеть. Это локальные сети, которые постепенно можно соединить между собой. В итоге, через какой-то промежуток времени начинают собираться сети по всему краю.
Удалось снизить стоимость такой газификации объекта площадью до 200 квадратных метров до 350 тысяч рублей, в том числе, технологическая врезка чуть более 200 тысяч рублей. Стоимость автономной индивидуальной газификации аналогичного объекта (из нового оборудования) составляет порядка 700–750 тысяч рублей. Есть возможность дополнительно снижать стоимости газификации за счёт организации производства части оборудования и комплектующих сетей на местных краевых предприятиях. Бремя стартовых затрат абонентов сетей на газификацию возможно снизить практически вдвое за счёт дотаций затрат населения на цели сетевой газификации из средств краевого бюджета.
Как это не абсурдно звучит при трещащем по швам бюджете края, но эта мера в значительной степени могла бы стимулировать активность населения, повысить его интерес и интерес бизнеса к газификации, а это, в свою очередь, повысило бы доходную часть бюджета края. Более того, 50% субсидирование затрат населения и предпринимателей на цели сетевой газификации позволило бы газифицировать край без массового привлечения к этому крупных бюджетных средств.
Основным сдерживающим фактором массового продвижения сотовой сетевой газификации является довольно высокая величина эксплуатационных затрат за счёт дороговизны СУГ и низкого качества домов по теплоизоляции. На сегодняшний день практический опыт показывает, что эксплуатационные затраты по газу составляют в среднем порядка 7–8 тысяч рублей на 100 квадратных метров отапливаемой площади в месяц. Вместе с тем, в грамотно утеплённых домах аналогичный показатель не превышает и 3300 рублей в месяц.
Эксплуатационные затраты по топливу возможно значительно снизить не только за счёт хорошего утепления домов, но и за счёт снижения его стоимости, а это возможно с ростом числа сетей. С ростом объёмов потребления газа снижается величина отпускных цен от его производителей (поставщиков). При достижении числа потребителей сетей от 3 тысяч и выше возникает экономическая предпосылка для строительства собственного завода СПГ в Братске и организации поставок в регион значительно более дешёвого магистрального газа в агрегатном состоянии СПГ. Это уже совершенно иной уровень решения вопроса».
Почти упущенный джекпот
В этом контексте стартовавшая с 1 октября 2018 года экологическая программа «Чистый воздух» просто джекпот. Городу и краю неслыханно повезло, считает Шарафутдинов, главное — не упустить шанс: «Несложные расчёты и опыт показывают, что всего за 1 миллиард из планируемых 10 на экопрограмму, возможно перевести на газ от 5 до 10 тысяч домов из 13 тысяч, коптящих воздух города. Ещё 3–4 миллиарда рублей позволят построить в Братске собственный, принадлежащий краю завод СПГ и создать необходимую инфраструктуру для его реализации в регионе.
Очевидно, что даже с 5 миллиардами рублей возможно выполнить не только основную задачу программы, а именно - снизить объём вредных выбросов в атмосферу на 20%, но значительно улучшить этот показатель, а кроме того, улучшить качество и условия жизни людей, повысить энерговооружённость и инвестиционную привлекательность региона, создать предпосылки для его экономического роста».
Миллиарды программы «Чистый воздух» легко спустить и не добиться того, для чего они предоставлялись — чистого воздуха в Чите. Без сокращения печного отопления и частных котельных в городе, которые особенно зимой коптят небо, вряд ли можно достичь поставленных программой целей и задач. Может быть, стоит поверить и рассмотреть альтернативные варианты газификации региона. Не отмахиваться от идеи, как от назойливой мухи. Пока же Саид Шарафутдинов не находит поддержки у соответствующих ведомств и министерств.