Будучи чиновником, она олицетворяла культуру Читы, Читинской области, а потом и Забайкальского края более 20 лет. Мнения о её деятельности кардинально противоположные - от публичных признаний в её великолепии от экс-губернатора Равиля Гениатулина до «дайте уже по мозгам госпоже Сыроватке» от Иосифа Кобзона.
Сейчас она главный режиссёр концертных программ и проектов театра национальных культур «Забайкальские узоры». Директор театра — её дочь Мария Гуськова, которая в пересменку губернаторов даже стояла у руля министерства. Художественным же руководителем театра является муж Галины Петровны, Николай Сыроватка. Такой семейный подряд. Или клан. Кому что ближе.
В серии текстов-биографий на «Чита.Ру» уже опубликованы вольные биографии экс-губернатора региона Натальи Ждановой, спикера заксобрания Игоря Лиханова, депутата Законодательного собрания, предпринимателя Валерия Нагеля и других. Все собранные редакцией биографии можно прочитать здесь.
Работа
Галина Петровна родилась 12 ноября 1957 года на станции Оловянная Читинской области. Образование у неё максимально культурное. В 1977 году она окончила Читинское культурно-просветительское училище, а ещё через семь лет — Хабаровский институт культуры. Видимо, заочное отделение, потому что с 1978 года она работала в училище. Почти 15 лет. До 1992 года она руководила сводным хором училища, самодельными хоровыми коллективами.
С песней по жизни
Она вокалистка. И её голос был люб даже губернатору. Уже будучи в должности министра культуры она по просьбе Равиля Гениатулина пела про влюблённые тополя.
На вопрос, умеет ли она играть на ложках, Сыроватка отвечала: «Играть на ложках несложно. Однако, я предпочитаю вокал».
В 2007 году Галина Сыроватка отмечала 50-летие. Был бенефис на сцене краевого драматического театра.
«Со сцены звучали любимые песни и романсы присутствующих: «Гляжу в озёра синие», «Куда уходит детство», «Тополя», «Барыня», «Хочу любить и наслаждаться», «Песня казачьих вдов», «Косынка», «На тот большак». А когда Галина Петровна пела «Колю - Николашу» - для своего замечательного супруга Николая Сыроватки и песню семейских «Лампадочка» - в честь юбилея директора областной библиотеки им. А.С.Пушкина Нины Лапенковой, ей подпевала без преувеличения вся забайкальская культура. А Николай Сыроватка вышел на сцену в костюме шамана с бубном и посулил супруге, что «увезёт её в тундру», - так описывали этот концерт в СМИ.
Скорее всего, с Колей-Николашей она познакомилась в училище культуры. Он работал там по распределению после окончания Хабаровского института культуры. Там же и зародилось их главное детище - ансамбль «Забайкальские узоры». Гораздо позже он стал театром национальных культур, но всегда оставался гаванью, в которую возвращались члены семьи.
Полтора года назад сайту «Гуранка» Сыроватка признавалась, как важны для их семьи «Забайкальские узоры».
«Жизнь нашей семьи неразрывно связана с театром, от самых его истоков. С появлением нашего трио в репертуаре ансамбля, до этого инструментального, появились песни забайкальских композиторов, русские народные песни, но основу, по-прежнему, составлял фольклор семейских Забайкалья. Особенно популярна у слушателей в то время была песня «Лампадочка». На протяжении многих лет я оставалась солисткой коллектива. Даже будучи министром не оставляла свою творческую жизнь», - говорила она.
Госпожа министр
В руководство городской культурой Галина Сыроватка попала в 1992 году. Первоначально она возглавила управление культуры Читы, а с 1998 года - уже областной комитет. После создания Забайкальского края все комитеты автоматически стали министерствами. Соответственно, Сыроватка стала министром культуры.
Среди своих заслуг в этой должности Галина Сыроватка называла создание областного библиотечного коллектора, методического и информационно-аналитического центра культуры, передвижного творческого центра. Помимо этого — создание концертно-циркового комплекса «Забайкалье», получение статуса театра её же «Забайкальскими узорами», открытие читинского филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусства.
Также к заслугам Сыроватки относят активизацию гастрольной деятельности профессиональных творческих коллективов по стране и за рубежом. При ней начали выпускать газету «Культура Забайкалья», ежегодно проводился областной смотр-конкурс «Забайкальское село», конкурс красоты «Снежная королева», театрально-информационный форум «Театр-информ 2005», началась реализация проекта художественно-просветительской программы «Академия искусств «Новое передвижничество».
«Деятельность Галины Петровны по формированию региональной культурной политики, организации и проведению масштабных культурных проектов способствует значительному повышению статуса отрасли, формированию положительного имиджа Читинской области», - так её охарактеризовали в министерстве для рубрики «Гость портала», в которой она участвовала на «Чита.Ру» в 2009 году.
Сыроватка принимала в Чите два первых кинофестиваля. Говорила, что опасается за читинцев, которые могут нагрубить известным артистам.
Она ушла с поста министра в 2013 году, после того, как новый губернатор Константин Ильковский отправил всё правительство в отставку. При Равиле Гениатулине она была неприкасаемой. Он был всегда к ней очень благосклонен. Возможно, это связано с личной семейной дружбой. Он говорил, что она «лучший министр на забайкальской земле конца 20 и начала 21 века», защищал её от нападок Кобзона.
Иосиф Кобзон
Одним из самых громких скандалов, связанных с именем Галины Сыроватки, были реплики и высказывания о ней Иосифа Кобзона. Он, будучи депутатом Агинского Бурятского округа, приезжал в регион часто. Всегда давал концерты, проводил пресс-конференции. В 2012 году на одной из них, отвечая на вопрос об оценке деятельности министерства культуры Забайкалья, Кобзон сказал, что недоволен работой минкульта.
«Я огорчен работой министерства культуры, так называемого. Очень плохо работает министерство. Оно никак не работает. Коллективы сами выживают. На неё все жалуются. Говорят, что никакой помощи от министерства культуры нет!» - сказал он.
А дальше поделился отношением Сыроватки к нему: «Несмотря на то, что я народный артист СССР и первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, министр культуры госпожа Сыроватка меня ни разу не встречала и не провожала. Она никогда не звонит мне, не советуется. А ведь я старше её и опытнее. И я бы мог дать ей дельные советы. Ей просто с руки ко мне обращаться, но она этого не делает».
Где-то между этими высказываниями и пролетело ставшее притчей во языцех «дайте по мозгам госпоже Сыроватке».
Гениатулин через несколько дней прокомментировал высказывание Кобзона. Отметил, что его слова – это своего рода намёк и «может быть, и наша оценка». «Это оценка Иосифа Давыдовича, он имеет право. Хотя я могу следующее сказать: это вообще эпоха героических руководителей культурой и искусством. Закона федерального о культуре нет. Сейчас все законы есть – об образовании, есть различные законы другие, о физкультуре и спорте даже есть закон. А такое важнейшее направление идеологическое как культура и искусство до сих пор федерального закона не имеет. Нет программы федеральной нормальной».
И дальше шло перечисление деятелей региона от культуры, которые в немыслимых условиях работают за гроши.
Кобзон и после этого нелестно отзывался о Галине Сыроватке.
«Критиковал за то, что она сделала из своего ансамбля местническую организацию и работала только на неё и для неё. Я не хочу сказать, что она воровала, но то, что средства, выделяемые на культуру в таких городах как Краснокаменск, Нерчинск, Шилка не видели, это я гарантирую, потому что бывал там. Ещё тогда я рекомендовал Равилю Гениатулину подумать о её работе, но он меня не послушал. Я ему сказал, что нужен не творец, не певица, не певец — министр культуры, а нужен менеджер, который может и должен правильно помогать развитию культуры в крае», - говорил он.
Сама Сыроватка слова великого артиста прокомментировала только через 4 года в интервью телеканалу «ЗабТВ».
«Я никогда не держала обиды на этого человека. Я боготворила его всегда. Я по сей день боготворю его голос, с уважением отношусь к его могучей фигуре. Ну не встретила я его у трапа самолёта с букетом цветов. Мы на службе. Если бы меня поставили, мы же люди подневольные, отвечать за встречу Кобзона, естественно, я бы была у трапа самолёта», - сказала она.
Как будто речь шла только об этом.
Семья. Дочь Мария
Другой крупный скандал с именем Галины Сыроватки был связан с её дочерью Марией.
В 2005 года бывшего мужа Марии Алексея Гуськова, который к тому же был депутатом городской думы, задержали по подозрению в совершении ряда серьёзных преступлений. Он арендовал гараж в краевой филармонии, в котором был обнаружен целый арсенал оружия, в том числе, гранаты, тысячи патронов, мина. По мнению следствия, с помощью этого арсенала банда Гуськова совершала нападения на трассе Иркутск - Чита. Его осудили на 8,5 лет колонии.
В октябре 2018 года в пресс-службе следственного управления сообщали, что сейчас Гуськов вместе с другим экс-депутатом Непомнящим вновь находятся под следствием. Их обвиняют в убийстве более двух человек. В интересах следствия подробности не разглашаются.
Тем не менее, всё это не помешало Марии Гуськовой строить прекрасную карьеру.
В 2013 году она стала директором театра «Забайкальский узоры», который возглавлял её отец Николай Сыроватка. Он остался художественным руководителем театра. Руководила тогда министерством культуры мама Марии. Министерство и организовывало конкурс на замещение вакантной должности.
Когда к власти пришла Наталья Жданова, она назначила Марию Гуськову и.о. министра культуры. Правда, ненадолго. Мария поработала министром до выборов Ждановой. После своего избрания Наталья Жданова сняла Гуськову с должности и назначила министром директора другого коллектива — фолк-театра «Забайкалье» Елену Михайлову.
Гуськова, конечно же, вернулась в «Забайкальские узоры». Вновь стала директором.
Вся эта пересменка — повод для шуток и едких замечаний. Сложно оценивать профессиональную деятельность «Забайкальских узоров» и не исключено, что всё держится исключительно на семье Сыроваток. Но когда руководство крупного творческого коллектива разделено на трёх членов одной семьи, это всегда криво.
Творчество. На громкой окраине
«Забайкальские узоры» по очевидным причинам всегда пользовались привилегиями. Коллектив даже в самые непростые годы жил и умудрялся гастролировать.
В эфире «Радио-Чита» в 2017 году накануне 40-летнего юбилея «Забузоров» Сыроватка рассказывала, как в сложные годы для коллектива помогал Гениатулин: «Равиль Фаритович принимает очень мудрое и жизненное для нашего коллектива решение: создаёт муниципальный ансамбль песни и танцев «Забайкальские узоры». Появились танцевальная и хоровая группы. В 2002 году коллектив получил статус государственного ансамбля. Через три года решаем стать театром».
Благодарить, конечно, есть за что, коллектив существует, в том числе, и за счёт бюджетных денег.
В 2016 году «Забайкальские узоры» попали в цепочку скандалов. Видимо, там где солирует фамилия Сыроватка, по-другому нельзя. Тем более, тогда заступаться было некому. Причина очередного скандала — проверка «Забузоров» министерством финансов. Оказалось, что в сравнении с другими коллективами в 2014 году на «Забузоры» выделяют гораздо больше средств. За это необходимо выполнять определённые условия — ставить новые спектакли, наполнять зал, ездить в районы. Часть из этих условий не выполнили. Удивлял и завышенный зарплатный фонд руководства.
«В 2014 году ежемесячный размер зарплаты директора «Забайкальских узоров» Марии Гуськовой должен был составлять 91 тысячу рублей до 1 октября 2014 года и 105,8 тысячи рублей с 1 октября 2014 года. Фактически же среднемесячный размер её зарплаты составлял 112,8 тысячи рублей. Но она с таким показателем была лишь второй.
Первое место со 116,5 тысячами рублей ежемесячно уверенно держал отец Марии Гуськовой Николай Сыроватка. Третье место принадлежало заместителю директора по работе со зрителями Галине Сыроватке. Её среднемесячная зарплата в 2014 году была равна 83,7 тысячи рублей. Замдиректора по работе с персоналом Евгения Топоркова ежемесячно получала на 20 тысяч меньше коллеги - 63,8 тысячи рублей, главный бухгалтер – 70 тысяч рублей», - разбиралось тогда «Чита.Ру».
Вот ещё один интересный факт, который выявила та же проверка: «В марте 2014 года директор «Забайкальских узоров» Мария Гуськова вылетела в Москву для организации гастролей. Вместе с ней для этого же в столицу улетела Галина Сыроватка. Она должна была оформить документы для выезда коллектива на гастроли в Канаду. Галине Сыроватке возместили расходы на поездку в 193,1 тысячи рублей. Поездка «Забайкальских узоров» в Канаду не состоялась».
«Забайкальские узоры», конечно, с актами проверки не соглашались и пытались всё оспорить.
Другой скандал, и опять денежный, возник у «Забайкальских узоров» из-за постановки спектакля «На тихой окраине».
В 2015 году театр выиграл федеральный грант на эту постановку. Премьера состоялась на год позже. На неё, кстати, пришла старая гвардия бывших руководителей. В зале, помимо Равиля Гениатулина, был замечен экс-министр образования Константин Карасёв.
Контрольно-счётная палата проверила отчёт о спектакле и обнаружила нарушения. К делу подключалась прокуратура. Оказалось, что «Забайкальские узоры» не выполнили обязательства по госконтракту.
И даже это не всё. Была ещё история со строительством этнопарка. Правительство Забайкальского края передало участок в 240 соток «Забайкальским узорам» в 2009 году на праве безвозмездного бессрочного пользования под строительство парка. Строительство там началось только после огласки истории с безвозмездной передачей земли.
Но все эти скандалы затихли. Видимо, «Забузоры» смогли оправдаться или Галина Петровна подключила старые проверенные связи.
К юбилею ансамбль выпустил о себе фильм «Нам 40 лет!»
До площади Ленина
На прошедшем праздновании Дня России в Чите также солировала семья Сыроваток. Раньше они традиционно организовывали празднества у себя на площадке перед театром на КСК, а в этом году изменили локацию и вышли на площадь Ленина. Замахнулись на организацию городского праздника. Подключили диаспоры. Это было несложно, ведь Николай Сыроватка к тому же является и председателем ассамблеи народов Забайкалья.
На площади разместили русское подворье с баней, где пели и плясали забайкальские казаки. Был дворик у армянской диаспоры, установили бурятскую юрту с угощениями и украшениями. А ещё — восточная чайхана, цыганское подворье и эвенкийский чум. Зоопарк «Радуга» привёз для подворий домашних животных. Читинцев кормили национальные кухни. Была зона для фотосессий — копна сена.
На сцене выступали артисты «Забайкальских узоров», в том числе, детского отделения. Ведущей была Галина Сыроватка.
Позже в интервью ГТРК «Чита» она подробно рассказала об организации праздника. Если соскучились по Галине Петровне, можете посмотреть.
Когда Сыроватка была министром, за ней следом ходила её заместитель Дулмажаб Жамсоева. Обе всегда были ярко одеты, с макияжем и укладками. Чем сейчас занимается Дулмажаб Жамсоева, непонятно. В 2012 году она ушла из министерства, говорили, что из-за скандала с Сыроваткой.
Награды
Галина Сыроватка награждена знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1990), знаком «За усердие на благо Читинской области» (2002), почётной грамотой Министерства культуры, образования и науки Республики Монголия (2002), знаком «За усердие на благо Читинской области» (2002), медалью «За заслуги перед Читинской областью» (2007), Почётной грамотой Министерства культуры, образования и науки Республики Монголия (2002), знаком «Отличник погранслужбы», благодарностью Министра культуры и массовых коммуникаций России (2006, 2007), Почётной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций России (2007).
Она является заслуженным работником культуры России (2003), заслуженным работником культуры Агинского Бурятского округа (2003). Почётный профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (2000).
Цитаты
Галина Петровна недолюбливала журналистов. Она говорила про вырванные фразы из контекста. Это, конечно, прежде всего относилось к интернет-СМИ. На телевидении и радио она выступала регулярно.
Тем не менее, однажды она участвовала в рубрике «Гость портала» на «Чита.Ру».
Вот некоторые её цитаты:
«Слухи о моей немилости к сети Интернет сильно преувеличены. Причиной тому одна из особенностей современной региональной (и не только) журналистики. Любое высказывание следует рассматривать в контексте обсуждаемой темы и заданного вопроса. Когда-то, отвечая на вопрос журналиста, я говорила о том, что отсутствие доступа к сети Интернет не самая большая проблема подростков в малых деревнях. По складу мышления и убеждениям я реалист и прагматик, и у меня нет потребности «взметнуться над реальностью». Чатам и форумам предпочитаю живое общение».
«Меня всегда отталкивало стремление некоторых людей выставить Забайкальский край отсталой, недоразвитой землёй. Каждый вращается в том кругу, которого он заслуживает. По роду деятельности мне приходится встречаться со многими людьми в больших городах и в отдалённых сёлах. Это всегда прекрасные, искренние люди».
«До вашего вопроса я не задумывалась над секретом своей молодости и энергичности. Наверное, эти качества взаимосвязаны. Энергична я с детства. Пользуюсь макияжем и хорошей косметикой».
«Приходилось, и не раз, (бывать в ночных клубах) особенно в «Золотом Олимпе». С первого дня открытия мы сотрудничали, проводили совместные мероприятия, пыталась помогать профессиональными кадрами, в общем — встать на ноги. Сегодня это заведение «раскручено», молодёжь отдыхает и развлекается в соответствии с личными пристрастиями».
«Солдаты-срочники – такие же граждане РФ, как и остальное население, и они имеют право на получение культурного обслуживания».
«Я прекрасно отдаю себе отчёт в существовании других (кроме казачьего) направлений в современной музыке. К сожалению, некоторые из них утратили широкую популярность в последнее десятилетие. Однако, это совсем не значит, что мы собираемся сидеть сложа руки.
Большие надежды в возрождении эстрадного исполнительства возлагаются на краевую филармонию. Долгое время это учреждение переживало не лучшие времена. Сейчас в штате учреждения снова два эстрадных и один джазовый коллектив, и это не предел. Музыканты, когда-то покинувшие филармонию, возвращаются к своей профессии, появляются молодые исполнители, к которым мы стараемся отнестись со вниманием. А это значит, что у эстрадного исполнительства в Забайкалье есть реальные перспективы».
«Действительно в кризис выживаем. Но руки не опускаем. Учреждения культуры работают стабильно (за исключением периода эпидемии)».
«Мне удалось не заболеть гриппом благодаря простым правилам известные всем: масочный режим, приём противовирусных препаратов, свежий воздух, а дома добавляла в пищу чеснок».
А вот цитаты из других СМИ.
«Нужно видеть в негативе позитив. Я всегда за тех губернаторов, которые вкладываются в культуру. Что плохого, что Ильковский за счёт части бюджетных средств приобрёл орган. Да, тяжёлое было время, уже кризис наступил. Этим гордиться надо».
К слову, не так давно Четвёртый арбитражный апелляционный суд Забайкальского края обязал театр национальных культур «Забайкальские узоры» вернуть подаренный ему в 2016 году автобус КАВЗ-4235-31 стоимостью 2,7 миллиона рублей в имущество Исполнительной дирекции социально-значимых проектов, которая признана банкротом из-за долгов на общую сумму более 43 миллионов рублей. Автобус купила дирекция в 2014 году на краевые деньги, выделенные для проведения международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества». ШОС - детище Ильковского, того самого, который «вкладывался в культуру».
И слова Сыроватки о любимом муже:
«Маг, волшебник Николай Васильевич. Сорок лет держать коллектив и 40 лет делать всё, чтобы коллектив был интересен публике. Это его внутреннее требование, чтобы фальши не было».
Редакция «Чита.Ру»