Общество Ерёмино - от рассвета до заката

Ерёмино - от рассвета до заката

Жители с гордостью рассказывают, что Ерёмино - дружная деревня. Сравнивают себя с Сивяково. У тех, говорят, собаки в каждом дворе злые, никто и чаем не угостит.

«Раньше-то каждая худая доярка держала по поросёнку. А сейчас — картошку и то не все садят», - встречают нас ерёминские мужики. Старожилами себе не считают, хотя живут в селе десятки лет. Помнят те времена, которые ёмко характеризуют «браво было». Работал совхоз, засаживались поля, доились коровы. Сейчас в Ерёмино не ходит даже автобус, плохие дороги, нет работы.

Но четыре улицы уставлены домами, из окон с разноцветными ставнями выглядывают простенькие занавесочки, в огородах видны стоги накошенного сена, строится небольшая церквушка, а проспавший, видимо, утро петух громко приветствует округу. И это искреннее деревенское соседское: «Дядя Валера, у вас свежего огурца не осталось? Взялась салат крошить, хватилась, а нет».

Село Ерёмино
1 из 3
Село Ерёмино

Жители с гордостью рассказывают, что Ерёмино дружная деревня. Сравнивают себя с Сивяково. У тех, говорят, собаки в каждом дворе злые, никто и чаем не угостит.

«А у нас, если кто сломался, и ключ дадут, и домкрат, и бензину отольют. Чаем, конечно, напоим. Молоком забелим», - говорят они.

Но в отличие от Сивяково, где работает крупное молочное предприятие, ходит транспорт, есть школа, детский сад, Ерёмино смотрится сиротски.

Жители говорят, что самая большая проблема — отсутствие транспорта, хотя на одной из улиц красуется автобусная остановка. Раньше ходила маршрутка до Сивяково. Сейчас только свои машины, которые есть далеко не у всех.

«Да как ездим? Кто-то вообще пешком идёт до Кадалы, а там на маршрутку садится. Или, кто с машиной, едут, подхватывают односельчан. В мою «Ниву» порой полдеревни заскакивает», - рассказывает один из жителей.

В Советское время в Ерёмино работал большой совхоз. Сейчас смотреть на заросший бурьяном пустырь с остатками разрушенных построек больно. А жители помнят, что и где было. Вспоминают картинками, оживлённо рассказывают, незаметно проводят рукой по увлажнённым глазам.

1 из 3

«Триста семьдесят голов только дойного скота было. Вот здесь база стояла. Тут красный уголок. За ним - столовая. Я вот бригадиром был. Доярки и скотники у меня питались бесплатно. Там вот нефтебаза, за ней хранилище, гараж. Поодаль стоял телятник и родильное отделение для коров», - рассказывает Валерий Щедрин.

Показывает дальше: «Вот там большая база у нас стояла. Всё было застроено. За фермой - силосные ямы. Косили тут и дальше ездили на покос. Вся деревня работала. У меня человек 30 доярок было, и скотники коров пасли, запарку варили. В хранилище целая бригада людей была - человек 40. Шофера и трактористы. Государство давало дотации. Отчасти за счёт этого и жили. Не скажу, что надои какие-то великие были, но всё равно люди жили».

Рассказывает, что раньше спорил с агрономом, что всё в округе засажено и скот пасти негде. Сейчас — пусто. Но уже нет такого количества скота.

«Всё засажено было. Кукурузу растили, пшеницу, ячмень, зелёнку. Сейчас-то люди порой и картошку в своих огородах не садят. Говорят, больше мороки, лучше купить. А покупают эту китайскую. Безвкусную. И скот держат далеко не все. Это мы, пенсионеры, по старинке. Уже не можем без коровы, а молодёжь не хочет», - сожалеет он.

Совхоз рухнул в перестройку.

«Когда всё на колени падало, и наш совхоз упал. Сначала обманули, сказали, что союз крестьянских хозяйств создадут. Со своим паем туда войдёте. Техника коллективно будет работать. Но один попользовался, а больше никто и ничто. Всё списали. Технику угнали. Нашим ничего и не осталось. Кто сильно не работал, тот и забрал», - уточняет Валерий Щедрин.

Он в Ерёмино живёт уже 36 лет, хотя родом из Засопки. Говорит, что старожилов практически не осталось, может быть человек пять: «Поумирало много людей. Уже и не пересчитать всех. Там на краю есть брошенные людьми дома, уже разрушенные. А вот здесь — дом продают. Миллион просят. Приезжали недавно, смотрели. Молодые хотят мать из Балейского района сюда перевозить, чтобы ближе к городу. Если бы в Ерёмино транспорт ходил, пол Читы бы переехало. Места-то какие. Если модным словом говорить - экологичные».

И это бесспорно. Летом и ранней осенью читинцы ездят сюда за ягодами и грибами. Жители рассказывают, что в этом году за день удавалось по 50 литров голубики набрать. Тут бежит ключ с чистейшей водой, которую тоже канистрами набирают горожане. Она по вкусу не сравнится ни с какой бутылочной.

Валерий показывает церковь, которую уже 4 года строят, что называется, всем селом. И это дело, конечно, объединяет деревню. Сейчас ждут установки куполов. Пока работает небольшая молельная комната. Каждое воскресенье бывают службы. Больше людей приходит, конечно, на праздники — Рождество, Пасху.

1 из 5

Вспоминает, как 4 года назад вся деревня вышла тушить пожар: «Деревня жила там почти неделю. Отстояли. Я депутатом был, бегал, семь тракторов отправил сюда. Вся деревня, от мала до велика, — все тушили. Глава района потом говорил, если бы все, как ерёминские, тушили, никто бы не пострадал».

Школа в деревне работает только начальная. Здание маленькое. Школьников с 5 класса возят на автобусе в Сивяково. Но жители жалуются, что уже две недели автобус не ходит. Кто-то сам добирается, другие дети пропускают занятия.

1 из 2

Детского сада в Ерёмино нет.

«Ребятишек махоньких у нас много в деревне. Садика-то сейчас нет. Раньше был. Хороший. Добротный. А сейчас они дома сидят, хвосты коровам крутят. До школы никуда не ходят. Летом родители малышню с собой таскают: на рыбалку, по грибы, грядки полют», - рассказывают жители.

Нет в Ерёмино и фельдшерско-акушерского пункта. Если прихватит, то быстрее на своём транспорте надо ехать в больницу в Домну. Скорую порой приходится ждать по нескольку часов.

Большой замок весит на здании клуба, но он работает. Недавно приезжал ансамбль «Читинская слобода». Смотрели всей деревней.

1 из 2

«Сивяковские даже приезжали. Как-то хор бабушек из Смоленки тоже у нас выступал. Мы концертами не избалованы. Зал всегда полный», - говорят жители.

Переезжать в город не рвутся. Отмахиваются: «Что там у вас делать? Суета, маята, помойки повсюду. Да и кому мы там нужны? Кто ждёт? Где жить? А здесь — душа».

Они признаются, что деревня держится на них — на людях. Близость к городу, конечно, спасает село от вымирания. Жизнь не кипит, но движется.

1 из 2

Но отсутствие транспорта, автобус, который не возит по две недели детей в школу, скорая через 12 часов, - как будто речь идёт о глухой деревне на отшибе региона. Наверное, при должном управлении и желании близость к городу могла бы стать большим преимуществом и толчком для развития деревни. Пока же этот плюс только в одном, и то сомнительном - можно дойти пешком до Кадалы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления