Общество «Детская энергия – это источник, который меня заряжает». Интервью с учителем

«Детская энергия – это источник, который меня заряжает». Интервью с учителем

«Обучая детей, я обучаюсь сама. Совершаю открытия вместе с ними».

Она пошла учиться на биолога, а в итоге стала учителем начальных классов. Валентина Попова выбрала стезю педагогики благодаря своей учительнице биологии, которая когда-то подарила ей уверенность, что у неё всё получится. Вот уже 19 лет она работает в школе, встречает детей, только окончивших детский сад, и провожает их спустя 4 года в средние классы. Встреча и расставание волнительны, а последнее, как водится, ещё и грустно.

- Когда вы захотели стать учителем? Помните этот момент?

- Точно сказать не могу, когда именно захотела стать учителем. Когда я заканчивала 9-й класс, я не была уверена, смогу ли я поступить, не была уверена в своих силах. Уверенность, что я всё смогу, что я по призванию учитель, вселила в меня Ольга Николаевна (учитель биологии, физики, химии в Итакинской школе №30 - ред.).

Как-то получилось так, что все девочки из моего класса поступали в педагогический, я в том числе. Нельзя сказать, что я повторила за ними, я поступила на год позже. Когда мы заканчивали 11-й класс, я была уже уверена, что поеду поступать в педагогический. Сразу после 11-го класса не ездила поступать, время было тяжёлое, не было финансовой возможности, я осталась в посёлке, устроилась на работу, откладывала деньги, копила на поступление.

Первая моя работа — художественный руководитель в клубе. Там я проработала почти два года. Эта работа требовала очень много эмоций. Проведение праздников в небольшом посёлке требует много сил, каждый, даже маленький праздник нужно сделать очень хорошо, потому что сельский клуб – это единственное место, центр культуры, куда люди могут прийти. Если это День матери или 9 Мая, люди уходили со слезами на глазах, если это Новый год, значит, праздник до утра. Да, это интересно, но в то же время очень энергозатратно. Я поняла, что хочу вечера проводить дома.

Появилась возможность перейти на другую работу. Это была пекарня. Там много лет работала моя мама, двоюродная сестра тоже. Это для меня была хорошо знакомая работа, я понимала, что справлюсь. Около года я была пекарем, но уже хотела работать в школе. Одновременно я заочно училась на учителя биологии, хоть и не работала по профессии.

- Почему именно биология?

- Со школы она мне легко давалась. Веру в себя вселила моя учительница. Я изначально для себя биологию не выделяла среди других предметов. Но именно учительница биологии заложила в меня уверенность в том, что я проявляю какие-то особые способности. Я легко справлялась с заданиями, ездила на олимпиады.

В то время интернета не было, информация была недостаточной, когда учительница предложила мне поехать на одну олимпиаду, она сама не знала, что семиклассники не участвуют. Когда мы приехали в районный центр, оказалось, что я была младше всех. Но раз я приехала, мне дали возможность поучаствовать наравне с другими классами, несмотря на то, что я на тот момент не знала биологию за 9-й класс. Хотя, надо честно сказать, я к этой олимпиаде не готовилась. Это была зима, декабрь, холодно, я плохо переносила поездки, это всё тоже сказывается на результатах. И несмотря на всё это, я заняла по району третье место.

- То есть осознание того, что вы хотите стать учителем, пришло постепенно?

- Когда мы учились в начальной школе, одна моя одноклассница говорила: «Я хочу стать учителем». Я ей говорила: «Но, ты что, нам ещё столько лет учиться в школе, а потом опять в школу ходить. Я не готова». В то время я не мечтала об этом. Вообще не помню, кем я тогда хотела стать. А когда уже заканчивала 9-й класс, то понимала, что лучше биологии я не знаю ничего. И решила связать себя с ней. Учитель биологии нашей школы решила, что когда я выучусь, то буду преемником после её ухода на пенсию. Так я и решила, что мне надо стать учителем биологии и что я это смогу.

Когда закончила 11-й, то уже даже мыслей других не возникало, я уже точно знала, что поеду поступать в педагогический университет, который находился в Чите. Училась я заочно, так как мне нужно было работать, обеспечивать саму себя, зарабатывать деньги на учёбу.

Когда я училась на третьем курсе, появилась возможность пойти работать в нашу поселковую школу. Первый год я работала библиотекарем.

- А как вы сами учились в школе? Какая была успеваемость?

- Учёба мне давалась легко, особых усилий я не прилагала, была хорошисткой. Биология, география – все предметы для меня были нетрудными. После окончания 9-го класса я училась в другом посёлке в 10-м и 11-м классе. Тогда я уже понимала, что мне для поступления в вуз нужен хороший аттестат, чтобы поступить на бюджет. На платном учиться возможности не было. Это была мотивация, чтобы хорошо сдать экзамены — нужно хорошо окончить школу, чтобы аттестат был как можно лучше.

- Какие интересные моменты помните из своей школьной жизни?

- Первые воспоминания о школе – это время, когда я собиралась идти в первый класс. Я была очень маленькой и худенькой и помню разговор взрослых, когда говорили: «Ой, сейчас такая тяжёлая программа, а она у вас такая маленькая». И я в школу шла со страхом, потому что я, как и все дети, понимала всё буквально. Я представляла себе, что буду носить в школу какую-то тяжёлую программу в рюкзаке и что мне будет очень тяжело. Страхи эти быстро развеялись, потому что я знала все буквы, а когда мне показали, как их складывать, я сразу начала читать.

В общем, училось легко, никогда ничего не зубрила, понимала материал. И по сей день так – если я не поняла, то заучить не получится.

- Какие уроки вы любили, а какие нет?

- Когда я училась в школе, не любила физкультуру некоторое время. Потому что у нас с первого класса её вёл мужчина. Сначала один физрук был, потом другой – Дмитрий Владимирович. Мальчишки его любили, брали с него пример. Он был очень строгий, муштровал нас, как в армии. Это была какая-то борьба на выносливость. Весь урок мы находились в напряжении. Вроде и интересно, но и сложно. Стеснялись пожаловаться ему, если, например, живот болит. Да и вообще, это был единственный учитель-мужчина в школе, в основном же в школах работают женщины. Я чувствовала эту скованность, стеснялась, что это дяденька, а не тётенька.

Ещё строгой была учительница по русскому языку, там тоже весь урок в напряжении работали от звонка до звонка. Но какие бы ни были строгие учителя, я обо всех вспоминаю с теплотой и благодарностью.

Когда я заканчивала 9-й класс, у меня было тревожное состояние. Что будет дальше, я покидаю родные стены, впереди какая-то неопределённость, новая жизнь, которую я совсем не знаю. Понимала, что скоро я отучусь. Идя утром в школу, глядя на неё издалека, я грустила, наворачивались слёзы на глаза. Весь 9-й класс я вся была в каком-то трепете, что я с ней прощаюсь, мне было жалко.

В то время я ещё не знала, что скоро туда вернусь уже учителем. Я рада была вернуться спустя 4 года, думала: «Вот, я зря страдала».

- Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?

- Каждый раз как в первый раз. И все школьные линейки ещё с тех времён, когда я сама училась в школе, всегда были очень волнительными. Даже когда я на линейке была в качестве гостя. Всё всегда настолько трогательно, даже несмотря на то, что прошло много лет.

При встрече с классом я волнуюсь, пока их не увижу. Как только я говорю первое слово, завязывается диалог, включается какая-то лампочка, и я уже другая. Даже по утрам иду на работу ещё немного вялая, не проснувшаяся, но как только переступаю порог класса, забывается всё. Я отключаюсь и не помню ни о чём — вот класс и я. И только когда закончился последний урок, прозвенел звонок, только потом я понимаю, что я устала, что что-то заболело. Я настолько погружаюсь в работу, что всё уходит на задний план. Есть дети, я и тема урока, мы работаем.

- Помните свой первый урок?

- Первый урок не помню, но в первый год моей работы в школе, когда была библиотекарем, я замещала учительницу начальных классов, когда она уезжала на сессию. Вела окружающий мир, технологию. Мой куратор (так наверно, правильно будет её называть) Ольга Николаевна, которая как раз и вселила в меня веру в то, что я должна быть учителем, взяла надо мной шефство. Она ходила ко мне на уроки, учила меня методике преподавания. Именно от неё я получила азы, а не из университета. Это, конечно, не минус университету. Там изучается теория. А практика – только на месте, только методом проб и ошибок.

И именно Ольга Николаевна научила меня, как правильно вести урок, как правильно стоять, как правильно говорить и задавать вопросы. Она очень многое мне дала. Потом я стала замещать её уроки, когда она уезжала на курсы или была на больничном. Я вела биологию в её классе. А в 2003 году мне дали классное руководство, часы биологии. Ольга Николаевна продолжала ходить ко мне на уроки, она как будто по-матерински мне передавала свой опыт. Я всё брала от неё. Она, конечно, это видела.

- Расскажите, как вы из учителя биологии стали учителем начальных классов?

- Я тогда работала в маленькой поселковой школе. В один год возник вопрос о том, чтобы сделать её малокомплектной - объединить первый класс с третьим, а второй с четвёртым. То есть детей стали учить два учителя, а не четыре. Возникли тревоги, что какую-то часть учителей сократят. Я была биологом, у меня была маленькая нагрузка, часто приходилось вести другие уроки, в том числе замещать учителя начальных классов по разным причинам – больничный, сессия, повышение квалификации.

В один момент в начальной школе остался один учитель, а так как я часто замещала там уроки, директор мне предложила перейти в начальную школу. Я согласилась, так как иначе было возможно вообще попасть под сокращение из-за того, что я была тогда самой молодой учительницей. Я прошла переподготовку, получила дополнительный диплом и стала учителем начальных классов.

- Вот вы работали в старшей школе, а потом в начальной – с теми, кто только пришёл из детского сада. Как вы поняли, что хотите работать именно с малышами?

- Вообще учителя, наверное, как солдаты. Надо значит надо. Идём и вливаемся в работу, особо не задумываясь, хочется или нет. Работая в малокомплектной школе, я долго совмещала. Я уже была учителем начальных классов и вела биологию в старших. Совмещать очень трудно. Про таких учителей говорят «многостаночники». Это участь сельских школ, так как кадров не хватает. Ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Всё приходится делать. Я даже не помню, какой предмет я не вела в поселковой школе.

- Что вам не нравится в вашей работе?

- Мне не нравится то, что, придя домой, я продолжаю работать, собственно, как и все учителя. Несмотря на то, что 19 лет я в школе, я все эти 19 лет сокрушаюсь об этом. Многие мои знакомые говорят, что дома вечером они забывают о работе, пока утром не придут на неё снова. У учителей не так, мы дома продолжаем работать – проверяем кипы тетрадей, готовимся к следующим урокам, пишем планы. А ещё самообразование. Практически всё свободное время на это уходит. Я работаю в школе, работаю дома, работаю всегда. Родитель, например, позвонит вечером – как я не отвечу? Отвечу, выслушаю, посоветую.

- А что нравится в работе?

- Обучая детей, я обучаюсь сама. Совершаю открытия вместе с детьми. Наверно, правильно говорят учителя-стажисты, которые отработали по 30–40 лет, что мы остаёмся молодыми благодаря детям. Мы радуемся их открытиям как своим, как будто заново мир открываем. Сейчас у меня первый класс – эти детки только пришли из детского сада, они непосредственные, радуются каждому своему новому самостоятельному шагу. И я радуюсь вместе с ними, а может, даже и больше них.

Детская энергия – это такой источник, который меня заряжает. И даже если день не задался, подбежит в конце дня ко мне ребёнок, обнимет, как маму, и это перечеркнёт все плохие эмоции. Когда у меня 30 учеников, и один родитель сказал мне: «Спасибо большое!», это затмевает все неудачи. Одно-два «спасибо» от детей и родителей — для меня это значит много. Значит, я правильно всё делаю.

- Чем на самом деле учителя занимаются в учительской? О чём они говорят? Что там происходит? Потому что обычно ученикам кажется, что там какая-то тайная комната.

- Я несколько лет не была в учительской (смеётся). Раньше, когда были бумажные журналы, учительская была кабинетом, где они хранились. Один учитель приходил и ставил журнал, а второй приходил и брал. Перемена же короткая, поприветствовали, обменялись фразами, впечатлениями о классе.

- Чай пили?

- Нет, никогда в учительской чай не пили. Перемена 10 минут, какой там чай. Журнал схватил и убежал.

В нашей учительской сейчас очень уютно, там есть диваны, стол большой. Наверно, это когда у кого-то из учителей старших классов нет урока, они там проверяют тетради. Я туда захожу только в крайнем случае, чтобы посмотреть какую-то информацию на стенде.

- Это у вас какой-то свой офлайн-портал, где вы смотрите расписание, объявления, планы?

- Да, расписание, приказы, план работы на каникулы и прочее. Так как я работаю в начальной школе, у меня маленькие дети, за которыми всегда нужно присматривать, то мне абсолютно некогда ходить в учительскую. Я всегда нахожусь с детьми.

- Какой самый глупый или странный вопрос вам задавали ученики?

- Есть вопросы, которые я не люблю, — «Когда будет звонок?», «Когда закончится урок?» Недавно вот один мой первоклассник прямо во время урока поднял руку и спросил: «Валентина Владимировна, а у вас были до нас ученики?» (смеётся)

- Вы поддерживаете отношения со своими школьными или университетскими друзьями?

- Да, поддерживаю. Есть подруга Наташа, мы дружим со школы, с первого класса. Вместе проучились все школьные годы, потом, когда она уехала учиться, а я на год осталась в посёлке, мы друг другу писали длинные письма на несколько листов. И сейчас мы живём в одном городе, поддерживаем отношения и знаем, что в трудной ситуации можем друг другу позвонить.

С одногруппниками мы встречаемся раз в год. Из-за пандемии прошлый год у нас выпал. А весной этого года мы виделись. Не все, конечно, кто-то уехал далеко. Но такая вот традиция есть.

- Какой важный совет вы можете дать родителям детей начальной школы?

- Я это на каждом родительском собрании говорю – нужно развивать самостоятельность. Это очень трудное дело, но родителям нужно научить себя и ребёнка быть самостоятельным. Мы настолько сейчас опекаем детей, что когда ребёнок забыл учебник, он говорит: «Вот какая мама, забыла положить мне книгу». Или заходит ребёнок в школу, а мама следом несёт портфель. Наш директор всегда говорит: «Что такое?! Возьми рюкзак и неси его сам. Ты должен маме помогать, а не она тебе». Это мелочи, но это важно. И в жизни, и с уроками.

У родителей очень плотный график работы, мы возвращаемся поздно, а многие дети сидят и ждут, когда мама с папой придут с работы и помогут им сделать уроки. И уставшие нервные родители чуть ли не ночью начинают делать уроки, а это нервное состояние, которое выливается на детей. У детей пропадает интерес к учёбе. Это замкнутый круг.

- Легко ли быть учителем? Какие трудности этой профессии тяжелее всего перенести?

- Любая работа трудная. Иногда устану настолько, что думаю, а кем бы я могла работать, если не учителем? У докторов-то какая сложная работа — и днём, и ночью, я-то хотя бы дома ночую. А в полиции? Они вообще дома не бывают, детей своих не видят. А я? Да, я в работе, но я вечером дома, пусть у меня и гора тетрадей, зато дети — вот, рядом. Когда я такие профессии сравниваю, думаю, что учитель не самая сложная и трудная профессия. Это эмоционально сложная профессия. Невозможно работать без контакта с ребятами, с родителями, с коллегами. Бывают трудности, споры, конфликты. Без этого не обойтись.

Я задумывалась много раз. С одной стороны, работа сложная, а с другой – всё-таки это моё. Я нашла своё призвание.

- У вас был момент, когда вам хотелось бросить?

- Были моменты, когда ещё работала в поселковой школе, когда кое-кто считал, что я занимаю не своё место в начальной школе, и высказывали пожелания, что я должна его освободить и вернуться к биологии. Я тогда думала, что конкурировать ни с кем не буду, оставлю это место тому, кому оно нужнее. Если так произойдёт, то я пойду работать в другую школу. Но никогда не было мысли, что я стану продавцом или ещё кем-то. Я думала только о том, что уйду в другую школу. Я не думала о том, что я брошу профессию учителя.

- Если бы вам снова пришлось выбирать профессию с нуля, то вы бы согласились стать учителем?

- Да. Теперь уже спустя столько лет я могу так сказать. Может быть, я могла бы стать учителем другого предмета, но всё равно учителем.

Учитель начальных классов Валентина Попова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления