В середине декабря 2021 года в Госдуму внесли законопроект, упраздняющий городские и сельские поселения, которые перестают существовать как муниципальные образования, а местная власть в них переходит к городским или муниципальным округам. Законопроект прошёл первое чтение, осталось ещё второе, которое назначили на 16 марта. Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. О плюсах и минусах новой муниципальной реформы и о том, что происходит в районах сейчас, мы поговорили с депутатом совета Читинского района, экс-главой района Николаем Селезневым.
Как поменялась жизнь в уже образованных округах Забайкалья и какие надежды или опасения связывают с новым законопроектом главы районов, муниципальные чиновники и общественники, редакция «Чита.Ру» узнала в конце декабря.
Николай Александрович Селезнев родился в 1965 году в селе Большевик Оловяннинского района. В 1992 году окончил Хабаровскую высшую школу МВД СССР, в 2016-м – Забайкальский государственный университет. С 2013 по 2018 год занимал должность главы Читинского района. В 2020 году открыл своё крестьянское фермерское хозяйство по разведению цыплят-бройлеров.
Является заместителем председателя совета регионального отделения партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», депутатом совета Читинского района. Ранее занимал должность директора Читинского станкостроительного завода.
- Как вы относитесь к муниципальной реформе? Считаете ли вы это благом для муниципалитетов или всё-таки с настороженностью пока подходите?
- Всё-таки, наверно, с настороженностью. Некоторое время назад, с 2013 по 2018 год я занимал должность главы Читинского муниципального района и уже в то время в управлении по взаимодействию с органами местного самоуправления на Чайковского, 8, такие были обращения ко мне, как вы относитесь к реформе, как вы относитесь к округам. И я был ярый противник, потому что мне казалось, что и 131-й закон тоже с болью воспринимался именно жителями.
Были, конечно, свои сложности. Пример Читинского района — район большой, жителей много, я всегда называл его «Золотым кольцом» Читы. Проблемы все краевые налицо у нас в Читинском районе с тем, что касается и сельских поселений, и городских поселений.
Что мы в настоящий момент видим? Принят в конце прошлого года закон о публичной власти, где местное самоуправление уже встраивается в вертикаль публичной власти: президент — Федерация — глава региона — исполнительная власть региона. И уже губернаторы по этому закону наделены полномочиями отправлять в отставку, выговор объявлять главам муниципалитетов, чего раньше не было. Это первый шаг.
Затем в связи с этим законом был внесён в Госдуму, прошёл первое чтение, 16 марта будет второе чтение — законопроект об основах органов местного самоуправления в системе публичной власти. Действительность подсказывает, что, наверное, с осторожностью надо к этому подходить. Хотя мы понимаем, что у нас возврата нет, то есть в этом законе уже нет таких муниципальных образований, как сельские и городские поселения, там уже всё это не прописано.
У нас будет три муниципальных образования, которые будут существовать, — городской округ, есть муниципальный округ и внутригородской округ. Городской округ, наверное, всё-таки — это Чита, полномочия распределены, глава города избирается из состава депутатов. Также в этом законе прописаны всеобщие выборы или выборы по конкурсу (так избирали главу Читинского района и глав нескольких других районов, прямые выборы прошли в Каларском округе). Законодатель даёт шанс людям поучаствовать.
Но мы видим, что у нас не будет поселений, не будет выборов, все ссылаются на то, что в маленьких поселениях нельзя собрать людей на выборы, плюс экономия денежных средств, которые на выборы шли. Моё мнение — мы с вами не будем принимать участие в общественной жизни, в избрании депутатов в том поселении, где мы живём, мы будем избирать только окружных депутатов, в законопроекте это есть, представительный орган будет сформирован.
Я бываю во многих поселениях и понимаю, что люди хотят избираться, в некоторых отдалённых не найти, но в большинстве-то населённых пунктов люди хотят избирать своего главу. Самое главное — в любой ситуации, которая у них возникла в процессе проживания, жития в этом поселении, куда они пойдут?
Они не будут стучаться или ехать до района, до округа, до Читы, они пойдут к главе, который живёт у них через два дома или рядом, они все вопросы будут задавать ему — главы там как буфер между властью, которая есть сейчас, и местными жителями. Со своей болью они идут туда. По-новому они не будут, будут там представители муниципального округа, муниципальные служащие.
- К тому же они будут назначать теперь глав администраций сёл, и кто это будет, непонятно.
- Да, теперь они будут назначаться. Мы видим ситуацию, когда исполнительная власть субъекта пишет законы, и даже до назначения сити-менеджера в любом муниципальном образовании мы понимаем, что это исполнительная власть субъекта уже постепенно встраивает, то есть даже по конкурсу человек от народа не попадёт туда, если не будет сделана конкурсная комиссия: в настоящий момент, когда назначают главу района, он же руководитель администрации, то 50% комиссии назначает край, 50% — депутаты. Вот вам пожалуйста.
Сразу же здесь однозначно, даже на периоде представления документов отсеют. Ну это же видно невооружённым глазом.
Самый оптимальный вариант будет, если депутаты в своих муниципальных округах, которые будут созданы в переходный период с 1 января 2023 года до 1 марта 2028 года, будут хотя бы, если они не согласятся на всеобщие выборы, выбирать главу муниципального округа на прямых выборах, чтобы люди его знали. С другой стороны, мои оппоненты говорят — придёт человек без образования, без опыта работы, шашкой будет махать.
На примере Читинского района мы убедились в этом, выборным законодательством не прописаны требования о высшем образовании, а когда сити-менеджер — там уже можно прописывать. Я бы оставил в законе или прямые выборы, или уже в крайнем случае выборы главы из состава депутатов, которые всё равно избираются, всё равно человека люди знали, когда голосовали.
- Сейчас не будет поселковых советов. Как проблемы маленького человека-сельчанина дойдут вообще до главы округа? Как это будет решаться?
- Всё верно. Когда ещё губернатором Наталья Николаевна Жданова была, ввели институт старост. Мне само название-то не нравится. У народа отвращение к этим словам, к таким должностям, наверное. Ну что староста? На безвозмездной основе. Но что можно сделать на общественной основе? Общественные институты должны работать в любом муниципалитете, но не так, есть некоммерческие организации, делайте клубы, организуйте, помогайте. Но в рамках закона староста без зарплаты — неправильно это всё.
Конечно, нам сейчас говорят: вводится повсеместно цифра, все услуги, заявления на Госуслугах — плюс есть, если научиться работать, зарегистрироваться, получить ту же очередь в той же поликлинике, но у нас же есть населённые пункты, где интернета нет. Вот Ленинск, Оленгуй, Сыпчегур в Читинском районе.
- Раньше люди могли прийти в администрацию села, где были специалисты, которые могли помочь — выдать справки, например, которые нужны.
- Да, услуги, которые мы должны оказывать были жителям. Я недавно проводил приём в Сыпчегуре, Олегуйское поселение, село Сыпчегур, 220 километров. И вот первый вопрос, когда ко мне пришли люди на приём, они говорят: «Давайте что-нибудь делать. Вот умирает человек — нам говорят, надо его везти на вскрытие, а человек от старости умер. 15 тысяч надо заплатить. Через 2 дня звонят — сердечная недостаточность, бабушка, 82 года (они пример такой приводили). Родственникам надо опять 15 тысяч заплатить, чтобы назад привезти тело». Немножко же неправильно это всё.
Но у нас вот такие проблемы, конечно, люди не могут поехать - 700 рублей билет на маршрутку стоит.
- Да, а человеку сейчас придётся из маленького села ехать в окружной центр.
- Вот у нас, я тоже всегда говорил и говорю, центр занятости. Безработица у нас там 5% - это те, кто смог доехать, у кого есть деньги оплатить билет до Читы, здесь где-то (хорошо, если дети там, родственники, знакомые есть) остановиться и потом через 2 дня уехать в тот же Ленинск, маршрутка ходит по средам туда-обратно, и потом в субботу туда приезжает, в воскресенье назад идёт. Как людям доехать в центр занятости? Неделю жить где-то?
Если бы у нас был доступ нормальный, может, там через электронную очередь, но там связи нет опять же, интернета нет. Раньше мы выезд организовывали в центр занятости по таким населённым пунктам далёким. И люди не могут получить выплаты, причём хорошие выплаты. Много таких проблем, которые будут. Конечно, я думаю, что с развитием цифры возможно изменение в законодательстве, что будут проводить интернет не только там, где больше 500 живёт, но и где 200 живёт, где 100. Возможно, что-то решится.
- Но там ещё нужно будет научить жителей...
- Конечно, научить, и им, прежде всего, нужно будет купить. Они, кроме телевизора, ничего не смотрят, радио ещё слушают. Их нужно научить, но здесь-то прогресс будет.
Сам вопрос с образованием этих муниципальных округов — местного самоуправления у нас не будет. Я думаю, постепенно будет чёткая вертикаль власти. Уже на сегодня внесено более 50 поправок депутатами в Госдуму в этот закон и 109 поправок внесено от субъектов. Возможно, какие-то бюрократические барьеры снимет законопроект, специалисты в администрации округа будут все документы делать, у нас же сейчас очень много документов.
Мы недавно с главой Угдана Валентиной Бато-Болотовной Дашиевой (она в сентябре прошлого года была избрана) разговаривали, она говорит: «Николай Александрович, я участвую вообще везде, но, правда, по времени исполнительная власть субъекта спускает все документы на район, и мне за 2 дня приходится это всё делать». Она такая боевая женщина.
И вот представьте, у людей из Угдана заберут их главу, её не будет, а окружные муниципальные служащие успеют ли за 2 дня сделать то, что Валентина Бато-Болотовна делает, или у них 62 населённых пункта и они не успеют. Вот здесь стоит задуматься, люди-то в Угдане получат то, что сейчас их глава делает за 2 дня и 2 ночи, они её избрали, или не получат.
Нужны специалисты в районе, если не будет на местах администрации. Будет там сидеть назначенный человек, кого-то назначат в Угдан, будет просто отрабатывать, а тут у неё ответственность, потому что за неё народ проголосовал, это совершенно другая сторона ответственности — моральная, психологическая — перед жителями. Или сидеть там — назначили, завтра я уйду, другого назначат, а тут её избрали на 5 лет.
В Читинском районе слышу — вот есть неуправляемые главы где-то далеко, глава на месте ничего не делает, его невозможно даже к мерам дисциплинарного взыскания привлечь. Такое тоже есть, конечно, но там пока есть ещё и депутаты, у которых полномочия, они ежегодно заслушивают главу местного самоуправления, там 2 года подряд не приняли отчёт — в отставку отправили, это же прописывается в 131-м законе.
- Сейчас есть контроль.
- В перспективе мы будем чётко встроены в нашу вертикаль публичной власти, как её назвали по новому закону. Здесь вот этот переходный период, мы уже назад не вернёмся, он, конечно, нужен, и если в районах (15 февраля глава Ононского района хотела, чтобы округ у них был — у нас же оставили какой-то переходный период для нескольких районов, что они могут раньше начать переход в округ) видят потребность в этом, они объединяются в округ.
- Нет ли опасности в муниципальной реформе, что будут ставить на место глав округов крупные предприятия своих людей, которые будут защищать интересы предприятий, а не людей непосредственно?
- Здесь, конечно, нужны прямые выборы или выборы из состава депутатов, потому что люди в сёлах буду голосовать за тех, кого они знают. Это один из таких шажков, когда не будут избирать, понятно, что могут деньгами засыпать, подкупить, но это всё равно не то — люди будут голосовать за своего в отдалённых районах. А вот руководитель администрации подотчётен депутатам, можно его назначить.
Какая модель мне нравится? Мы видим, что в отношении нескольких глав районов возбуждены уголовные дела — то школу не принял, то ещё что-то. А при избрании главы из состава депутатов деньги-то у администрации, глава выполняет функции высшего должностного лица округа, района, городского округа, и коллегиальный орган же всё равно не осудит, тот же совет, который он возглавляет, и этим он защищён от возбуждения дела, потому что он к деньгам отношения не имеет.
Но я совсем не приемлю, когда глава избирается по конкурсу, хоть депутаты его и назначают, губернатор же его представляет, народ его не знает.
Людям на этом переходном периоде будет сложно. Давайте рассмотрим Читинский район. 64 тысячи населения, может, больше, крупные поселения — Атамановское, Новокручининское, Домнинское, самое обеспеченное, Смоленское. Как их объединить? В Смоленке 8 тысяч, 10 - в Атамановке, 10 - в Новокручининске. Это в один округ всё? Как вот здесь без администрации люди будут? Будут определённые сложности.
Я очень хорошо знаю депутатов в Атамановке, в Новокручининске, которых люди избирали, 10 тысяч — это как весь Ононский район. Делать такие округа? Это же неверно. Закон не запрещает нам делить и объединять территории. Я знаю опыт Новосибирска, несколько лет назад у них был Новосибирский район, и его потом поделили на два района. Читинский район тоже надо делить на два, на три или присоединять ещё что-то.
Нас ждут интересные 5 лет, посмотрим, как всё это будет. Наверное, будем ждать принятия этого закона, затем субъектовый закон должны принять, активное участие примем в обсуждении этого закона. У нас нет альтернативы теперь уже. Только как это всё будет, вопрос. Надо сделать так, чтобы к людям относились достойно.
Вся ситуация упирается в материальное обеспечение муниципальных образований. В 2014 году был принят закон, и забрали часть полномочий у сельских поселений, передали их в район, даже содержание мест захоронений, когда из 28 полномочий оставили 13 несгораемых, как говорили, и из 10% НДФЛ, которые оставались в сельских поселениях, осталось 2%, остальное на район.
В 2015 году я предложил нашей администрации Читинского района передать назад полномочия, а полномочия передаются только с финансовым сопровождением, и эти 8% отдать назад, и тогда у нас хотя бы будет стабильность. Тогда руководство администрации со мной не согласилось, финансисты не согласились, потому что у нас, мол, нет методики назад передавать. И в итоге мы пришли к тому, что часть полномочий то в области культуры, то по градостроительству назад передавали, потому что им на местах виднее, они выполнить могут лучше.
Тогда со мной не согласились. И что мы видим? Например, места захоронений. Ну неужели главе района виднее, чем главе поселения, когда убирать свалку, где вывозить, где этот мусор высыпать, когда его огораживать перед Родительским днём. И всё равно потом из района не те деньги выделят, на которые сама глава рассчитывала или сам глава, а 300 тысяч, например, поделят на все села.
- То есть, по сути, в нынешней ситуации, глава села, пусть и не с очень большим бюджетом, точечно деньги по селу может распределить. А глава округа или глава района зачастую просто не знает про эти мелкие проблемы. Захочет ли он их выделить и будет ли у него возможность после реформы следить за мелкими проблемами поселений?
- Основная проблема — это финансирование. Я был на муниципальном форуме в Красноярске в 2014, по-моему, году и слушал лекцию одного профессора, который говорил — если бы финансы распределялись по справедливости таким образом, что треть собранных налогов уходит в Федерацию, треть субъектам остаётся и треть была бы в муниципалитетах, у нас такой ситуации бы не было.
У нас же всё по остаточному принципу — примерно 60% уходит в Федерацию, 30% остаётся в субъекте и 10% отдаётся на местное самоуправление, то есть на городские и сельские поселения. Даже НДФЛ у них забрали. Там невозможно сделать рабочие места. Хорошо, если в посёлке есть школа, ФАП, сама администрация.
Я всегда говорил: если бы мы собрали необходимые данные с каждого поселения, обобщили бы их, посчитали определённую сумму, отдали её в бюджет края, бюджет бы сформировали и отправили в Федерацию, и зная, что у нас доходы вот такие-то, они должны были бы поделить. У нас же как? В Госдуму вносятся сумки с расчётами, Госдума приняла, отправили на субъекты, депутаты районного совета рассчитали, вносят в совет, и мы ждём, когда же у нас Законодательное собрание примет бюджет, сколько же нам денег дадут, и мы их потом будем делить.
В бюджете Читинского района собственных доходов всего 23% - это содержание той же администрации и плюс вся коммуналка. И в районе сидят и думают, куда направить деньги, потом депутатам отправляют, но этого мало.
Вот, например, 1,2 миллиона, спускается методика — не больше двух муниципальных служащих, кроме главы, должно быть. У них хватает только на зарплату, на налоги, чуть-чуть на коммуналку (и то считается на 10–11 месяцев). Вот Татьяна Алексеевна Журавлёва, глава Маккавеево, говорила года 3 назад — у неё 80 тысяч на выполнение всех полномочий в бюджете осталось на весь год.
А если бы у глав были ещё и средства для того, чтобы всё выполнить, всё сделать. Желаний-то у них после выборов, особенно у тех, кто идёт на второй срок много, желания-то большие — и улицу заасфальтировать, и памятники сделать. И делают своими силами, волонтёрами, активными жителями села. Хорошо, сейчас есть грантовая система для некоммерческих организаций. У тех, кто впервые избирается, глаза тухнут, они потом сидят раз в неделю в приёмной у главы района и просят денег. Вот вся работа!
- А сейчас это будет повсеместно?
- Сейчас уже просто этот глава уже не будет ходить сидеть в коридоре. С округа всё будет видно, с третьего этажа будет видно (собеседник говорил несерьёзно — прим. авт.). Интересные времена.
- Есть ощущение, что это же приведёт в какой-то степени к гибели сёл, маленьких особенно, потому что у них исчезли больницы, школы малокомплектные и теперь ещё исчезнет администрация.
- Села у нас и так, ну вымирали — плохое слово, пустели.
Клуб «Диверсант» на 9 Мая постоянно ездит поздравлять ветеранов, и мы всегда берём дальние сёла, я с ними сажусь, и мы едем через Елизаветино, по лесам, до Ленинска, возвращаемся в Сыпчегур через Маккавеево и всех ветеранов поздравляем, где один, где два человека, сейчас есть сёла, где никого не осталось. Проезжаешь, там старые жители говорят — вот здесь одно село было, там колхоз стоял.
И в советские времена сёла-то пустели, а сейчас тем более, закрыли все предприятия, конечно, люди уезжают. Я так думаю, недолго Ленинску осталось, молодёжь уже уезжает, со временем оно опустеет. Затем — Оленгуй, он и так полуразрушенный, 80 домов, если раньше в каждом доме хозяйство держали, сейчас держат единицы, и то, у кого дети учатся, помогают им мясом, картофелем. Молоко покупают в магазинах.
И на дальние-то сёла, я был в Нер-Заводском районе, если честно, без слёз-то не посмотришь, со временем их не будет. В таких, где ископаемые найдут, как Быстринский ГОК построил в Газ-Заводе, будет развитие.
- То есть они и без администраций, собственно, пустеют? Уже сейчас их и это не спасает.
- Все сёла умрут. Там, где есть крупный центр и несколько маленьких, можно округ организовывать. А там, где много крупных, например, в Читинском районе, либо делить, либо что-то делать по-другому. А главное — у нас другой дороги нет, мы чётко в вертикали публичной власти.
В 2014 году я пробовал укрупнить поселения — Сыпчегур, в 5 километрах от него Оленгуй, там немного, здесь немного, Оленгуйское поселение с большой территорией, и есть Ленинск дальше, в 40 километрах. Я предложил депутатам и тем, и тем объединиться, первое решение было принято — сделать укрупнённое поселение с одним главой, и в последний момент Ленинские депутаты передумали и не стали объединяться.
Укрупнение — это неплохо, там и бюджет увеличивается, и глава администрации один. Возможности будут другие. Посмотрим, как эта реформа пройдёт и как наша власть будет шашкой рубить. Мы же ещё понимаем, что они все не местные. Дай бог, что мы выиграем от этой реформы.