Общество «Сёла умрут» — экс-глава Читинского района о безальтернативной муниципальной реформе

«Сёла умрут» — экс-глава Читинского района о безальтернативной муниципальной реформе

«И в советские времена сёла-то пустели, а сейчас тем более, закрыли все предприятия, конечно, люди уезжают».

В середине декабря 2021 года в Госдуму внесли законопроект, упраздняющий городские и сельские поселения, которые перестают существовать как муниципальные образования, а местная власть в них переходит к городским или муниципальным округам. Законопроект прошёл первое чтение, осталось ещё второе, которое назначили на 16 марта. Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. О плюсах и минусах новой муниципальной реформы и о том, что происходит в районах сейчас, мы поговорили с депутатом совета Читинского района, экс-главой района Николаем Селезневым.

Как поменялась жизнь в уже образованных округах Забайкалья и какие надежды или опасения связывают с новым законопроектом главы районов, муниципальные чиновники и общественники, редакция «Чита.Ру» узнала в конце декабря.

Николай Селезнев

Николай Александрович Селезнев родился в 1965 году в селе Большевик Оловяннинского района. В 1992 году окончил Хабаровскую высшую школу МВД СССР, в 2016-м – Забайкальский государственный университет. С 2013 по 2018 год занимал должность главы Читинского района. В 2020 году открыл своё крестьянское фермерское хозяйство по разведению цыплят-бройлеров.

Является заместителем председателя совета регионального отделения партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», депутатом совета Читинского района. Ранее занимал должность директора Читинского станкостроительного завода.

- Как вы относитесь к муниципальной реформе? Считаете ли вы это благом для муниципалитетов или всё-таки с настороженностью пока подходите?

- Всё-таки, наверно, с настороженностью. Некоторое время назад, с 2013 по 2018 год я занимал должность главы Читинского муниципального района и уже в то время в управлении по взаимодействию с органами местного самоуправления на Чайковского, 8, такие были обращения ко мне, как вы относитесь к реформе, как вы относитесь к округам. И я был ярый противник, потому что мне казалось, что и 131-й закон тоже с болью воспринимался именно жителями.

Были, конечно, свои сложности. Пример Читинского района — район большой, жителей много, я всегда называл его «Золотым кольцом» Читы. Проблемы все краевые налицо у нас в Читинском районе с тем, что касается и сельских поселений, и городских поселений.

По дороге в Нерчинск. Шилкинский район, где-то между Холбоном и Нерчинском

Что мы в настоящий момент видим? Принят в конце прошлого года закон о публичной власти, где местное самоуправление уже встраивается в вертикаль публичной власти: президент — Федерация — глава региона — исполнительная власть региона. И уже губернаторы по этому закону наделены полномочиями отправлять в отставку, выговор объявлять главам муниципалитетов, чего раньше не было. Это первый шаг.

Затем в связи с этим законом был внесён в Госдуму, прошёл первое чтение, 16 марта будет второе чтение — законопроект об основах органов местного самоуправления в системе публичной власти. Действительность подсказывает, что, наверное, с осторожностью надо к этому подходить. Хотя мы понимаем, что у нас возврата нет, то есть в этом законе уже нет таких муниципальных образований, как сельские и городские поселения, там уже всё это не прописано.

У нас будет три муниципальных образования, которые будут существовать, — городской округ, есть муниципальный округ и внутригородской округ. Городской округ, наверное, всё-таки — это Чита, полномочия распределены, глава города избирается из состава депутатов. Также в этом законе прописаны всеобщие выборы или выборы по конкурсу (так избирали главу Читинского района и глав нескольких других районов, прямые выборы прошли в Каларском округе). Законодатель даёт шанс людям поучаствовать.

Но мы видим, что у нас не будет поселений, не будет выборов, все ссылаются на то, что в маленьких поселениях нельзя собрать людей на выборы, плюс экономия денежных средств, которые на выборы шли. Моё мнение — мы с вами не будем принимать участие в общественной жизни, в избрании депутатов в том поселении, где мы живём, мы будем избирать только окружных депутатов, в законопроекте это есть, представительный орган будет сформирован.

Николай Селезнев

Я бываю во многих поселениях и понимаю, что люди хотят избираться, в некоторых отдалённых не найти, но в большинстве-то населённых пунктов люди хотят избирать своего главу. Самое главное — в любой ситуации, которая у них возникла в процессе проживания, жития в этом поселении, куда они пойдут?

Они не будут стучаться или ехать до района, до округа, до Читы, они пойдут к главе, который живёт у них через два дома или рядом, они все вопросы будут задавать ему — главы там как буфер между властью, которая есть сейчас, и местными жителями. Со своей болью они идут туда. По-новому они не будут, будут там представители муниципального округа, муниципальные служащие.

- К тому же они будут назначать теперь глав администраций сёл, и кто это будет, непонятно.

- Да, теперь они будут назначаться. Мы видим ситуацию, когда исполнительная власть субъекта пишет законы, и даже до назначения сити-менеджера в любом муниципальном образовании мы понимаем, что это исполнительная власть субъекта уже постепенно встраивает, то есть даже по конкурсу человек от народа не попадёт туда, если не будет сделана конкурсная комиссия: в настоящий момент, когда назначают главу района, он же руководитель администрации, то 50% комиссии назначает край, 50% — депутаты. Вот вам пожалуйста.

Сразу же здесь однозначно, даже на периоде представления документов отсеют. Ну это же видно невооружённым глазом.

Самый оптимальный вариант будет, если депутаты в своих муниципальных округах, которые будут созданы в переходный период с 1 января 2023 года до 1 марта 2028 года, будут хотя бы, если они не согласятся на всеобщие выборы, выбирать главу муниципального округа на прямых выборах, чтобы люди его знали. С другой стороны, мои оппоненты говорят — придёт человек без образования, без опыта работы, шашкой будет махать.

Село Калинино в Нерчинском районе Забайкалья

На примере Читинского района мы убедились в этом, выборным законодательством не прописаны требования о высшем образовании, а когда сити-менеджер — там уже можно прописывать. Я бы оставил в законе или прямые выборы, или уже в крайнем случае выборы главы из состава депутатов, которые всё равно избираются, всё равно человека люди знали, когда голосовали.

- Сейчас не будет поселковых советов. Как проблемы маленького человека-сельчанина дойдут вообще до главы округа? Как это будет решаться?

- Всё верно. Когда ещё губернатором Наталья Николаевна Жданова была, ввели институт старост. Мне само название-то не нравится. У народа отвращение к этим словам, к таким должностям, наверное. Ну что староста? На безвозмездной основе. Но что можно сделать на общественной основе? Общественные институты должны работать в любом муниципалитете, но не так, есть некоммерческие организации, делайте клубы, организуйте, помогайте. Но в рамках закона староста без зарплаты — неправильно это всё.

Конечно, нам сейчас говорят: вводится повсеместно цифра, все услуги, заявления на Госуслугах — плюс есть, если научиться работать, зарегистрироваться, получить ту же очередь в той же поликлинике, но у нас же есть населённые пункты, где интернета нет. Вот Ленинск, Оленгуй, Сыпчегур в Читинском районе.

ФАП в посёлке Ленинск Читинского района, 2015 год

- Раньше люди могли прийти в администрацию села, где были специалисты, которые могли помочь — выдать справки, например, которые нужны.

- Да, услуги, которые мы должны оказывать были жителям. Я недавно проводил приём в Сыпчегуре, Олегуйское поселение, село Сыпчегур, 220 километров. И вот первый вопрос, когда ко мне пришли люди на приём, они говорят: «Давайте что-нибудь делать. Вот умирает человек — нам говорят, надо его везти на вскрытие, а человек от старости умер. 15 тысяч надо заплатить. Через 2 дня звонят — сердечная недостаточность, бабушка, 82 года (они пример такой приводили). Родственникам надо опять 15 тысяч заплатить, чтобы назад привезти тело». Немножко же неправильно это всё.

Но у нас вот такие проблемы, конечно, люди не могут поехать - 700 рублей билет на маршрутку стоит.

- Да, а человеку сейчас придётся из маленького села ехать в окружной центр.

- Вот у нас, я тоже всегда говорил и говорю, центр занятости. Безработица у нас там 5% - это те, кто смог доехать, у кого есть деньги оплатить билет до Читы, здесь где-то (хорошо, если дети там, родственники, знакомые есть) остановиться и потом через 2 дня уехать в тот же Ленинск, маршрутка ходит по средам туда-обратно, и потом в субботу туда приезжает, в воскресенье назад идёт. Как людям доехать в центр занятости? Неделю жить где-то?

Если бы у нас был доступ нормальный, может, там через электронную очередь, но там связи нет опять же, интернета нет. Раньше мы выезд организовывали в центр занятости по таким населённым пунктам далёким. И люди не могут получить выплаты, причём хорошие выплаты. Много таких проблем, которые будут. Конечно, я думаю, что с развитием цифры возможно изменение в законодательстве, что будут проводить интернет не только там, где больше 500 живёт, но и где 200 живёт, где 100. Возможно, что-то решится.

Николай Селезнев

- Но там ещё нужно будет научить жителей...

- Конечно, научить, и им, прежде всего, нужно будет купить. Они, кроме телевизора, ничего не смотрят, радио ещё слушают. Их нужно научить, но здесь-то прогресс будет.

Сам вопрос с образованием этих муниципальных округов — местного самоуправления у нас не будет. Я думаю, постепенно будет чёткая вертикаль власти. Уже на сегодня внесено более 50 поправок депутатами в Госдуму в этот закон и 109 поправок внесено от субъектов. Возможно, какие-то бюрократические барьеры снимет законопроект, специалисты в администрации округа будут все документы делать, у нас же сейчас очень много документов.

Мы недавно с главой Угдана Валентиной Бато-Болотовной Дашиевой (она в сентябре прошлого года была избрана) разговаривали, она говорит: «Николай Александрович, я участвую вообще везде, но, правда, по времени исполнительная власть субъекта спускает все документы на район, и мне за 2 дня приходится это всё делать». Она такая боевая женщина.

И вот представьте, у людей из Угдана заберут их главу, её не будет, а окружные муниципальные служащие успеют ли за 2 дня сделать то, что Валентина Бато-Болотовна делает, или у них 62 населённых пункта и они не успеют. Вот здесь стоит задуматься, люди-то в Угдане получат то, что сейчас их глава делает за 2 дня и 2 ночи, они её избрали, или не получат.

Село Угдан

Нужны специалисты в районе, если не будет на местах администрации. Будет там сидеть назначенный человек, кого-то назначат в Угдан, будет просто отрабатывать, а тут у неё ответственность, потому что за неё народ проголосовал, это совершенно другая сторона ответственности — моральная, психологическая — перед жителями. Или сидеть там — назначили, завтра я уйду, другого назначат, а тут её избрали на 5 лет.

В Читинском районе слышу — вот есть неуправляемые главы где-то далеко, глава на месте ничего не делает, его невозможно даже к мерам дисциплинарного взыскания привлечь. Такое тоже есть, конечно, но там пока есть ещё и депутаты, у которых полномочия, они ежегодно заслушивают главу местного самоуправления, там 2 года подряд не приняли отчёт — в отставку отправили, это же прописывается в 131-м законе.

- Сейчас есть контроль.

- В перспективе мы будем чётко встроены в нашу вертикаль публичной власти, как её назвали по новому закону. Здесь вот этот переходный период, мы уже назад не вернёмся, он, конечно, нужен, и если в районах (15 февраля глава Ононского района хотела, чтобы округ у них был — у нас же оставили какой-то переходный период для нескольких районов, что они могут раньше начать переход в округ) видят потребность в этом, они объединяются в округ.

- Нет ли опасности в муниципальной реформе, что будут ставить на место глав округов крупные предприятия своих людей, которые будут защищать интересы предприятий, а не людей непосредственно?

- Здесь, конечно, нужны прямые выборы или выборы из состава депутатов, потому что люди в сёлах буду голосовать за тех, кого они знают. Это один из таких шажков, когда не будут избирать, понятно, что могут деньгами засыпать, подкупить, но это всё равно не то — люди будут голосовать за своего в отдалённых районах. А вот руководитель администрации подотчётен депутатам, можно его назначить.

Какая модель мне нравится? Мы видим, что в отношении нескольких глав районов возбуждены уголовные дела — то школу не принял, то ещё что-то. А при избрании главы из состава депутатов деньги-то у администрации, глава выполняет функции высшего должностного лица округа, района, городского округа, и коллегиальный орган же всё равно не осудит, тот же совет, который он возглавляет, и этим он защищён от возбуждения дела, потому что он к деньгам отношения не имеет.

Но я совсем не приемлю, когда глава избирается по конкурсу, хоть депутаты его и назначают, губернатор же его представляет, народ его не знает.

Людям на этом переходном периоде будет сложно. Давайте рассмотрим Читинский район. 64 тысячи населения, может, больше, крупные поселения — Атамановское, Новокручининское, Домнинское, самое обеспеченное, Смоленское. Как их объединить? В Смоленке 8 тысяч, 10 - в Атамановке, 10 - в Новокручининске. Это в один округ всё? Как вот здесь без администрации люди будут? Будут определённые сложности.

Я очень хорошо знаю депутатов в Атамановке, в Новокручининске, которых люди избирали, 10 тысяч — это как весь Ононский район. Делать такие округа? Это же неверно. Закон не запрещает нам делить и объединять территории. Я знаю опыт Новосибирска, несколько лет назад у них был Новосибирский район, и его потом поделили на два района. Читинский район тоже надо делить на два, на три или присоединять ещё что-то.

Село Черемхово в Красночикойском районе

Нас ждут интересные 5 лет, посмотрим, как всё это будет. Наверное, будем ждать принятия этого закона, затем субъектовый закон должны принять, активное участие примем в обсуждении этого закона. У нас нет альтернативы теперь уже. Только как это всё будет, вопрос. Надо сделать так, чтобы к людям относились достойно.

Вся ситуация упирается в материальное обеспечение муниципальных образований. В 2014 году был принят закон, и забрали часть полномочий у сельских поселений, передали их в район, даже содержание мест захоронений, когда из 28 полномочий оставили 13 несгораемых, как говорили, и из 10% НДФЛ, которые оставались в сельских поселениях, осталось 2%, остальное на район.

В 2015 году я предложил нашей администрации Читинского района передать назад полномочия, а полномочия передаются только с финансовым сопровождением, и эти 8% отдать назад, и тогда у нас хотя бы будет стабильность. Тогда руководство администрации со мной не согласилось, финансисты не согласились, потому что у нас, мол, нет методики назад передавать. И в итоге мы пришли к тому, что часть полномочий то в области культуры, то по градостроительству назад передавали, потому что им на местах виднее, они выполнить могут лучше.

Тогда со мной не согласились. И что мы видим? Например, места захоронений. Ну неужели главе района виднее, чем главе поселения, когда убирать свалку, где вывозить, где этот мусор высыпать, когда его огораживать перед Родительским днём. И всё равно потом из района не те деньги выделят, на которые сама глава рассчитывала или сам глава, а 300 тысяч, например, поделят на все села.

- То есть, по сути, в нынешней ситуации, глава села, пусть и не с очень большим бюджетом, точечно деньги по селу может распределить. А глава округа или глава района зачастую просто не знает про эти мелкие проблемы. Захочет ли он их выделить и будет ли у него возможность после реформы следить за мелкими проблемами поселений?

- Основная проблема — это финансирование. Я был на муниципальном форуме в Красноярске в 2014, по-моему, году и слушал лекцию одного профессора, который говорил — если бы финансы распределялись по справедливости таким образом, что треть собранных налогов уходит в Федерацию, треть субъектам остаётся и треть была бы в муниципалитетах, у нас такой ситуации бы не было.

У нас же всё по остаточному принципу — примерно 60% уходит в Федерацию, 30% остаётся в субъекте и 10% отдаётся на местное самоуправление, то есть на городские и сельские поселения. Даже НДФЛ у них забрали. Там невозможно сделать рабочие места. Хорошо, если в посёлке есть школа, ФАП, сама администрация.

Дом культуры в селе Черемхово

Я всегда говорил: если бы мы собрали необходимые данные с каждого поселения, обобщили бы их, посчитали определённую сумму, отдали её в бюджет края, бюджет бы сформировали и отправили в Федерацию, и зная, что у нас доходы вот такие-то, они должны были бы поделить. У нас же как? В Госдуму вносятся сумки с расчётами, Госдума приняла, отправили на субъекты, депутаты районного совета рассчитали, вносят в совет, и мы ждём, когда же у нас Законодательное собрание примет бюджет, сколько же нам денег дадут, и мы их потом будем делить.

В бюджете Читинского района собственных доходов всего 23% - это содержание той же администрации и плюс вся коммуналка. И в районе сидят и думают, куда направить деньги, потом депутатам отправляют, но этого мало.

Вот, например, 1,2 миллиона, спускается методика — не больше двух муниципальных служащих, кроме главы, должно быть. У них хватает только на зарплату, на налоги, чуть-чуть на коммуналку (и то считается на 10–11 месяцев). Вот Татьяна Алексеевна Журавлёва, глава Маккавеево, говорила года 3 назад — у неё 80 тысяч на выполнение всех полномочий в бюджете осталось на весь год.

А если бы у глав были ещё и средства для того, чтобы всё выполнить, всё сделать. Желаний-то у них после выборов, особенно у тех, кто идёт на второй срок много, желания-то большие — и улицу заасфальтировать, и памятники сделать. И делают своими силами, волонтёрами, активными жителями села. Хорошо, сейчас есть грантовая система для некоммерческих организаций. У тех, кто впервые избирается, глаза тухнут, они потом сидят раз в неделю в приёмной у главы района и просят денег. Вот вся работа!

Николай Селезнев

- А сейчас это будет повсеместно?

- Сейчас уже просто этот глава уже не будет ходить сидеть в коридоре. С округа всё будет видно, с третьего этажа будет видно (собеседник говорил несерьёзно — прим. авт.). Интересные времена.

- Есть ощущение, что это же приведёт в какой-то степени к гибели сёл, маленьких особенно, потому что у них исчезли больницы, школы малокомплектные и теперь ещё исчезнет администрация.

- Села у нас и так, ну вымирали — плохое слово, пустели.

Клуб «Диверсант» на 9 Мая постоянно ездит поздравлять ветеранов, и мы всегда берём дальние сёла, я с ними сажусь, и мы едем через Елизаветино, по лесам, до Ленинска, возвращаемся в Сыпчегур через Маккавеево и всех ветеранов поздравляем, где один, где два человека, сейчас есть сёла, где никого не осталось. Проезжаешь, там старые жители говорят — вот здесь одно село было, там колхоз стоял.

Где-то между Холбоном и Нерчинском, Шилкинский район

И в советские времена сёла-то пустели, а сейчас тем более, закрыли все предприятия, конечно, люди уезжают. Я так думаю, недолго Ленинску осталось, молодёжь уже уезжает, со временем оно опустеет. Затем — Оленгуй, он и так полуразрушенный, 80 домов, если раньше в каждом доме хозяйство держали, сейчас держат единицы, и то, у кого дети учатся, помогают им мясом, картофелем. Молоко покупают в магазинах.

И на дальние-то сёла, я был в Нер-Заводском районе, если честно, без слёз-то не посмотришь, со временем их не будет. В таких, где ископаемые найдут, как Быстринский ГОК построил в Газ-Заводе, будет развитие.

- То есть они и без администраций, собственно, пустеют? Уже сейчас их и это не спасает.

- Все сёла умрут. Там, где есть крупный центр и несколько маленьких, можно округ организовывать. А там, где много крупных, например, в Читинском районе, либо делить, либо что-то делать по-другому. А главное — у нас другой дороги нет, мы чётко в вертикали публичной власти.

В 2014 году я пробовал укрупнить поселения — Сыпчегур, в 5 километрах от него Оленгуй, там немного, здесь немного, Оленгуйское поселение с большой территорией, и есть Ленинск дальше, в 40 километрах. Я предложил депутатам и тем, и тем объединиться, первое решение было принято — сделать укрупнённое поселение с одним главой, и в последний момент Ленинские депутаты передумали и не стали объединяться.

Укрупнение — это неплохо, там и бюджет увеличивается, и глава администрации один. Возможности будут другие. Посмотрим, как эта реформа пройдёт и как наша власть будет шашкой рубить. Мы же ещё понимаем, что они все не местные. Дай бог, что мы выиграем от этой реформы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления