Политика 6:1 в пользу тех, кто за округа вместо районов в Забайкалье. Что ждёт села?

6:1 в пользу тех, кто за округа вместо районов в Забайкалье. Что ждёт села?

Основная часть положений законопроекта, упраздняющего городские и сельские поселения, вступает в силу с 1 января 2023 года.

16 декабря в Госдуму внесли законопроект, упраздняющий городские и сельские поселения, которые перестают существовать как муниципальные образования, а местная власть в них переходит к городским или муниципальным округам. Как поменялась жизнь в уже образованных округах Забайкалья и какие надежды или опасения связывают с новым законопроектом главы районов, муниципальные чиновники и общественники, узнала редакция ИА «Чита.Ру». Спойлер: пока среди опрошенных большинство за муниципальные округа.

О чём законопроект?

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что «в соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроектом выстраивается обновлённая модель организации и деятельности органов местного самоуправления». Одноуровневая система позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Законопроект усилит ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Укрепится и статус главы местной администрации, который будет замещать муниципальную должность. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — 5 лет.

Глава субъекта вправе будет вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий. Одним из оснований для отставки главы муниципального образования в отставку станет систематическое недостижение показателей эффективности деятельности.

Общая структура органов местного самоуправления при этом остается неизменной, она будет состоять из представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации. По сути, главы администраций, а не поселений, как сейчас, будут под управлением главы округа, который будет отчитываться перед губернатором.

Основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого будет постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Неновое для Забайкалья

Для Забайкалья это не такое уж и новшество, ещё в 2019 году муниципальную реформу анонсировал губернатор региона Александр Осипов. Реформа предполагала возможность упразднения сельских поселений и объединения их в целом районе в муниципальный округ с едиными администрацией и советом депутатов. В феврале 2020-го депутаты заксобрания края поддержали изменения в устав и приняли муниципальную реформу. Уже в 2020 году первые муниципальные округа появились в Забайкалье, ими стали Каларский и Приаргунский муниципальные округа.

Глава Каларского округа Сергей Климович:

— Есть и плюсы, и минусы. Централизация, конечно, очень помогает в работе в плане оперативности исполнения полномочий. Но есть и минусы. Допустим, на должность главы очень сложно найти квалифицированных специалистов, которые бы соответствовали требованиям законодательства по образованию. Если избранный глава мог без высшего образования работать, то уже назначаемый только с высшим как специалист муниципальной службы. Это один из минусов для отдалённых территорий.

Вопросы по имуществу, инвентаризации удалось хорошо отработать, так как при отсутствии советов в поселениях повысилась оперативность управления.

Я думаю, что именно в маленьких населённых пунктах это плюс значительный, потому что у нас есть населённые пункты с населением 40 человек, 80 человек, и там собирать совет, избирать его, самое главное, находить туда людей сложно.

Глава Приаргунского округа Евгений Логунов:

— Первое — на уровне системы муниципальной власти хорошо то, что в сёлах не избираем депутатов сельских поселений, то есть это определённая экономия бюджетных средств. Ещё тем более в сёлах очень большая кадровая проблема, чтоб найти депутата, никто не идёт, ну и в главы тоже никто сильно не рвётся. Второе — то, что раньше были главы поселений, сейчас они считаются главами сельских и городских администрации. Они напрямую подчиняются главе округа — и назначаются, и освобождаются от должности распоряжением главы, то есть выборной системы уже тоже нет. Эти два момента я считаю приоритетными.

ФАП в посёлке Ленинск Читинского района, 2015 год
Источник:

Бывший глава Приаргунского района, депутат совета Приаргунского муниципального округа Сергей Литвинцев:

— Приходится идти вот на такие меры, укрупнять, организовывать округа. Я думаю, что это будущее, все районы уйдут рано или поздно.

Избавились от проблем [после преобразования в округ]. У нас не хватало специалистов в поселениях, финансистов, бухгалтеров, которые занимались формированием бюджета, исполнением и отчётом, такого звена практически не было, мы от этого ушли. От муниципальных комиссий — то есть когда проходит избирательная комиссия местного уровня, необходима муниципальная комиссия, а её не из кого стало формировать в сёлах. [...] Соответственно и финансировать должны были людям, они же не бесплатно работают в муниципальной комиссии. Тоже сократились расходы по данному вопросу.

Сократилась нагрузка на глав администраций, так как раньше все надзорные органы отправляли представления, требования, предупреждения, а теперь глав администраций сёл и посёлков никто никуда не привлекает, никаких требований не выписывает. Также в округе увеличился бюджет, стало больше возможностей для участия в программах, и грантовая поддержка для округов выше, чем для муниципального района.

Естественно, нагрузка на главу округа увеличилась, все шишки на одну голову. Но что делать на сегодняшний день, если специалистов не хватает, и чтобы было эффективнее работать в районе, всё равно в районном центре проще подобрать.

Глава Кыринского района Забайкальского края Любовь Сакияева:

— Закон позволит нам работать более эффективно. Я из той системы, когда была сильна вертикаль власти, и хочу, чтобы так же было сейчас. Сегодня глава района не может влиять на нерадивого главу поселения. Ладно я, педагог, могу найти подходы, как-то договориться. Но в целом глава села может сказать: меня народ выбрал, не указывайте мне. И весь срок сидеть на стуле, ничего не предпринимая и не исправляя проблем. А я ему не могу ни выговор сделать, ни премии лишить.

Ещё мне кажется, что с финансами можно будет работать более концентрированно и точечно. Перераспределить деньги на одно село, затем на другое, на третье, чтобы таким образом делать что-то масштабное, а не распылять везде небольшие суммы. Хотелось бы посмотреть на некоторые нюансы, как работа на практике идёт в Приаргунском или Каларском округе. Но в целом мне кажется, что новая система будет лучше.

Повлиять на главу села в нынешней системе может только население. Но люди недостаточно созрели для этого: где-то стесняются, где-то боятся, где-то не знают, но властям на ошибки указать не могут. Кроме того, сложно формировать советы депутатов в сёлах. Кандидатов сложно искать, так как не все желающие отвечают требованиям, а многие не хотят избираться, потому что работа в совете не предполагает оплаты, но отнимает время.

Источник:

Управляющий делами администрации Борзинского района Роман Гридин:

— Мы с 2017 года пытаемся двигаться в этом направлении. Двухуровневая система местного самоуправления, которая была введена 131-ФЗ, считаю, неприемлема для нашей территории. Она была взята по опыту Германии и работает там, где большая численность населения, сильная экономика, хорошая доходная база. В наших условиях такого практически нет. Иметь в селе с населением 160–180 человек администрацию, избирательные комиссии, совет депутатов при доходной базе около 100 тысяч рублей – просто нерентабельно. К тому же людей нет, кого набрать в депутаты, главы, специалисты.

Данная реформа назрела, особенно для Забайкальского края, потому что сельские поселения вымирают. Такими темпами, если мы не объединимся, мы их просто потеряем в ближайшие 10 лет. А ещё объединение увеличит управляемость. Хоть говорят, что данная реформа отдаляет власть от народа, но ничего подобного. Специалистов на селе не осталось. Мы девять глав в районе избирали буквально в этом месяце, очень тяжело прошло, потому что многие уехали, с кандидатурами проблемы. Администрации и при этой реформе останутся, власть никуда не уйдёт, но управляемость улучшится.

Считаю, что к каждому региону надо подходить избирательно. Где-то это будет работать, а где-то, может, и навредит. Но для нашего региона будет только на пользу.

Исполнительный директор Совета муниципальных образований Забайкальского края Валерий Буянов:

— Этот законопроект идёт на смену 131-го закона практически полностью. Я помню, как 131-й закон (ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.) внедрялся — споров было очень много, это была довольно коренная ломка сложившейся практики. Устаканивалось это довольно долго, по моим представлениям лет 5–7, а может быть даже и 10. Новый законопроект своей всеобъёмностью предполагает такую же ломку. Снова возвращаемся к одноуровневой организации управления территориями, отказываемся от многих наработок.

Закон и переход на новую систему, на мой взгляд, придуман управленцами и удобен для них. Удобен ли он будет для населения и как будет работать реально — вопрос. [...] Хотя укрепление вертикали власти реально требуется. Сейчас у нас некоторые органы и деятели местного самоуправления понимают управление так: «Я на своей земле хозяин, я что хочу, то и ворочу». Это неправильно. А в этом законопроекте довольно чётко обозначен перечень обязанностей и полномочий органов местного самоуправления.

Описанная в законопроекте новая система сможет помочь избавиться от путаницы с передачей полномочий. Сложилась практика передачи с нижнего уровня на районный. Потом с районного на региональный. Иногда, наоборот. Эта ситуация существовало и существует. Может быть, этот законопроект, если его реализуют, её уберёт.

Главный недостаток перехода, мне представляется, в том, что у нас резко сократится численность актива, который участвует в выработке решений и контроле. Убирается низовой депутатский актив. Предполагается, что его должен заменить институт сельских старост. Это всё неплохо, но этого мало. Замена неравноценная. Если бы этот законопроект предусматривал и другие механизмы восполнения этого актива, было бы неплохо.

В новой системе может получиться так, что жителям потребуется больше времени для решения своих проблем. Это всё будет определяться практикой конкретного руководителя. Кто-то подтянет на себя решение даже мелких вопросов. Но если будет грамотно организована управленческая работа, то, скорее всего, переход сильно не заденет возможность решения проблем.

Система будет зависеть от того, как она будет понята, как она будет претворена и какая практика будет наработана после этого.

Временно отстранённый от должности на время следствия по уголовному делу глава Газимуро-Заводского района Роман Задорожин:

Я вообще считаю, что для Забайкальского края этот закон сегодня неприемлем. Если говорить конкретно про Газимуро-Заводский район, я вообще не вижу улучшения, во-первых, и работы муниципалов, и жизни людей при принятии этого законопроекта. При нашей сегодняшней схеме, в которой мы работаем — это девять глав, девять человек, которые тянут работу, не сопоставимую с их зарплатой. Я не знаю, как это будет выглядеть, если это будет округ.

В Забайкальском крае повсеместно применять этот законопроект нельзя, может быть, точечно где-то. Но применительно к территории Газимуро-Заводского района — у нас протяжённость 260 километров до самого дальнего поселения. Шаговой доступности нет, сообщения нет. Как всё это будет организовываться? Я считаю, что только сыграет против человека. Я не вижу будущего в Забайкальском крае с такой системой. Ротация кадров частая ни к чему не приводит.

***

Таким образом, из семерых опрошенных «Чита.Ру» только временно отстранённый от должности на время следствия по уголовному делу глава Газимуро-Заводского района Роман Задорожин дал полностью негативный прогноз на муниципальную реформу. Главы уже созданных округов ищут и находят плюсы в работе, а руководители пока ещё муниципальных районов и общественники ждут изменений с тревогой, но и с надеждой.

Лейтмотивом тревожных ответов муниципалов стало то, что в сёлах нет высококвалифицированных специалистов, которые могли бы работать в органах местного самоуправления. Поможет ли реформа не только централизации власти, но и развитию маленьких сёл, сможем увидеть при реализации закона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
Неделя на Дальнем Востоке: фейк от ЦИПсО в Приморье, священник против НЛО и чистка в «Единой России»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления