Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский 24 марта предложил начинать учебный день в школах с молитвенного воспевания России. Идею поддержали с восторгом, но в жизнь она так и не воплотилась. Потом, чтобы поднять патриотизм у молодёжи, Министерство просвещения России издало постановление, по которому с 1 сентября ученики всех школ должны будут петь гимн в начале каждой недели и поднимать флаг. Одна из читинских школ уже начала исполнять это постановление. Мы узнали, что думают об этом нововведении ученики читинских школ, их учителя и родители. Мнения вышли разнообразные.
Некоторые имена в публикации были изменены по просьбе рассказчиков.
Дети
Карина, ученица гимназии №12
— На самом деле, я отношусь к этому абсолютно нейтрально, но считаю, что это сейчас не сильно нужно подрастающему поколению. Сейчас школьники думают только об учебе и как хорошо сдать экзамены. Я не думаю, что уровень патриотического духа поднимется, если это будут проводить каждую неделю. Но это и не бесполезно. Возможно, это можно проводить не так часто, но иногда это действительно нужно.
Кто-то из моих одноклассников думает, что это вообще не нужно и что это будет лишь занимать время. Человек восемь считают, что в данный момент это просто необходимо, но я думаю, что это уже пропаганда.
Андрей, ученик школы №49
— Бессмысленная идея. Непонятно, чего хотят добиться, ведь это никак и ни на что не повлияет. Возможно то, что ученики будут не любить гимн нашей страны, ведь он будет им надоедать.
Александр, ученик школы №27
— Я считаю, что никаким образом это не повысит у нас патриотизм, он заключается явно не в постоянном исполнении гимна, а в чём-то другом — гражданской позиции, защите, знании истории, но точно не в этом. Это может вызвать только неприязнь, некую нелюбовь у многих, потому что это будет навязано.
Олег, ученик школы №9
— Я одобряю введение церемонии исполнения гимна России в школах, потому что это будет способствовать формированию патриотизма у молодого поколения. То, что это как бы из-под палки, не вызовет отторжения у тех учеников, кто любит свою Родину.
Елена, ученица школы №9
— Я считаю, что это действительно какой-то абсурд. Если правительство считает, что такими методами можно воспитать в детях чувство патриотизма, то оно глубоко ошибается. Любовь к Родине, как по мне, должна рождаться из приятных чувств к ней, условий, комфортных для тебя, чего достаточно часто не хватает в нашей стране.
Ну а пение гимна и поднятие флага точно никак не оправдает тех целей, о которых нам сообщило государство, скорее наоборот, дети с первого класса начнут не любить эти события, у них тоже есть ощущение того, что им что-то явно навязывают и пытаются насильно вложить в голову. А если учитывать взгляды нашего поколения и то, что мы можем находить столько информации и понимать, что все пошло от недавних событий на Украине, то рассуждать об этом можно бесконечно.
Учителя
Станислав Агафонов, учитель школы №42
— На самом деле важно понимать, что истинный патриотизм вне государственной системы, и как ни странно, это то немногое, что прорастает от корней. Его нельзя спустить приказом «сверху вниз» и гвоздями приколотить к забору. Исполнение гимна Российской Федерации – это торжественный ритуал, который каждый понимает, чувствует и даже исполняет по-своему.
У нас в Почётном карауле школы ребята последнюю строчку третьего куплета не пропевают, а произносят как клятву: «Так было, так есть и так будет всегда!» И это невозможно ничем объяснить, их никто этому специально не учил и никогда не заставлял, но они знают, зачем они это делают, потому что пропустили через себя. Потому что хотят и понимают.
А массово выучить три куплета гимна и из-под указки заставить исполнять их детей каждое утро – это не патриотизм, это, если хотите, даже позёрство какое-то. Те, кто никогда не придавал этому ритуалу никакого значения, ничего петь и не будут, а кто-то, возможно, будет, но совершенно для галочки, так ничего и не почувствовав. Такое навязывание приведёт либо к обесцениванию слов гимна среди молодёжи и не только, либо, что ещё хуже, к отвращению.
Наталья Апполонова, учитель школы №9
— Я считаю, что при этом будет выражаться патриотизм. Дети во время исполнения гимна будут чувствовать гордость за свою страну, понимать важность. Я отношусь к этому спокойно, положительно. Может быть, и не надо было, конечно, каждую неделю, а в какие-то праздники, когда торжественная обстановка. Но так придумали, мы теперь должны. Я к этому отнеслась спокойно в связи с ситуацией, которая происходит у нас в стране.
Анна Селина, учитель школы №43
— Мне кажется, что еженедельное поднятие флага и исполнение гимна — это не плохо, просто бесполезно. Потому что всё, что принудительно, не может дать большого положительного отклика, а значит, и не укрепится в сердцах детей. Это будет повинность, еженедельная пятиминутная мука.
Иногда я думаю, что поднимать флаг и исполнять гимн не так и плохо. Вот в лагере, например, делают же подобное, и это вызывает абсолютный восторг. И гордость, и радость и вообще бурю эмоций, а флаг и гимн своей страны уж точно должны приносить такие эмоции. Но смотря, как мы (учителя, в частности) это преподнесём.
У нас в школе многим ребятам идея сама нравится. У нас ребята активно занимаются постом №1. Для меня это было неожиданно, слышать, что это не плохо. Но есть и те дети, кто резко негативно как-то это воспринимает.
Хотя, если вспомнить, еженедельные линейки с отчётом дежурного класса и разными стенгазетами были интересны для детей.
Эльмира Сатина, учитель допобразования
— В моей жизни был такой опыт, что я год жила и училась в Америке после 10-го класса. Каждый день перед первым уроком все вставали, клали руку на сердце и читали pledge allegiance (клятва верности – англ.), поднимался флаг над школой, и это было каждый день. Когда я увидела это в первый раз, я очень смутилась, я не знала, стоит мне это делать или нет. В итоге я этого не делала, со всеми вместе вставала, но ничего не говорила, как и другие студенты по обмену. Как я видела по реакции, этот ритуал удивлял многих иностранцев.
В принципе, как мне кажется теперь, в этом ничего плохого нет. Американцы очень патриотичные. Я, конечно, не знаю, что их делает такими патриотами, pledge allegiance или другие вещи в их жизни, но они действительно очень любят свою родину, хоть, может быть, мало о ней знают. Но это уже больше к другому вопросу — об их не самом лучшем образовании.
Я как человек, который пережил такой опыт, и как преподаватель не вижу ничего плохого в том, чтобы в наших школах пели гимн, читали какие-то слова перед уроками. Это не несет в себе ничего плохого. С одной стороны, кто-то может подумать, что это насаждает искусственно патриотизм, но мне так не кажется. Я думаю, что нам не хватает патриотизма, настоящего, здорового, действительно, искренней любви к своей родине — и малой, и большой, и к России, и к городу.
Мне не кажется, что это какое-то насаждение. Я видела, как это делают американские школьники, и ничего насильственного в этом не видела. Они говорили эти слова искренне. Может быть, если и мы будем в школах петь гимн, то в какой-то момент для кого-то это станет искренним, может быть, заставит кого-то поменять своё отношение. Думаю, сначала у этого будет огромное отторжение, но, повторюсь, я не вижу в этой идее ничего плохого.
Родители
Анастасия, мама ребёнка из школы №9
— Пусть поют, ничего плохого в этом не вижу. Это же всё-таки гимн России, а не Моргенштерн какой-нибудь. У нас в школе развит дух патриотизма, я это поддерживаю.
Юлия, мама ученицы из школы №38
— По-моему, если отдельно в каждом классе будет звучать гимн, то это может со временем обесцениться. Если еженедельно будут всю школу или по параллелям собирать несколько классов и директор будет произносить небольшую речь, настраивающую на патриотический лад (о героях, что сегодня актуально, может, немного об истории или значимых поступках тех же учеников и т.п.), то данное мероприятие будет иметь смысл и решать задачу патриотического воспитания.
Наталья, мама ученицы из школы №13
— Я патриот. Люблю Россию, всегда гордилась тем, что я русская, уважаю государственные символы – герб и флаг. И гимн почти наизусть помню. Поэтому не вижу ничего плохого в том, что его будут исполнять раз в неделю в школе. По идее, это должно воспитать в детях патриотизм. Надеюсь, так и будет.
Егор Захаров, журналист «Чита.Ру», отец ученика школы №1
— Я поддерживаю и одобряю эту идею. Это вполне нормальное воспитание патриотизма и привычки к государственным символам своей страны.
В какой-то момент я стал обращать внимание, кто как на официальных мероприятиях реагирует на гимн. Кто просто слушает, а кто хотя бы шевелит губами. Шевелят очень немногие — это не значит, конечно, что они гимн не знают. Но тем не менее я всегда стараюсь подпевать, у меня гимн всегда очень сильные чувства вызывает, хотя я его, вот честно скажу, не знаю целиком от первой строчки до последней. Примерно на середине у меня российский гимн перемешивается с советским. Это моё упущение, но я надеюсь, мои дети будут хорошо знать гимн и петь его при случаях.
Когда мой сын занимался в спортивном клубе «Русич», там на тренировках специально отводили время и учили с детьми гимн – это мне вообще чрезвычайно нравилось. Когда дети на соревнованиях строятся, поднимается флаг и они стоят с осознанием торжественности момента и при этом поют гимн – это на самом деле круто.
Меня только немного смущает, что у нас патриотизм чаще всего разворачивается в какую-то военную, милитаристскую сторону. В этом нет чего-то ужасного, почти все мальчики играют в войнушку, бегают с автоматами по дворам или на мониторе гоняют солдатиков. Но мне кажется, что наряду с милитаризмом нужно воспитывать мирный патриотизм. Пусть будет экологический патриотизм, например. Это же наша страна, наши реки, наши леса. Но люди бездумно едут, гадят, бутылки выбрасывают, жгут леса. И это же не какие-то иноагенты делают, не зарубежные диверсанты, а наши люди, наверняка патриоты, которые готовы за страну в окопах умереть.
Должны быть патриотические мотивы в защите истории, и не только военной. Миллионы людей ходят на «Бессмертный полк», но при этом не обращают внимания на историю, которую хранят здания или памятники.