Глава района Сергей Гальченко называет горку на въезде в Балей — Лысой. Он любит рассказывать про город разные байки и легенды. А там такая история у земли, что их полно. Горка, правда, Вшивая — экскурсовод Краеведческого музея Вера Гагаркина объясняет почему: потому что хоронили в этих местах ссыльных, которые массово болели педикулезом.
По слухам, у Вшивой горы находили кости золотари, которые копали карьер неподалеку. Если кладбище там действительно есть, то его нужно переносить. Карьер будет расти дальше, и тогда от истории не останется ничего, кроме легенд и музейных записей с горсткой экспонатов. Каторжную тюрьму, которая когда-то находилась прямо напротив горы, взорвали еще в 1923 году. Вера Ивановна говорит, что тюрьму подорвали вместе с новотроицкой церковью: «Советская власть сметала всё, что связано было с царизмом».
Насколько человека хватит? Вера Ивановна — о тяжелых условиях труда каторжников
В Сибирь только в XIX веке сослали около 1 миллиона человек. На территории нынешнего Балея каторжников ждала тяжелая работа на золотых промыслах. Первое золото здесь нашли в 1838 году.
— Новотроицкая каторжная тюрьма была построена в 1892 году. Там не просто отбывали наказание каторжники, они трудились на золотых приисках по долине реки Унды между селениями Каменка и Новотроицк, — Вера Гагаркина показывает кандалы, которые находили на территории исчезнувшей тюрьмы и вдоль реки.
Планы Новотроицкой тюрьмы не сохранились. Она была «типовой» — в музее есть план Казаковской. Та, что была построена напротив Вшивой горы, была ровно такая же. Обе тюрьмы возвели по приказу Николая II.
— До 1930 годов у нас находили лапти, обломки кандалов, — в экспозиции музея есть наручники, которые аккуратно обернуты тканью. — Я не думаю, что всем каторжникам надевали бархатные браслетики. Всегда говорю нашим экскурсантам: «Представьте, вы надели их на руки и ноги, взяли кирку тяжелую и пошли работать. Насколько человека хватит?» Причем грунт там был достаточно сложный, тяжелый. У моего мужа дедушка испытал на себе этот труд. Он не был каторжником — просто старателем. Они работали по 16–18 часов.
«Раз в месяц были дни разгульного пьянства. Смотрители намеренно выдавали спиртное, старатели и каторжники пропивали всю зарплату и не могли уйти»
На прииске кругом были антисанитарные условия.
— Дедушка моего мужа жил вместе с каторжниками в бараке. Он вспоминал душное лето: дышать было нечем, стоял смрад, запахи, мыться было негде. Золотари залазили под нары, выколупывали затычки — мох, чтобы глотнуть свежего воздуха. Антисанитария и болезни, в том числе инфекционные, уносили людей пачками.
Люди умирали и от педикулеза, вши были по всему телу, они заедали чуть ли не до смерти.
— У каторжников здесь не было ни родины, ни флага, и их хоронили вот на этой горке.
Мы не нашли ни одной косточки
Вера Ивановна думает, что взрывать тюрьму не было необходимости.
— Хотя бы таблички на эти места можно было установить, сделать рисунок. У нас ведь есть описание тюрьмы и план. И есть еще буквально три листочка воспоминаний человека, но это очень ценные листочки.
В них он рассказывает, как жили на территории Ново-Троицкого промысла. Отдыхали два раза в месяц — 1-го и 15-го числа. Забойщики получали от 60 копеек до рубля. В 1908 году средняя зарплата на прииске — 46 копеек. Это около 760 рублей на современные деньги.
«Золотоносная порода находилась в полосе вечной мерзлоты, работать было трудно. Тюремная стража избивала заключенных до полусмерти»
Орудия труда на прииске были примитивными: лошадь, запряженная в таратайку, ручная тачка, носилки, лома, лопата и кайла (кирка). К 1917 году на промыслах Унды силами каторжников и наемных рабочих добыли более 37 тонн золота. Чтобы выжить, им приходилось воровать золото и продавать скупщикам — смотрителям и нарядчикам.
— Гора — это память о тех временах. Причем эту память никто не хранит, потому что ничего про это не знает. В музее есть более 200 рукописей, среди которых мы и нашли информацию про новотроицкую каторжную тюрьму. Эти сведения нигде не были опубликованы. Мы благодарны, что кто-то их сохранил. Здесь мы уже сами с Галиной Михайловной (главным смотрителем музея Галиной Дутовой) разобрали всё по папочкам, — говорит Вера Гагаркина.
Про найденные останки людей Вера Ивановна ничего не слышала. Она сама в молодости во время учебы на геофаке проходила полевую практику рядом со Вшивой горой, вместе с мужем снимала почвенные слои и собирала их в пакетики.
— Это было в 1982 году. Мы тогда не нашли ни одной косточки. Огромный овраг, где мы работали, рядышком был. Но лобное место, сама горка, находилась в стороне — буквально в сотне метров. Хотя, наверное, там никто и не рылся. А позднее там уже появились карьеры с мощной техникой, земля обработана на несколько раз.
Кого ссылали
По информации «Энциклопедии Забайкалья», на Казаковских промыслах отбывали наказание матросы броненосца «Потемкин», революционер-демократ и поэт Михаил Михайлов (управлял прииском его брат Петр), революционеры Григорий Котовский и Емельян Ярославский — последний как раз проходил и через Новотроицкую тюрьму. Про саму тюрьму информации в открытых источниках немного. Именно поэтому в Балее так стремятся сохранить память о ней.
По сути, балейская Вшивая гора — готовый туристический объект. Учитывая, что и сам город — кладезь разных историй и про императорские прииски, и про добычу золота в советское время, и легенд про буддийских монахов, гора могла бы стать лишь одной из остановок красивого и насыщенного туристического маршрута. Балей — разрушенный, но тем и удивительный город. Вшивая гора, как и многие памятники истории в районном центре, не обращает на себя никакого внимания. Сопка да сопка. Тем и хороша.