Общество Религия Ловушка для несчастных. Есть ли секты в Чите и Забайкалье?

Ловушка для несчастных. Есть ли секты в Чите и Забайкалье?

Почему никто не ведет им счет и мы слышим о них все реже

Секты заманивают в свои сети уязвимых
Источник:

Называть их можно по-разному: грамотно — религиозными группами или по привычке — сектами. Но одно точно — отрицать их существование в Забайкалье сегодня нельзя. Они есть, уже имеют и будут находить новых последователей.

«В свои 40 моя приятельница могла точно сказать, что жизнь ее удалась: престижная работа, крепкая семья, две потрясающие дочки, одним словом, дом — полная чаша. И всё так и оставалось бы и сейчас, если бы не одна встреча, мимолетное знакомство с женщиной, которая отличалась от всех наших знакомых. Она пропагандировала что-то вроде возвращения к истокам, старинные русские обычаи, отказ от современного образования, жизнь в аскетичных условиях.

И моя приятельница стала всё больше времени проводить в обществе новой знакомой, перенимать ее интонации, жесты, а затем всей душой и сердцем приняла и ее своеобразную веру. Макияж исчез, вместо эффектных деловых костюмов появились юбки до пола и бесцветные водолазки. Начались конфликты с мужем, затем частыми отлучками сотрудника стали недовольны на работе.

За год случился развод, раздел имущества, и моя знакомая вместе с дочками уехала туда, где живет еще много людей со всей страны, разделяющих ее новые взгляды на жизнь. Мы не виделись уже три года, связь пропала практически сразу после переезда. Хотя и последние наши встречи были посвящены только тому, что Катя то и дело пыталась доказать мне, что надо жить как она. И что мне тоже пора прийти к этому. Так я потеряла подругу».

Люди, попавшие в секту, могут распродать имущество и уехать туда, где живут те, кто разделяет их новые взгляды на жизнь
Источник:

В забайкальских СМИ подобных откровений становится всё меньше. Связано ли это с тем, что сект становится меньше, или их просто перестали считать, мы спросили у единственного эксперта-религиоведа Забайкалья, доктора философских наук, профессора кафедры философии ЗабГУ Артема Жукова.

— В научном и правовом дискурсе такого понятия как секта не существует. Это просторечие, причем слово, которое носит исключительно негативный оттенок. В юридическом поле его попросту нет.

Да, если мы возвратимся в 90-е годы, то тогда была пора расцвета самых разных религиозных групп (то, что вы назвали сектами). К примеру, «Белое братство». Там, как позже выяснилось, была преступная, а не религиозная группа. Они занимались отъемом имущества.

19 июля 2013 года решением Егорьевского суда Московской области литература «Белого братства» признана экстремистской и подлежит включению в Федеральный список экстремистских материалов.

Однако этот пример — исключение. В лихие 90-е люди находились в кризисе, искали уход от реальности, и часто его предлагали им всевозможные псевдорелигиозные группы. Просто тогда кому-то повезло больше, кому-то меньше.

Если сект не существует, то что есть?

— Есть религиозные объединения. Это религиозные группы и религиозные организации. Организации официально зарегистрированы, они владеют недвижимостью и финансами, существуют и действуют на территории государства минимум 15 лет. А группы — неофициальные, не имеющие права проповедовать свою религию. К последним относятся существующие в Забайкалье немногочисленные представители разных типов неопротестантизма, харизматы, язычники и т. д. В случаях, когда члены религиозных групп не нарушают законодательства, никто не вправе преследовать их.

С организациями всё понятнее, это православие, ислам, буддизм и т. п. В 1997 году вышел ряд законов, определивших местоположение конфессий и отношение к ним. Сегодня их деятельность под наблюдением надзорных органов. Всё в правовом поле.

— Я правильно понимаю, что сегодня любой может создать религиозную группу? И привлечь последователей?

— Теоретически да. Главное, чтобы вы не несли никому вреда. Поклоняйтесь хоть звезде, главное не в ущерб человеку и человечности.

— Получается, что в Забайкалье сегодня нет никаких религиозных групп, которые могут быть опасными?

— Группы могут появляться и исчезать, проследить за этим невозможно. Однако в современном мире скрыть какую-то преступную деятельность почти нереально. Люди имеют доступ к интернету, они подкованы во многих вопросах. Многие вообще рассказывают про свою религию с помощью блога. Всё очень прозрачно. А если группа социально приемлема и действует в соответствии с законодательством, то она имеет право на жизнь и никто не вправе ее преследовать.

— В Забайкалье представителей какой организации или группы больше всего?

— Совершенно точно можно утверждать, что в нашем регионе больше последователей традиционных религий. И, само собой, на первом месте у нас православная церковь.

— Часто на федеральных каналах мы видим передачи, где термин «секта» по-прежнему активно употребляется. С чем это связано?


— Зачастую это хайп, не более. Способ привлечения внимания к псевдосенсациям. Но вы и сами заметили, что сегодня эта тема привлекает всё меньшее внимание. Людей сложно удивить, и они уже не хотят бежать от серой жизни в поисках чудес. В религиозной сфере у нас в регионе спокойная обстановка. Каждый верит в те идеалы, которые ему наиболее близки и понятны. Главное, чтобы это было безопасно и приносило человеку счастье.

Попасть в секту может абсолютно любой человек, который так или иначе уязвим (глубокая травма, смертельный диагноз, одиночество)
Источник:

Известный читинский психолог Виктория Коренева уверена, что люди, которых вовлекают в секты, не хотят брать ответственность за свою жизнь.

— Во все времена есть люди, которым легче поверить хоть в черта лысого, чем взять ответственность на себя за свою жизнь, за поступки прошлые, настоящие и будущие. Поэтому их тянет туда, где есть ощущение выбора за себя и свою жизнь. Именно иллюзия правильно принятого решения. Потому что такой выбор гораздо легче выбора здорового, где осознанно надо меняться.

Секта — это религиозная, но оппозиционная организация. И таким людям кажется, что они являются избранными, знают больше остальных, понимают больше и приобщены к чему-то особенному. Часто в секту приходят люди прежде зависимые (алкоголь, наркотики, игры). И вот эти зависимости просто сменились на другую. Большой риск оказаться в такой организации и у человека со страхом отвержения, которому всегда казалось, что любовь или хорошее отношение нужно заслужить. В секте человека встречают радушно, окружая мнимым добром, заботой и безусловным принятием.

Если не вдаваться в подробности, то попасть в секту может абсолютно любой человек, который так или иначе уязвим (глубокая травма, смертельный диагноз, одиночество).

Но почему же не все уязвимые люди туда попадают? В психологии есть такой термин «Я-концепция» — это означает, что человек имеет четкое представление о том, чего хочет от жизни, от себя самого. Это его убеждения: о том, как с ним можно, а как нет. И есть люди, у которых образ «Я» хромает на обе ноги. Их психика нестабильна, а в секте они находят поддержку, единомышленников, получают ответы на жизненные вопросы, убегая от проблем, которые не могут решить, получая ложную опору.

Если ваш родственник, по вашему мнению, попал под дурное влияние какой-то общины, то пожаловаться в правоохранительные органы вы сможете, только если эта группа окажется в числе запрещенных на территории страны. Но есть одно исключение, когда ваш сигнал точно услышат, — если ваш близкий человек не только обрел новый круг общения, объединенный общей верой, но и стал спешно распродавать имущество, работать бесплатно на эту группу, вовлекать несовершеннолетних, то в таком случае нужно срочно отправляться с заявлением в полицию и прокуратуру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления