Фритьоф Нансен (1861–1930) — великий полярный исследователь. Этот норвежец стал выдающимся ученым. Он — доктор зоологии, основатель такой науки, как физическая океанография. В ходе попытки достижения Северного полюса (экспедиции на корабле «Фрам») он максимально приблизился к нему. После этого Фритьоф не участвовал в такого рода походах, он регулярно консультировал полярных исследователей из разных стран, даже выступал порой спонсором подобных экспедиций. А его методы передвижения и выживания во льдах, а также используемое им оборудование стали примерами для многих полярников.
Совместно с «Чита.Ру» продолжаю проект, статьи которого выходят ежемесячно. Название его было взято у совершившего путешествие по Дальнему Востоку, Забайкалью и Сибири знаменитого норвежского путешественника Фритьофа Нансена, который в 1915 году издал книгу, названную им «Путешествие в страну будущего». Забайкальский край серьезно изменился за прошедшее время, но в чем-то и сегодня остается «страной будущего».
В октябре 1896 года его избрали иностранным почетным членом Русского Императорского географического общества (РИГО). На следующий год по ходатайству РИГО он был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1898 году Петербургская академия наук избрала Нансена своим почетным членом.
На рубеже XIX и ХХ веков Нансен увлекся такой новой наукой, как океанография, и участвовал в нескольких океанографических экспедициях в Северной Атлантике.
В 1913 году ученый совершил необычную поездку, причем в качестве пассажира. В путешествие по Северному морскому пути (от Норвегии до русской Дудинки) он отправился по просьбе американского предпринимателя норвежского происхождения Юнаса Крейна на пароходе «Коррект» с целью исследования возможности использования этого пути для торговли между Сибирью и Европой. В Дудинке он пересел на пароход «Омуль», а от Красноярска двинулся по Транссибирской железнодорожной магистрали. В Забайкалье он доехал до границы и пересел на поезд Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), по которой доехал до Владивостока, откуда вновь по железной дороге вернулся до Екатеринбурга, где доложил на заседании РИГО об итогах плавания по Северному морскому пути. Ну а позже написал книгу о своем путешествии. Большое место было уделено в книге и нашему краю.
Последние десятилетия Фритьоф Нансен связал с общественной деятельностью, внеся огромный вклад в дело защиты беженцев, потоки которых были особенно большими во время и после Первой мировой войны. Так называемые нансеновские паспорта, позволявшие беженцам без гражданства найти приют в других странах. Он внес огромный вклад в дело помощи голодающим Поволжья в России. В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.
О Забайкалье 1913 года
«Итак, мы добрались до Забайкалья, славящегося своей красотой, своими живописными скалами и долинами, огромными реками и лесами», — написал Нансен. А потом он подробно (не только для научного, но и предпринимательского сообщества) описал всё, что узнал об этом регионе, описав сначала плюсы: «На западе Забайкалье граничит с озером, на востоке — с Приамурьем и Маньчжурией, а на юге — с Монголией. Страна эта богата золотом и другими металлами, минералами и другими драгоценными камнями, но все эти богатства мало использованы. Есть там, по-видимому, и ценные минеральные источники. Забайкалье долго служило местом ссылки, и много ссыльных влачило свои дни в здешних рудниках. Редкое население состоит из туземных племен, родственных бурятам и тунгузам (тунгусам. — Прим. ред.). В силу печальной славы Забайкалья как места ссылки, очень трудно было привлечь туда русских переселенцев. На площади в 551 940 квадратных верст насчитывалось в 1911 году всего около 869 000 поселенцев, из них — 591 000 русских».
Ну а затем остановился и на минусах: «На большей части пространства Забайкалья почва промерзла насквозь. Другою отличительной чертой является свойство многих рек и озер промерзать до дна. Средняя годовая температура колеблется между 1 и 4 °C, зима холодная: средняя температура в январе –20... –28 °C; зато лето очень теплое: средняя июньская температура от 15 до 20 °C, и, несмотря на промерзшую почву, условия вполне благоприятны для земледелия и скотоводства. Правда, осадков здесь немного (всего 200–300 миллиметров), но большая часть приходится как раз на летние месяцы. Почва местами очень плодородная, особенно на так называемых черноземных лесных равнинах (т. е. лес, перемежающийся лугами)».
К западу от Читы
«Скоро совсем стемнело, — писал этот необычный пассажир, — и не стало видно окрестностей. У города Верхнеудинска, откуда идет караванный путь в Монголию и в Китай, железнодорожное полотно сворачивает по реке Уде, притоку Селенги, затем начинается подъем на склоны Яблонового или Станового хребта».
«Ночью проехали Петровские железные рудники, принадлежащие Кабинету Его Величества», — записал Нансен 1 октября в своем дневнике, который стал основой книги. — «Сюда были в свое время сосланы на каторжные работы многие участники бунта 14 декабря 1825 года при вступлении на престол императора Николая I, или так называемые декабристы. Сначала их сослали в Читу, потом сюда. В виде особой царской милости разрешено было женам ссыльных последовать за мужьями. В числе этих женщин были княгини Трубецкая и Волконская и много других высокопоставленных дам, которые много лет прожили здесь в частных домах, пока мужья их содержались в тюрьме и работали в рудниках».
От истории автор вновь вернулся к описанию увиденного лично: «От Петровска дорога идет вдоль реки Хилок, притока Селенги, по направлению к высочайшим вершинам Яблонового хребта. Лес тут почти исключительно еловый, что указывает на скудную почву. Деревья невысоки и растут негусто. Так как почва в глубине промерзлая, то корни растут не вглубь, а горизонтально поверхности земли. От этого деревья некрепко сидят и плохо сопротивляются ветру, который вырывает их часто целыми полосами, и они лежат, простирая кверху корни почти одинаковой величины с самими деревьями. Земля суха, осадков выпадает мало; под тонким верхним слоем чернозема идет песок, а под ним — промерзшие слои. Всё это создает условия, малоблагоприятные для земледелия, зато кругом и не видно признаков жилья; даже инородцы здесь не уживаются. Ландшафт довольно однообразный — низкие скалы с волнистыми однообразными очертаниями, одетые редким низкорослым лесом».
Понятно, что путешественник не обошел вниманием и наш великий водораздел: «Между станциями Сохондо и Яблоновой дорога идет на высоте 1090 метров над уровнем моря, или 600 метров над уровнем Байкала, — это высший пункт на Сибирской и Забайкальской дороге. Здесь находится водораздел, по одну сторону которого текут реки Хилок, Селенга, озеро Байкал, Ангара и Енисей, а по другую — Ингода и Амур. Прямо на севере от нас, в поле нашего зрения, находятся Витимские ключи, питающие Лену. Итак, это водораздел между Енисеем и Леной с одной стороны и Амуром с другой, иначе говоря — между Ледовитым и Тихим океаном. По ту сторону водораздела дорога вновь идет под гору. Низкие гряды всюду поросли редким лесом. Ниже встречаются луга, но пашен еще не видно. Еще дальше, к востоку от станции Яблоновой, там и сям начали попадаться и хлебные поля; местность слегка волнистая».
В Чите
«Наконец добрались до города Читы, окруженного степью, поросшей разбросанными кое-где клочками распаханной земли», — писал Нансен, продвигавшийся к городу с запада. — «Это самый главный город, столица Забайкалья».
Как и в случае с Забайкальем, автор не обошелся без исторической справки: «В начале прошлого столетия здесь находилась казачья станица с населением в несколько сотен душ; расти и развиваться это жалкое местечко начало лишь с тех пор, как в 1825 году сюда сослали декабристов, которым пришлось строить себе здесь тюрьмы, в то время как их жены строили себе дома для жилья на "дамской" улице, сохранившей это название и поныне. Согласно переписи конца 90-х годов, город насчитывал около 11 500 жителей, но в последние годы, особенно по окончании японской войны, Чита сильно разрослась, и теперь ее население достигает, говорят, 70–80 тысяч».
Ну а потом пассажир Транссиба поделился тем, что увидел: «Город красиво расположен в степи, у впадения речонки Читы в реку Ингоду. Последняя вместе с Ононом образует реку Шилку, которая, сливаясь с Аргунью, образует Амур. В половодье маленькие пароходы могут подниматься от Амура до самой Читы, а плоты можно сплавлять вниз по этим рекам и по Амуру вплоть до самого Тихого океана».
Понятно, что всего увидеть он не мог. А ведь в тот год наш город весьма активно строился, и никто не знал, что уже через год наступит совершенно другая эпоха.
К востоку от Читы
«Дальше», — продолжал свой рассказ Нансен, — «мы ехали некоторое время вдоль берега Ингоды. И здесь я вновь отметил то обстоятельство, что правый берег выше левого и его склоны круче. И здесь местами встречались обработанные поля, но значительно реже, чем можно было бы ожидать».
Амурская железная дорога, строительство которой было начато в 1907 году, всё еще не была закончена, а потому попасть из Забайкалья в Приморье можно было двумя путями. Первый — до станции Сретенской поездом, а дальше пароходами до Хабаровска, где можно снова было пересесть на поезд. Второй — по КВЖД. Нансен избрал, как уже говорилось выше, второй путь.
«У станции, в 90 верстах от Читы, железнодорожный путь разветвляется: одна ветвь идет вдоль реки на восток, к строящейся Амурской дороге и к Сретенску на Шилке (откуда начинается пароходное сообщение вниз по Амуру), а другая ветвь, по которой мы свернули, пересекает по железному мосту Ингоду и направляется к югу, в Маньчжурию, образуя Восточно-Китайский путь», — констатировал путешественник. — «По другую сторону Ингоды опять начинается подъем на водораздел между этой рекой и Агой, притоком Онона. Подъем здесь около 16 метров на 1000, т. е. вдвое больше обычного на сибирских дорогах. Поэтому поезду нашему понадобился в помощь второй локомотив, и мы потихоньку поползли в гору. Всюду растет ель, местами вытесняемая березой, и всюду следы лесных пожаров — торчат черные обгорелые пни, окруженные молодым березняком. Весной и ранним летом здесь очень сухо, и огонь распространяется очень легко, затягиваясь иногда на недели. Но это не имеет особого значения, так как и здесь лес ценится лишь постольку, поскольку годится на топливо для паровозов, на что идут главным образом березовые дрова».
Поездку по агинским степям великий полярник, похоже, проспал. Тем более что границу их поезд пересек ночью. Об этом ученый сам и написал: «Итак, мы очутились в Китае. Небесной империи (границу переехали ночью), но небесного, по правде сказать, что-то было мало заметно. Когда я сегодня утром (это было 2 октября. — Прим. ред.) открыл окно, впечатление получилось престранное: вокруг бурая волнистая степь с низкими оголенными холмами. Не будь травы, подумал бы, что это пустыня Гоби. Нигде ни признака человеческих поселений, ни дерева, ни кустика, одна побуревшая трава на всём горизонте».