Замечательная «двушка» в центре Читы досталась мне от бабушки в прошлом году. Там годами сохранялась нетронутая обстановка: десятки полок, до отвала забитые книгами, серванты с драгоценным хрусталем, всякого рода вазочками и статуэтками, которые еще помнили царя, стены, увешанные коврами… Я с детства любила всю эту уютную атмосферу, но тем не менее было решено, что необходим капитальный ремонт. В этом тексте я постаралась собрать все этапы и затраты, которые необходимо пройти, чтобы условно убитая квартира превратилась в красивое и современное жилище.
История этой квартиры
Эта пятиэтажная типовая хрущевка строилась в далекие советские годы и была сдана в 1963 году. Тогда моему отцу было всего пять лет. И его родителям выдали квартиру в новостройке. Так они смогли выбраться из маленькой комнатки в Доме актера на улице Калинина, ныне Амурской, где сейчас располагается Центр СПИД.
Ни центрального теплоснабжения, ни горячей воды, ни даже газа в то время в дом еще не провели. Первые лет 5, а то и 10 в крохотной кухне стояли кирпичная печь для готовки и титан для нагрева воды. Топились они самыми настоящими дровами, которые хранились в подвале: каждой квартире выделялось место.
Отец рассказывал, что, когда во дворе строили газгольдеры и проводили газ в дом, в кухнях на полу и потолке пробили дыры, чтобы через них установить трубы. И так эти дыры посреди квартиры ждали своего часа около полугода. В какой-то момент черепаха, которая жила у бабушки с дедушкой, провалилась в эту дыру, упала с четвертого этажа на третий и жутко напугала соседку.
Мой дедушка Николай Николаевич Забелин много лет работал актером Драматического театра. А бабушка Ада Леонидовна Забелина почти всю жизнь проработала на нашем читинском радио. Квартира такой творческой и интеллигентной пары просто не могла быть неинтересной. Сейчас ее можно было бы назвать раритетной.
Первый этап — это уборка
Один из плюсов покупки нового жилья — это то, что ты получаешь пустое помещение. В наследованной квартире же сохраняются все вещи предыдущего владельца. И уборка этих вещей, пожалуй, была самым трудоемким процессом.
Здесь, по моим подсчетам, хранилось порядка 1,5 тысяч книг. Мы с моим молодым человеком почти месяц каждый вечер после работы занимались их упаковкой. Складывали в стопки, заворачивали в газетку и перевязывали нитками. Казалось, что книги не кончатся никогда, зато не стало минимум двух катушек шпагата.
Дальше мы ходили по магазинам, искали коробки и упаковывали посуду. Параллельно старались понять, что оставить, что отдать, а от чего избавиться. Какие-то вещи мы передали родственникам и знакомым, какие-то — пожертвовали на благотворительность. Мои родители даже выделили гараж под склад.
Когда с упаковкой практически разобрались, мы назначили день икс — вывоз вещей. Мы позвали нескольких друзей, они помогли нам разобрать шкафы, спустить все вещи с четвертого этажа на первый, погрузить в автомобиль и увезти. Грузовое такси сделало целых два заезда, зараз всё не поместилось.
Затраты на данном этапе:
грузовое такси — около 3 тысяч рублей;
помощь друзей-«грузчиков» — 2 тысячи за работу и 500 рублей, чтобы угостить их шаурмой в обед;
шпагаты, коробки, скотчи — около 500 рублей.
Подготовка к ремонту
Параллельно с уборкой начался не менее объемный процесс по продумыванию ремонта. Дизайн-проект, если его так можно назвать, я делала полностью сама, перед этим посмотрев десятки видеороликов о современных квартирах и ремонтах. Я нашла бесплатную программу для создания макета квартиры, замерила все стены и схематично расставила мебель.
Жить в квартире я планировала вместе с парнем. Мы обдумали, какие у нас есть вещи и какие могут появиться, что и где мы сможем хранить. Также я продумала, как мы обычно живем, как передвигаемся по квартире и где будем проводить больше всего времени. Исходя из этого, я, например, точно поняла, что нам надо два рабочих стола в разных комнатах: если одному придется засидеться до ночи, второй спокойно сможет спать.
Мы решили избавиться от стены на кухню, объединив пространство с залом. А на месте с простенком, где находилась дверь, мы выстроили небольшую стену, чтобы увеличить размер самой кухни. Также из капитального мы полностью убрали стену от прихожей и заделали одну из двух дверей в кладовку.
Для такой перепланировки требовалось отказаться от газа, потому что в кухне без перегородок он запрещен. И саму перепланировку нужно было тоже узаконить. Эту бумажную волокиту смог взять на себя отец.
Так получилось, что в период подготовки я ездила в Москву. И там решила специально выделить день, чтобы заехать в мебельный магазин IKEA. Я заранее посмотрела их каталоги, это была самая подходящая мне по стилю и цене мебель. В читинских магазинах всё было какое-то аляповатое и в разы дороже. Осталось пройтись по торговому центру и вживую взглянуть на то, что хотелось купить: пощупать, полежать, оценить качество и габариты.
Определив примерное расположение мебели, я продумала, куда поставить розетки и выключатели. В этот момент уже можно было запускать ремонт, потому что всё всегда начинается с демонтажа и электрики.
Затраты на данном этапе:
отключение газа и работы сварщика по перерезке трубы — 4 тысячи.
Строительные работы
Ремонт я старалась продумать так, чтобы получилось надежно и качественно, но максимально бюджетно. Поэтому на стены пошли обои, на пол — линолеум, потолок натянули, ванную обложили плиткой. Это было гораздо проще, чем выравнивать под покраску кривые стены хрущевки.
В самом начале, еще до старта уборки, отец заказал пластиковые стеклопакеты. Их заменили на всех окнах, а также сделали откосы, подоконники, дверь на балкон и так называемый холодильник под окном на кухне.
Выполнять основные работы согласился наш родственник, он занимается этим профессионально и уже давно. При этом он взял достаточно небольшую сумму за оплату работы. Изначально мы с ним прикинули, что уйдет около двух месяцев, но потом срок увеличился почти вдвое, потому что параллельно он занимался другими заказами. И это вполне нормально — с учетом нашей скидки.
Всю черновую часть работ он полностью взял на себя. Здесь я не эксперт, рассказать что-то сложно. Сломал ненужные стены, достроил новые из гипсокартона, проштробил стены, провел все провода, заштукатурил стены, натянул потолки. Когда квартира начала приобретать современный вид, подключились мы с парнем.
Он помогал клеить обои и устанавливать плинтуса, я красила батареи во всём доме. Мы решили оставить эти чугунные советские трубы, потому что сделаны они были на совесть. Заменили потом только полотенцесушитель, потому что старый был слишком громоздкий.
Затраты на данном этапе:
окна — 100 тысяч;
дверь входная с установкой — 20 тысяч;
основные строительные материалы — 210 тысяч;
работа мастера — 140 тысяч;
ванна и унитаз — 16 тысяч;
счетчики для воды — 2 тысячи;
обои и клей — 16 тысяч;
полотенцесушитель и установка — около 7 тысяч;
домофон — около 1 тысячи.
Мебельный вопрос
Перебрав различные варианты, я все-таки решила заказывать основную часть мебели в IKEA из Новосибирска. Просто потому что в Чите мне кухню на заказ насчитали на 100 тысяч, а самый адекватный вариант по качеству и виду в городе стоил около 50 тысяч. Там же я собрала один кухонный гарнитур за 25 тысяч! В целом вся мебель оттуда обошлась в 100 тысяч: гардеробная система, кровать с матрасом, прикроватные тумбы, два рабочих стола, тумба под телевизор, стеллаж и табуретки.
Диван мама предложила мне сделать на заказ в Чите, мы выбрали фабрику АНТ. Из старой мебели мы оставили несколько стульев, кресло, кухонный стол и журнальный столик. В планах у меня потом их перекрасить. Не успела закупить только шкаф в прихожую и комод. Сначала я хотела посмотреть, как всё встанет и сколько будет места под них. Ремонт мы заканчивали в феврале 2022 года, тогда после известных событий IKEA ушла из России. И я не успела докупить оставшуюся мебель. Я подождала несколько месяцев на случай, если всё вернется обратно, но в итоге сдалась и нашла подходящую мебель через маркетплейсы.
Также для дома мы докупили часть техники — плиту с духовкой, микроволновку, телевизор, робот-пылесос. Холодильник остался старый, стиральная машина у нас уже была на тот момент своя — мы покупали ее с рук, когда жили на съемной квартире.
Самой сложной во всём этом была сборка мебели. К икеевской продукции идут отличные инструкции. Но собирать нужно было так много всего — на этот процесс у нас ушло, наверно, больше недели.
Затраты на данном этапе:
диван — 40 тысяч;
мебель IKEA — 100 тысяч;
доставка мебели транспортной компанией — 8 тысяч;
шкаф и комод — около 15 тысяч;
мебель в ванную комнату — около 10 тысяч;
плита с духовкой — 23 тысячи;
микроволновка — 5 тысяч;
телевизор — 34 тысячи.
Переезд
К моменту завершения ремонтной эпопеи у нас закончился договор на аренду съемной квартиры. Мы с молодым человеком собрали всю мебель, вещи и увезли в тот же склад-гараж. И с одной сумкой поехали бомжевать к друзьям. У одних ребят мы пожили пару недель, у другого приятеля — больше месяца.
Жить на чемоданах, конечно, неудобно всем. Поэтому мы старались изо всех сил сделать всё как можно скорее. И когда почти всё было собрано, мы перевезли вещи в обновленную квартиру. Дальше шел долгий процесс складывания и перекладывания, уборки и налаживания быта.
Вот уже почти год, как мы живем в нашей прекрасной «двушке». Приглашаем в гости друзей и родственников, отлично проводим время. Сейчас квартира практически приобрела итоговый вид. Осталась лишь пара мелких недочетов, которые, я уверена, мы исправим по мере возможности.
В целом квартира может показаться пустоватой. Но это сделано намеренно. Я хочу, чтобы она наполнялась естественно и планомерно, а не искусственно, когда, например, декор закупают за один раз в одной стилистике. Сейчас в доме есть всё необходимое.
Итоговый итог:
деньги — 760 тысяч;
нервные клетки — 1 миллион;
проверенные друзья — 5 штук.