Общество Культура Фронтовое письмо к жене попало на стелу «Город трудовой доблести» в Чите. Кем она была и вернулся ли с войны тот боец?

Фронтовое письмо к жене попало на стелу «Город трудовой доблести» в Чите. Кем она была и вернулся ли с войны тот боец?

Мы подняли архивные документы и нашли все ответы

Нам стало интересно, кем была Домна Иванова, которая жила в доме на 9 Января, 47. Письмо к ней изображено на барельефе стелы
Источник:

В ноябре 2022 года в Чите открыли стелу «Город трудовой доблести». На одном из ее барельефов изображено письмо, отправленное в годы Великой Отечественной войны по адресу: улица 9 Января, 47. Это письмо и дом — не выдумка. Я подняла архивы и выяснила всю историю: когда оно было отправлено, от кого и кому. За этой весточкой с фронта история двух жизней — Михаила Петровича Чикичева и Домны Ивановны Ивановой. О чем писал боец своей жене в письме, которое навсегда запечатлели в бронзе, читайте в нашем тексте.

«Город трудовой доблести» — звание, которое существует в России с 1 марта 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Проект звания в Госдуму внес президент страны Владимир Путин.

Деревянного дома на 9 Января, 47, уже нет — его снесли. Точное место его расположения узнать не удалось, известно только, что он был где-то в районе между улицами Ленина и Чкалова.

Где-то в этом районе мог находиться дом под номером 47
Источник:

Именно в этом доме жила Домна Иванова, которую муж нежно называл в письмах Дина. В 91 год она принесла все письма с фронта, фотографии и свою биографию в Государственный архив Забайкальского края.

Жизнь Домны Ивановой в папке с делом под номером 1941
Источник:

Она родилась в 1908 году в селе Урульга Карымского района в семье эвенков. Была незаконнорожденной дочерью, отчество ей дали по имени крестного отца: «Жаль, что так и не знаю, кто был мой отец. Мама меня держала строго и часто била, я не смела ее спросить, кто мой отец».

Работать она начала с 14 лет, сначала няней у акушерки, потом ухаживала за скотом: «Детство было тяжелым, меня все презирали, а дети-ровесники называли меня [неразборчивое слово] и другими нецензурными словами. С утра я ходила в школу, а после уроков бегала на посылках у разных женщин. <...> За это меня кормили, я была этим довольна. Дома есть нечего было, а мама питалась там, где у кого батрачила».

В 21 год Домну взяли секретарем в сельсовет, а затем она исполняла обязанности председателя совета.

Такую характеристику дали Домне перед началом работы
Источник:

В 1933 году ее взяли в горком партии. Она проработала на разных должностях до самой пенсии, в том числе была секретарем Петровск-Забайкальского райкома партии, Ингодинского райкома партии Читы, первым секретарем Кыринского районного комитета партии. После выхода на пенсию ей определили пожизненное жалованье в 120 рублей.

Фото Домны Ивановой расположено в левом нижнем углу
Источник:
Источник:
Домна Иванова принесла в архив не только письма и фотографии, но и свои документы. Членский билет датирован 1940 годом
Источник:
Удостоверение выдано в 1951 году
Источник:

В своей биографии она написала, что награждена восемью медалями, в том числе за трудовое отличие, за труд в Великую Отечественную войну, за освоение целинных и залежных земель, медаль ветерана труда.

После выхода на пенсию Домна Иванова получала открытки и поздравления от партии и совета ветеранов. Всё это она бережно сохранила.

Поздравление с 60-летием
Источник:
Поздравление с 70-летием
Источник:
Поздравление с 75-летием
Источник:
Поздравление с 80-летием
Источник:
Поздравление с 90-летием
Источник:
Поздравление с 90-летием
Источник:

«Сколько еще лет проживу, неизвестно, но хочу, чтоб моя биография сохранилась, верно всё, что уже прожито», — написала она на тетрадном листке, который теперь навсегда сохранится в архиве.

Мужем Домны Ивановой был Михаил Петрович Чикичев. На войне он был награжден орденом Красной Звезды.

Кандидат исторических наук Татьяна Константинова изучила все его письма к жене и по крупицам собрала биографию мужчины: «Мы точно можем сказать, что до войны жил в Забайкалье — деревне Шивия-Наделяево. Там остались его родные, и капитан Чикичев с болью в сердце пытался узнать что-нибудь о братьях, о семье брата Григория. Ответ получил один раз от племянника Федора, который жил воспитанником в военном совхозе, недалеко от родного дома, остальные его племянники жили дома, вероятно, еще хуже, потому что мать их Татьяна лежала в больнице в тяжелом состоянии. Какое-то время жил в городе Гродно (возможно, служил перед войной), так как в одном из писем упоминает, что встретил хорошего знакомого из этого города. Даже возраст можно определить предположительно — жене его Домне Ивановне в начале войны было 33 года, на фотографии 1944 года, присланной вместе с похоронкой, капитану Чикичеву можно дать от 40 до 45 лет».

Та самая фотография, которую отправили Домне Ивановой вместе с похоронкой
Источник:
Источник:

Капитан Чикичев погиб 7 декабря 1944 года. Как выяснила краевед Татьяна Константинова, последние его письма в Читу по адресу: 9 Января, 47, пришли в июле того же года.

Письмо же, попавшее на барельеф стелы в Чите, было написано 22 января 1944 года.

Приближенное изображение письма на барельефе
Источник:
Настоящее письмо, изображение которого попало на барельеф
Источник:
В этом письме капитан написал, что очень давно не получал вестей из дома
Источник:

Письмо это совсем небольшое:

«Я очень долго не писал и сейчас пишу, а адреса не имею. Ну живу — ничего, сегодня такая погода, что 0 градусов, снег тает, вода это, конечно, странно, но это факт. Да, я очень давно не получал от тебя писем. Не знаю, как вы там живете, что у вас нового, и, видимо, еще долго не получу, я не виню тебя в этом. Раз у меня нет адреса — нет и писем. Ну пока, а сейчас иду в бой за Родину. Привет всем. Целую».

Так выглядит прославившееся письмо полностью
Источник:

Всего в забайкальском архиве хранятся около 18 писем Михаила Чикичева к жене.

Осенью 1942 года он писал, что недавно смотрел фильм «Мы из Кронштадта» (12+): «И круглые сутки слушаем концерт наших летчиков и артиллеристов».

Источник:

Осенью 1943 года он сообщил жене, что ожидает выписки из госпиталя после 35 дней лечения: «Рана зажила хорошо, правда шрам заметно сильно, но врачи говорят, что всё загладится. [...] Погода здесь стоит хорошая, но ходить не разрешают, всё время в комнате. Надоело чертовски, скорей бы на фронт, там сейчас горячие деньки...»

Источник:
Источник:

В феврале 1944 года капитан Чикичев получил контузию: «Я в состоянии говорить и писать, но ничего не слышу. Вторые сутки, как меня контузило, [...] сижу на передовой, а так хочется быть там, где решается судьба нашей Родины. [...] Я буду стоять там, бить фашистских гадов, чтоб скорее встретиться с тобой. Вот так, Дина, протекает моя жизнь фронтовая, да и вообще все фронтовики живут такой жизнью».

Источник:

В одном из последних своих писем Михаил Чикичев поделился с женой мечтами о мирной жизни: «Приеду, пойдем купаться, загорать и выпивать, ты не возражаешь? Учти, что я здорово научился пить водку. [...] Настоятельно советую заводить свое подсобное хозяйство, это будет лучше экономически обеспечивать вас, по-моему, в этом самом Петровске рынок не так уж богат с/х продуктами. Я почему-то его считаю неприглядным городишком, и в случае, если придется приехать туда, то у меня нет намерения там оставаться».

Источник:
Источник:
Так выглядели письма полевой почты
Источник:
Источник:
Интересно, что на этой почтовой карточке не указана улица и номер дома, а письмо всё же дошло
Источник:
Источник:

При подготовке текста использовалась информация из сборника «Воспоминания, письма, документы участников Великой Отечественной войны», напечатанного Государственным архивом Забайкальского края. Также автору помогла его сотрудник, ведущий архивист Татьяна Андреевна Константинова. Спасибо ей за помощь и отзывчивость.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Бу! Испугался? Новый год через две недели! Как расслабиться и получить удовольствие от декабря
Любовь Никитина
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления