В штаб по координации, разработке и реализации оперативных мер и поддержанию экономической стабильности в Забайкальском крае входит 31 человек — политики, чиновники, бизнесмены, банкиры. И он напрямую связан с грядущими стройками ценой больше чем в 3 миллиарда рублей. Уверена, вы уже вспомнили неудачные строительные истории последнего времени и начали заранее переживать за новые объекты. И я непременно о них расскажу. А пока — штаб.
Ранее мы рассказывали о том, как в Забайкалье недостроенные объекты получают документы о готовности.
Штаб со сложным названием был создан губернатором края Александром Осиповым, он же его и возглавляет. Создать его в апреле 2020-го, в разгар пандемии, поручил первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов. Согласно распоряжению губернатора, решения штаба обязательны для исполнения. Членов штаба утверждает губернатор Осипов, изначально их было 26, но сейчас — 31. Среди них члены правительства Забайкалья, министры, депутаты краевого заксобрания, владельцы крупных строительных фирм, управляющие местными отделениями нескольких банков (Сбербанк, «ВТБ», «Промсвязьбанк»), сити-менеджер Читы и другие представители власти. В положении к распоряжению губернатора в графе «цели» очень много слов, смысл которых: нужно работать на благо Забайкалья.
Полгода назад штаб начал отдавать строительным компаниям крупные контракты без конкурса. Обычные строительные государственные закупки (не концессии и не государственно-частное партнерство) в России должны проходить по установленному законом порядку: публикация лота на сайте госзакупок, конкурентная борьба компаний за этот лот, заключение контракта. Но после начала спецоперации на Украине, в ноябре 2022 года, Госдума приняла, а президент Владимир Путин подписал изменения в закон, по которым региональные власти могут отдавать контракты конкретным компаниям без конкурса (то есть закупать у единственного поставщика) для обеспечения обороны и безопасности государства или в целях проведения СВО. Это сделано для того, чтобы закупку можно было быстро проводить в тяжелых условиях спецоперации и санкций со стороны других стран.
В апреле 2023 года стало известно про две такие закупки: строительство школы в Нерчинске за 1,3 миллиарда рублей к концу 2024 года и строительство поликлиники на КСК за 1,8 миллиарда рублей к концу 2025 года. В Минстрое Забайкальского края подтвердили, что закупки проводили по решению штаба, однако отказались назвать, с какими компаниями были заключены контракты.
По информации источников «Чита.Ру», строить поликлинику будет компания «ДорХан — Торговый дом», школу в Нерчинске — компания «Сфера».
«ДорХан — Торговый дом» принадлежит московскому бизнесмену Александру Ханину и его семье. У Ханина есть несколько компаний, занимающихся строительством и управлением имуществом в разных регионах России от Владивостока до Симферополя.
Забайкальской компанией «Сфера» владеет Ахмедов Нурлан Сальвар Оглы, а управляет его возможный, судя по имени, родственник Ахмедов Сальвар Гаджикярим Оглы — совладелец известной в Чите управляющей компании «Лидер». Компания «Сфера» занимается капитальным ремонтом, благоустройством территорий, а также стройками в Чите и крае. Например, Минстрой Забайкалья поручил ей достраивать проблемную школу в селе Баляга. Подробнее о том, чем еще занимается ООО «Сфера», можно прочитать по ссылке.
Каким образом школа в далеком районе и поликлиника в Чите подпадают под сферу обеспечения обороны и безопасности государства или под цели проведения СВО, как принималось решение отдать именно эти объекты конкретному строителю и сколько раз власти края уже воспользовались изменениями в законе о госзакупках, ответил заместитель председателя правительства Забайкалья Андрей Кефер, он тоже член штаба.
— Так навскидку я не вспомню, основываясь на чем [принималось решение отдать эти объекты без конкурса]. Были соответствующие аргументы от уполномоченного министерства, в данном случае Минстрой выходил с инициативой. Мы штабом эти аргументы рассмотрели и сочли их убедительными, предоставили Минстрою возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Минстрой провел отбор и выбрал компании, которые соответствуют законодательству. Федеральный законодатель дал достаточно широкие полномочия определять эти случаи [когда можно заключить контракт без конкурса]. Мы в своем законодательстве тоже прописали случаи, когда можно заключать контракты с единственным поставщиком, а это не только обеспечение безопасности страны, но еще и исключение возможности неконтролируемого удорожания. Вы знаете, что с учетом текущей экономической ситуации иногда есть моменты с недопоставками оборудования или резким удорожанием материалов или того же оборудования. Мы достаточно объективно всю ситуацию на штабе рассматриваем. На следующем штабе мы решили посмотреть всю динамику заключенных подобных контрактов и производства работ, куда же мы все-таки двигаемся. Посмотрим, есть ли какая-то польза от наших таких решений или нужно воздержаться от заключения таких контрактов, — сказал Андрей Кефер.
Он также уточнил, что всего подобных контрактов в Забайкалье было заключено около десятка.
Насколько целесообразен этот инструмент, созданный в интересах СВО и применяемый для «исключения возможности неконтролируемого удорожания», для Забайкалья — можно будет судить по окончании строительства объектов. Безусловно, мы будем отслеживать его этапы, а пока вернулись к самому первому из них и запросили у главы Минстроя Забайкалья аргументы, которые навскидку не вспомнил Кефер, — почему важно было строить без конкурса.