Общество История Забайкалья в эпоху Петра I Как появились Засопка и Борщовка? Рассказываем о развитии земледелия в Забайкалье

Как появились Засопка и Борщовка? Рассказываем о развитии земледелия в Забайкалье

Петр Великий крепил регион пашенными крестьянами

Земледелие начало бурно развиваться в Забайкалье при Петре Великом
Источник:

До прихода русских в Забайкалье, особенно в Восточном, земледелия почти не было. Буряты занимались преимущественно скотоводством, то же самое было характерно и для тунгусских племен. Понятно, что они занимались и охотой. Муку же, как правило, покупали у китайцев, даур, дючеров и других племен, живших на севере Поднебесной.

Допетровские времена

Вот что рассказывал письменный голова Василий Поярков якутским воеводам в 1646 год о его амурском походе:

«А на Зие и на Шилке родится 6 хлебов: ячмень, просо, греча, горох и конопля; да у Балдачи (один из даурских князей. — Прим. авт.) же родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие, орехи русские. А с устья Зии по Шилке пойдут пашенные многие сидячие люди дючеры родами и до Шунгалы реки».

Когда в 1685 году маньчжурские войска осадили на Амуре Аобазинский острог, они первым делом уничтожили посевы хлеба.

Хлеб русские землепроходцы пытались высаживать и в Забайкалье, делали это преимущественно вокруг острогов, опасаясь набегов как монголов, так и маньчжуров.

Так, было отмечено, что в 1670 году недалеко от Селенгинского острога казаки завели пашни. Об этих пашнях писал и побывавший в этих местах русский дипломат Николай Гаврилович Спафарий (1636–1708 гг.). В 1675–1678 годах он во главе посольства, направленного в Китай царем Алексеем Михайловичем — отцом Петра I, побывал в Забайкалье. Его дорожный дневник был опубликован под названием «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году».

Источник:

Описал он и Ильинскую слободу:

«Большая деревня <…> дворов с 20, и служивые, и пашенные люди живут, а хлеба пашут много, и родится во всех тех заимках <…> А хлеб продают по 5 алтын и меньше пуд; да и пшеницу китайскую, и ячмень сеяли, и родится же».

В 1682 году пятидесятник Козьма Федоров писал, что около Баргузинского острога произведен опытный посев овса и ячменя, здесь на пашню было определено 8 ссыльных крестьян из Костромского уезда.

В целом ситуация со снабжением хлебом, особенно в Восточном Забайкалье, была весьма напряженной. Вероятно, об этом Николай Спафарий рассказал Федору Алексеевичу Головину, направленному в Китай во главе «великого посольства». Известно, что он участвовал в подготовке посольства молодого коллеги. Три стрелецких полка и казаков из Сибири, которые шли в Забайкалье с Головиным, требовалось кормить, и об этом надо было подумать заранее.

Федор Алексеевич Головин
Источник:

Посол Головин и хлебная проблема

Когда Федор Алексеевич прибыл в 1687 году в Забайкалье, здесь по сути дела шла война с монгольскими войсками Очирой-Сайн-хана, которые осадили Селенгинский острог и двигались к Удинскому и Верхоленскому острогам.

Стрельцы их разбили, и Головин заключил с монголами первые мирные договоры. В тот же год он написал письмо нерчинскому воеводе Ивану Евсафьевичу Власову, также включенному в его посольство в качестве второго посла. В письме он приказывал: «На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей соправителей Ивана V и Петра I ратных людей хлеб принять».

Известно, что для доставки 1200 пудов (примерно 19 200 килограммов, или 19,2 тонны. — Прим. авт.) на Читинское плотбище Головин подрядил торговых людей Удинского острога, доставившего его из Иркутска и Китая.

Литография с картины В. Бочина «Весть о рекрутском наборе»
Источник:

В ноябре 1687 года из Нерчинска на плотбище прибыл казак Карп Юдин, которому специально по этому случаю был присвоен чин десятского. С ним прибыли 23 казака, которые стали первыми постоянными жителями новой слободы, о чем Юдин и сообщил Головину, которому он написал о принятии хлебных запасов «с Читы реки новой слободой плотбища».

История сохранила имена этих людей, чьи потомки и сегодня живут в Чите: Федор Зиновьев, Иван Сидоров, Анатолий Никифоров, Василий Молоков, Иван Грамотка, Григорий Кайдалов, Петр Зайцев, Анатолий Фролов, Андрей Баженов, Михаил Ляхов, Андрей Баженов, Борис Руснов, Иван Ячменёв, Петр Барма, Алексей Цывелев, Иван Куклиных, Василий Леонтьев, Петр Дмитриев, Семен Варламов, Александр Алимпиев, Константин Марков, Василий Степанов и Алексей Добрынин.

После заключения в 1689 году Нерчинского договора и до того, как покинуть Забайкалье в феврале 1690 года, Федор Алексеевич продемонстрировал соседям, что будет жестко соблюдать мирные договоры. Когда 23 февраля несколько монголов по старой привычке решили напасть на бурятский улус близь Тункинского острога, они встретили решительный отпор (трое были убиты, трое бежали), а вот одного попавшего в плен по указу воеводы Федора Головина повесили на «большой проезжей дороге».

В крае наступил долгожданный мир. Теперь требовалось не только охранять границу и начинать развивать горнодобывающую промышленность, но и крепить эту территорию.

И армию в острогах, и горных работников требовалось кормить, в том числе и хлебом.

Из Наказов Петра I нерчинским воеводам


Первый такой Наказ был дан 18 февраля 1696 года, когда сам царь отправился в Азовский поход воевать с турками. Понятно, что к созданию этого документа приложил руку хорошо знавший ситуацию в Забайкалье Федор Алексеевич Головин.

По словам первого забайкальского историка Владимира Андриевича, «Наказ нерчинским воеводам есть первое систематическое изложение правительственного руководства к управлению землями, лежащими за Байкалом…»

Два пункта этого документа имели непосредственное отношение к земледелию. В 10-м пункте особое внимание воевод обращалось на развитие хлебопашества. Говорилось о требовании пахать десятинные пашни, «а выдельного и оброчного хлеба с той их указанной пашни не имать, чтоб их крестьянам в том тягости лишения не было. Под крестьянские пашни землю давать у Нерчинского города и в уезде вверх Нерчи и Шилки рек, да вниз по Шилке же и в иных местах, <…> а оставшиеся земли в Нерчинских острогах продавать всяким людям по тамошней даурской цене, а деньги держать крестьянам же на ссуду и на подмогу впредь».

Источник:

В 11-м пункте говорилось о том, что хлеб необходимо принимать и выдавать «под гребло, а не пудами», а хранить его требовалось в прочных помещениях и «радеть, чтоб хлеба напахать на нерчинские расходы и их острожек, без тобольского и енисейского присыльного и покупного и бесподрядного хлеба сполна».

В начале XVIII века началось развитие горнорудной промышленности в крае, и это потребовало новых мер по развитию сельского хозяйства в регионе. И 5 января 1701 года, в самом начале Северной войны со Швецией, царь Петр дает новый Наказ нерчинским воеводам. Теперь «хлебному и пашенному вопросам» было посвящено уже 7 пунктов (с 42-го по 48-й) Наказа.

Владимир Андриевич писал о главном из них: «Предписано озаботиться прибавкой оброчного хлеба на пашенных нерчинских крестьян; призывать на пашню "из гулящих (так тогда называли вольных людей, не записанных в писцовые и переписные книги. — Прим. авт.) и охочих вольных людей; садить на пашню ссыльных людей. Размер десятины указан длиною по восьмидесяти, а поперек по сорока сажень". О том, сколько прибудет пашенных крестьян, сколько и каких кому будет дано льгот и хлеба на посев, присылать донесения в Москву. Для наблюдения за поселенными крестьянами предписано выбирать из них же лучших людей в целовальники, старосты и десятские; приказчиков назначать из нерчинских детей, боярских и из лучших казаков по очереди».

Люди пашенные в Забайкалье


Пашенными тогда называли государевых крестьян, на которых лежала обязанность обработки казенной земли для «государевых надобностей». Стоит отметить, что пашенные крестьяне в Сибири и Забайкалье не были крепостными, они были людьми свободными.

На рубеже XVII и XVIII веков начинается динамичный процесс рождения в Забайкалье сельских поселений, жителями которых являлись пашенные крестьяне. Побывавший в 1693 году в Забайкалье дипломат Избрант Идес, описывая Нерчинск, сообщал: «В горах тут и там за милю или две имеется хорошая и удобная для обработки земля, где они сеют и сажают зерновых и овощей столько, сколько их требуется».

Гравюра М. Гофмана по эскизу О. Финша, 1876 год
Источник:

Так только вокруг Нерчинска в тот период создаются села Андронниково, Апрелково (первоначально назвалось Сальниково), Борщовка, Верхние Ключи, Знаменка, Нижние Ключи, Пешково.

Недалеко от горнорудного Нерчинского Завода, основанного в 1689 году, вскоре появляются Булдуруй, Горбуновка, Олочи и другие села. А в 1714 году на месте бывшей Дамесовской заимки Петера Дамеса, пленного шведского офицера, специалиста горного дела, направленного после поражения шведов под Полтавой на службу в Забайкалье, появилось село Домасово.

В этот же период основываются недалеко от Читинской слободы село Засопка (ранее 1701 года) и Маккавеево (в 1720 году). Важным пунктом в то время становится село Доронинское, основанное в 1709 году.

В Государственном архиве Забайкальского края хранится челобитная гулящего человека Герасима Носырева от 1 февраля 1709 года. В ней он обращается непосредственно к царю Петру I:

«Державнейший царь-государь милостивейший, живу я, раб твой, в Нерчинске многие годы, а не в какой чин и в тягло не поверстан. Всемилостивейший государь, прошу Вашего Величества, вели государь поверстать меня по Нерчинску в пашню, а под пашню отвесть земли и под скотский выпуск и под сенные покосы в Нерчинском разряде под Читинским острогом вверх по Ингоде-реке в межах с новопашенными крестьянами, с Петром Смолниковым да Яковом Ефремовым на посторонней речке Доронке, а в твоем, великого Государя, тягле для своей скудости и одиночества, вели, государь, дать льготы для всяких деревенских заводов на 5 годов».

Понятно, что царю ее отправлять не стали. Резолюцию наложил Нерчинский воевода Федор Петрович Мусин-Пушкин: «Написать его в пашню, а льготы дать против ево братьи ново-приверстанных, а земли по урочищам, буде от кого спору не будет».

10 апреля 1722 года император Петр I по предложению президента Берг-коллегии Якова Брюса, отвечавшего за горнорудные дела в империи, специальным указом велел сибирскому губернатору «выбрать из тамошних, пашенных слобод 300 семей и перевесть туда же (в Даурию. — Прим. авт.) с женами и с детьми и поселить на пашне ж».

Так что можно сделать вывод, что хлебопашество в Восточном Забайкалье массово стало развиваться именно в эпоху Петра Великого.

Хлебопашеством в Забайкалье занимались и в допетровскую эпоху, но именно при императоре оно начало развиваться массово
Источник:

Крестьяне — это «государственный цемент»

В заключение хочется привести мнение современного российского историка Николая Ивановича Никитина, который в изданной в Москве в 1990 году монографии «Освоение Сибири в XVII веке» отмечал тот факт, что русское крестьянство абсолютно везде уживалось с местными народами.

«Причины этой уживчивости, — писал этот ученый, — многие видят в особенностях русского национального характера. По мнению некоторых исследователей, одной из его отличительных черт является "отсутствие высокомерного презрения и вражды к населению колонизируемых стран и житейская уступчивость", <…> "духом нетерпимости по отношению к инородцам русские переселенцы в Сибири никогда не были проникнуты", <…> "они смотрят на вагула, самоеда, остяка и татарина (то же самое можно сказать о бурятах и тунгусах. — Прим. авт.) прежде всего как на человека и только с этой стороны определяют к ним свои жизненные отношения"».

Источник:

Именно крестьяне, многие из которых к тому же вступали в смешанные браки с местными жителями, и были той цементирующей силой российского государства, которая смогла создать этот удивительный «Русский мир», простершийся от Атлантического до Тихого океана.

***

Известно, что именно в эпоху Петра I в России появился картофель, а также литовская коса, пришедшая на смену серпу. Правда, в Забайкалье, скорее всего, они попали уже значительно позже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
Неделя на Дальнем Востоке: фейк от ЦИПсО в Приморье, священник против НЛО и чистка в «Единой России»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Бу! Испугался? Новый год через две недели! Как расслабиться и получить удовольствие от декабря
Любовь Никитина
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Рекомендуем
Объявления