«Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) еще до выхода всех серий стал феноменом, как и история казанских банд. Жора Крыжовников — хороший режиссер. Это, судя по отклику, не ставится под сомнение. Как большинством смотревших не ставится под сомнение отсутствие пропаганды насилия. Все важные акценты расставлены в сериале практически в каждой серии. Некоторые родители писали нам, что они сами и их дети эти акценты прекрасно считывают и не видят романтизации бандитизма, насилия и жесткости. Некоторые взрослые и дети их не считывают, и с точки зрения продвижения сериала в массы вторые, пожалуй, сделали даже больший вклад, чем первые. Но обсуждать идейную нагрузку самого сериала в очередной раз смысла нет.
Жора Крыжовников смог снять один из лучших релизов 2023-го. Я слышу, как кто-то с упоением пересказывает историю про питчинг «Слова пацана» для Netflix, но у меня и после его «Горько» не было ощущения, что не сможет. Я думаю, как все-таки временами был неаккуратен тот же Badcomedian (YouTube-блогер, обозреватель фильмов. — Прим. ред.), выбирая самое очевидное для расстрела и закладывая кирпичики в эту непробиваемую стену уверенности в низкосортности российского киноконтента. И, с одной стороны, немного раздражают комментарии зрителей, как «Слово пацана» вернуло веру в жизнеспособность нашего кино, потому что она не умирала. А с другой, я рада — может, по достоинству оценят и то, что уже есть.
И всё жду, когда у нас появится чит-код уверенности в том, что мы можем снимать хорошие фильмы. И вообще мы всё здесь, в стране, можем: режиссеры, врачи, учителя, журналисты, дворники, чиновники, космонавты или спортсмены. Мы можем чем-то гордиться не в сравнении, а просто. Не слепо, но и не по отдельности или в виде исключения.
В общей массе мы, кажется, настолько привыкли находиться в отрицании российских достижений, что даже когда нам рассказывают, как томские ученые с коллегами придумали способ управлять мозгом с помощью нанороботов, мы удивляемся, будто впервые слышим, что в стране существуют университеты и лаборатории. И кто-нибудь обязательно придет в комментарии написать на это: «А дороги нанороботы отремонтируют?»
Есть достижения, которые происходят вопреки — как ответ на непринятие, отторжение, отсутствие поддержки, отрицание; в виде попытки доказать обратное и самореализоваться на чувстве сопротивления. И это нормально, и нормально, когда не все во всех верят, но если опираться на большинство, то абсолютно так же достижения могут быть ответом на поддержку.
И когда Андрей Звягинцев, комментируя концовку «Нелюбви» (18+), говорил, что зритель не заслужил хорошего финала, я думаю, что он, возможно, был прав, ведь мы уверены в этом сами.
Но мы точно заслуживаем.
И «Слово пацана» в этом плане играет, может быть, даже большую роль. Сериал не только подталкивает родителей к разговору с детьми, а зрителей в целом к четкому осознанию неприемлемого, в каких бы декорациях оно ни было снято, но и подводит к тому, чтобы принять простой факт: в России умеют делать круто многие вещи. Вопрос лишь в фокусе внимания.
Согласны с автором?