Общество «Даже элементарно сосиски не умеют варить». Как дети с инвалидностью учатся жить в центре, появившемся на месте вытрезвителя в Чите

«Даже элементарно сосиски не умеют варить». Как дети с инвалидностью учатся жить в центре, появившемся на месте вытрезвителя в Чите

«Руки, ноги у наших детей работают, они могут это всё делать сами»

Раньше на месте «Лилового дома» был детский сад, а еще раньше — вытрезвитель и медицинские палаты. Сейчас центр посещают больше 70 детей

«Лиловый дом» — так называется центр дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Чите. Он расположился скромно на КСК в помещении, где раньше был вытрезвитель. Каждый день тут творятся большие дела — дети со сложными ментальными и поведенческими нарушениями готовят каши и даже плов, лепят из глины, шьют одежду и платочки, учатся жить и быть самостоятельными. Мы побывали в гостях у «Лилового дома» и разузнали, как здесь всё устроено. Тут хорошо, как дома, и правда всё лиловое.

Как и многие проекты для людей с ОВЗ не только в Чите, но и вообще везде, «Лиловый дом» вырос из родительской инициативы. Его руководитель — Мария Яцук, воспитывающая двух сыновей, Дениса и Кирилла, у которого аутизм. Многие преподаватели и персонал тоже мамы детей с ментальными нарушениями и ОВЗ. Здесь они нашли себя и людей, которые хорошо их понимают.

— В 2019 году мы начали реализовать проект «Лиловый кот» — это студия творческого досуга для детей с инвалидностью. Это была первая проба пера, первый грант. Еще не было статуса юридического лица у организации нашей — регионального отделения ВОРДИ. И мы в партнерстве с краевой благотворительной организацией «Помощь детям Забайкалья» писали заявку, — рассказывает Мария Яцук.

ВОРДИ — Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов. Мария Яцук является председателем реготделения ВОРДИ. С Марией на «Чита.Ру» в феврале 2023 года выходило интервью, а год назад — выпуск «Редколлегии».

Кроме Марии Яцук мозговым центром развития и тиражирования проекта «Лиловый кот» в районы края были и остаются инициативные мамы — Светлана Чепуренко из Краснокаменска и Виктория Сикора из Ясногорска. Проект оказался очень востребованным. Он был рассчитан на 30 детей, но желающих было гораздо больше. Так что проект рос. В 2020 году открылась вторая студия в Чите. Спустя несколько грантов появились еще студии — в Ясногорске и Нерчинске, а когда идеи занятий уже не вмещались в помещения, родился «Лиловый дом». Недавно такой же открылся в Краснокаменске.

Поделки детей и награды

— Мы же сами родители детей с инвалидностью. Мы понимаем, что хорошо, если ребенок посещает коррекционную школу, у него есть какая-то занятость. Как правило, очень много детей сидят дома. Вот моему ребенку в коррекционной школе места не хватило в свое время. В обычные кружки детей с ментальными нарушениями неохотно берут. А здесь они общаются, учатся жить. Плюс это для нас, родителей, отдушина. Дина у нас режиссер по образованию, Вика — педагог. Все сидели дома, потому что детки с инвалидностью, какая работа? А здесь и у нас занятость вне дома, и возможность себя реализовать и приносить пользу другим, — говорит Мария.

Больше всего удивляет начинка центра. Здесь вам и кулинарная школа, и гончарная мастерская, и своеобразный швейный цех, и даже студия мультипликации. Всё для того, чтобы дети с ОВЗ научились жить как все.

— У нас не образовательный центр, мы не образовательные услуги оказываем, а социальные. Мы учим детей жить в этом мире. Потому что когда-то нас не станет, когда ни мамы, ни папы не будет, детям дальше уже взрослым жить, а диагнозы никуда не денутся. Ребенок по щелчку не станет обычным, это будет взрослый человек с инвалидностью, — рассказывает Мария Яцук.

В центре регулярно устраивают творческие мастер-классы

В лиловой обители всё начинается с расписания. Здесь оно специальное — в картинках. Детям с ментальными нарушениями, коих здесь большинство, такое расписание помогает не потеряться в дне и всё упорядочить. Картинка есть для каждого занятия, каждого преподавателя и каждого ребенка.

— Дети, которые более функциональны в ментальном плане, сами находят свою фотографию, приклеивают, выстраивают порядок занятий. Детям, у которых более низкий потенциал, помогают родители. Если делать это регулярно — и здесь, и дома, то это вырабатывается до автоматизма и ребенку потом намного проще, — объясняет суть визуального расписания педагог Виктория Нечаева.

1 из 2

Визуальное расписание помогает преподавателям договориться, если ребенку не очень-то хочется идти на занятие и тем более вести себя хорошо. В силу своих особенностей такие дети не воспринимают социальную похвалу. Тогда в расписании появляется картинка-поощрение, и ребенок понимает, что если он постарается, то в конце сможет поиграть в телефоне или получит конфетку. Вот, например, сын Марии Яцук Кирилл легко мотивируется сыром-косичкой. Кому что нравится.

Перемещаемся на кухню, где ребята учатся готовить и орудовать кухонной утварью. Каждый шкафчик, лоток с ложками и вилками, даже кран с водой — всё подписано. Готовят ребята по книге рецептов, которую специалисты центра создали своими силами. Здесь картинками демонстрируется каждый шаг. Рецепты разные — от вареных яиц и сосисок до плова с курицей и творожных корзинок.

— Даже элементарно сосиски дети не умеют варить, пельмени, лапшу заваривать не умеют сами, потому что родители чрезмерно оберегают — ребенок же больной. А потом смотришь — раз, этот ребенок уже дяденькой стал, а делать ничего не умеет. Мы не готовим заоблачных каких-то блюд. Все рецепты, которые мы берем, они максимально простые, чтобы дети могли их в жизни повторить, — говорит Виктория Нечаева.

1 из 2

В кулинарной школе занимаются 28 ребятишек. На занятиях обязанности дети делят между собой: один режет лук, другой натирает морковку. Да, здесь преподаватели не прячут от детей ножи, но строго следят за техникой безопасности. Дети вместе готовят, а потом вместе едят и моют посуду. На кулинарных уроках и домашнее задание дают! Ребенок должен сам повторить рецепт дома, а родители — отправить фотоотчет в рабочий чат.

— Был случай в России несколько лет назад, который меня до глубины души потряс. Взрослый уже мужчина с аутизмом. У него умерла мама, и он умер от голода возле полного холодильника еды в квартире. Это было, наверное, года четыре или пять назад. Он не умел готовить. Он не понимал, что можно открыть холодильник, взять продукты. Руки, ноги у наших детей работают, они могут это всё делать сами. И здесь мы даем детям в руки нож, мы учим их резать. Ребенок должен уметь сделать себе бутерброд, сварить себе макароны и так далее, — рассказывает Мария Яцук.

Конечно, кулинарной школой в «Лиловом доме» всё не заканчиваются, а, скорее, только начинается. По соседству с кухней проходят занятия по адаптивной физкультуре, а где-то в конце зала прячется сенсорная комната, похожая на что-то волшебное. Занятий в центре разных много, поэтому в одном кабинете могут уживаться сразу несколько. Где проходит физкультура, работает еще и театральная студия. А в гончарной мастерской ребятишки не только лепят из глины, но и делают еще целую плеяду шедевров в творческой студии.

Вот такие шортики шьют в мастерской
Зал для занятий адаптивной физкультурой
В зале есть проектор с играми для детей. Нужно кидать в стену небольшие мячики из ткани, оборудование реагирует на движение и начисляет очки
1 из 3
Вот такие шортики шьют в мастерской

В «Лиловом доме» есть даже небольшой швейный цех, где дети вместе с педагогами шьют хлопковые платочки, постельное белье, фартуки, прихватки и шорты. Всё потом продается на благотворительных ярмарках. Мария Яцук говорит, что они сами не замечают, как в центре появляется какая-то новая идея и люди, готовые ее реализовать.

— У нас будет мультстудия. Мы только начинаем ее оборудовать. Получили новое оборудование по гранту. В этом году проект «Лиловый дом» стал победителем нескольких конкурсов, в том числе вошел в стратегическую программу уполномоченного при президенте по правам ребенка Львовой-Беловой «Сопровождение через всю жизнь». И мы стали первым пилотным регионом вообще в России, в сентябре официально у нас было открытие в рамках этой программы. И вот по этой программе мы получили финансовую поддержку на оборудование, приобрели мультстанок, стол для песочной анимации. Это вот буквально на днях пришло, то есть мы пока только распаковали, собрали, — говорит Мария.

Оборудование для мультстудии
Сенсорная комната
1 из 2
Оборудование для мультстудии

В «Лиловом доме» находят пристанище не только дети, но и родители. Они приходят на консультации со специалистами. Помимо «Лилового дома» как проекта, здесь работает семейные приемная ВОРДИ. Есть еще второй консультационный пункт, он находится на Ингодинской, 39б. Родителей консультируют по вопросам установления и получения инвалидности, технических средств. В составе службы есть психолог для родителей и юрист.

«Лиловый дом» живет благодаря грантам, которые выигрывает, и поддержке благотворителей. Так что специалистам часто приходится ломать голову — где взять деньги, чтобы оплатить коммуналку, починить короб, который прикрывает батарею в физкультурном зале, и что еще придумать, чтобы место здесь нашлось всем желающим. Но все эти проблемы чуть-чуть меркнут на фоне того, что делает центр для детей с ОВЗ и их родителей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления