СЕЙЧАС -10°С
Все новости
Все новости

Больные картингом

Многие чиновники или жители города считают, что картингом заниматься просто, сел и поехал. На самом деле это не так.

Соревнования на Кубок мэра Читы по картингу в 2013 году лишились всероссийского статуса. Такое решение было принято из-за отсутствия в регионе подготовленной трассы для заездов, а как следствие, молодые и амбициозные спортсмены лишились права получить разряд кандидатов в мастера спорта и двигаться дальше. Не имея хорошей трассы, соревнования всё-таки проводят, однако доля бюджетных денег в расходах не превышает 50%, а на определённых этапах поддержки может и не быть совсем. Насколько хватит энтузиазма у спортсменов и их родителей, как сильно нужна трасса и почему картинг может быть лучше футбола «Чита.Ру» рассказал директор детско-юношеского спортивно-технического центра Читы Алексей Романюк.

- Соревнования по картингу сейчас вынужденно проходят в парке Победы. Какой всё-таки должна быть трасса и кто должен заниматься её созданием?

- Логичнее всего, если бы комплекс стоял на балансе какого-то образовательного учреждения, краевого, муниципального или федерального уровня. Дело в том, что картодром – это не просто площадка для проведения соревнований, это ещё и место, где надо учить теории безопасности и техническим основам. Кроме того, содержание такого объекта подразумевает и аренду земли, и налоги, и зарплаты, и содержание техники и тому подобное, что вряд ли по зубам представителям частного бизнеса. Мы понимаем, что, по сути картинг - это убыточное капиталовложение, оно не может принести прибыли. Поэтому спорт может выжить только при поддержке государства, ну и энтузиазме спортсменов.

Для тренировок нам нужен всего лишь километр замкнутого асфальта, стоянка с боксами и охрана, а в идеале ещё классы для теории. Сейчас наша площадка не соответствует всем правилам безопасности, поэтому состязания высокого уровня здесь проводить нельзя.

Поделиться

- Спортсмены из Читы, тем не менее выезжают на крупные соревнования в другие регионы?

- Ближайшие серьёзные соревнования проходят в Братске, где есть подготовленный картодром. Наши ребята туда ездят в основном добираются за свой счёт. Из-за нехватки финансирования попадают не на все этапы, материальную поддержку оказывает комитет образования Читы, комитет физической культуры и спорта и ДОСААФ, но там суммы в общем счёте небольшие – около 10-15 тысяч рублей за поездку. В этом году получилось съездить только на один этап первенства Сибири, и один спортсмен съездил на два этапа. На большее средств не хватило, это ещё с учётом того, что основная часть финансирования собирается силами родителей спортсменов.

- Оказывалась ли картингу когда-нибудь поддержка городских или краевых властей?

- Краевую поддержку получали лет 12 назад, город иногда выделяет средства на приобретение инвентаря, но этого очень мало. Опять же, сравнивая с Братском - там построили картодром ещё в 80-е, когда проходил этап чемпионата России. Три года назад картодрому выделили десятки миллионов рублей на развитие, приобретение техники и ремонт комплекса. Порядка 20 миллионов ушло на покрытие, остальное на модернизацию боксов и классов. И всё это по областной программе поддержки. В нашем регионе таких сумм никто ни разу не выделял.

- Как вы оцениваете уровень подготовки наших гонщиков?

- В этом году мы значительно подтянулись, особенно малыши, но всё равно недобираемся немного до показателей Иркутской области. Из-за того, что там есть своя хорошая трасса, появилась конкуренция среди спортсменов, и времени на занятия у них намного больше, чем мы себе можем позволить. Вроде бы совсем недавно мы договорились с городскими властями выезжать три раза в неделю на мемориал и проводить там тренировки. Конечно, не всегда получается их провести в силу разных причин, но уже заметны плоды постоянных занятий. До этого два года подряд у нас был провал по спортивным результатам. Сейчас ситуация стабилизируется. Однако те, кто побеждает здесь, на уровне чемпионата России в десятку победителей пока не попадут.

- Чего конкретно не хватает спортсменам, чтобы подняться до всероссийского уровня?

- Успешность гонщика на соревнованиях зависит от нескольких нюансов. Ошибочно полагать, что всё дело в хорошей подготовленной машине - её можно подготовить для заездов, пусть это и дорого. Но у каждого спортсмена-лидера есть свой инженер и механики, которые хорошо знают аппарат и в случае чего помогут быстро устранить поломку. В Чите существует жёсткая нехватка кадров, потому что им нечем платить. Так что получается, ребята сами себе и техники, и гонщики. Думаю, не нужно объяснять, как это сложно совмещать. Нехватка техники и собственной подготовки – вот что не даёт нам держаться на высоком уровне.

- Число новых детей, поступивших в секцию, не уменьшается с годами? Или интерес заниматься картингом только увеличивается?

- Дети, стабильно приходят каждый год, но, может, их стало немного меньше, чем раньше. Проблема при этом не в количестве, а в том, что дети в принципе стали другими, более мягкими, что ли. Там, где нужно проявить стойкость и выносливость, они не могут, ломаются. Если раньше дети многие побеждали за счёт характера, то его сегодня этого им не хватает.

Поэтому важно, чтобы у ребёнка рядом были родители, способные психологически поддержать. Дошло до того, что детей мы принимаем с условием - обязательное участие родителей в тренировках.

- Получается, родители зачастую выполняют роли тренеров? Насколько острая нехватка людей в штате?

- Папы зачастую помогают в ремонте, нужно ещё разгрузиться, подготовить карт, собрать вещи, привезти на соревнования. Тренеры у нас тоже есть есть, но их не хватает. Например, у нас Роман Дмитриевич - работает в автошколе и в свободное время занимается картингом с детьми. Эльдар Андреевич - занимается с ребятами практически бесплатно, а в свободное от картинга время работает на своём СТО. Если бы платили за полную ставку 20 тысяч рублей, то, конечно, нашлись те, кто готов работать с детьми на постоянной основе.

Проблема в том, что тренера, которые работают в центре, получают зарплату около 5-7 тысяч рублей, а на эти деньги особо не проживёшь. В школе у педагогов зарплата низкая, а у нас ещё ниже. Люди посвящают картингу всю жизнь, обучая детей. Здесь не возьмёшь две ставки, как, например, в футболе или боксе – не получится набрать группу побольше. Специфика такая, что работать с каждым нужно индивидуально.

- Есть ли альтернативные площадки где ещё можно заниматься картингом, кроме парка Победы?

- Раньше проводили соревнования на площади Революции, но надо понимать, заезды существенно отличались от того, что мы имеем сейчас. Тогда и техника была не такой быстрой, не такой мощной. Сейчас там проводить соревнования было бы опасно – представляете, что машины в классе KZ-2 развивают скорость до 140 километров в час.

Мы знаем, что некоторые высказываются резко против наших тренировок в парке Победы, якобы мемориал - не место для гонок. Это не совсем правильно, поскольку спортсмены не портят территорию, как думают некоторые, а наоборот, следят за её чистотой и порядком, и своими достижениями, по сути, отдают дань памяти. Так или иначе, других территорий, где была бы более-менее хорошая площадка для картинга, пока в Чите нет.

- Не думали вы, почему на картингу так мало уделяется внимания властями края и города?

- Кажется, что многие чиновники недооценивают потенциал картинга и его влияние на подрастающее поколение. Если сравнивать с любым видом спорта, то у картинга есть ряд преимуществ. Ребёнок, например, занимается футболом - к своему совершеннолетию что получает? Увлечение, возможно, конечно, выльется в профессиональную карьеру, либо он поступит на спортфак, потом будет работать тренером или учителем физкультуры. Сложно сходу сказать, какие навыки для жизни ещё даёт футбол. Или бокс. Я не хочу сказать, что это плохой спорт, нет. Теперь возьмём картинг. Чиновники, вероятно, считают, что картингом заниматься просто - сел и поехал. Здесь требуется хорошая реакция, которую надо тренировать, умение быстро принимать взвешенные решения, также нужна хорошая физическая подготовка и выносливость. За один гоночный уик-энд спортсмен теряет около 2 килограммов веса, и это не из-за стресса, а от физических нагрузок.

Важно, что картинг - это не только спортивное увлечение, но и профессиональная ориентация детей. Ребёнок уходит от нас с профессией. Большая часть воспитанников потом поступают в вузы на технические специальности, устраиваются на работу, связанную с механикой и точными науками. Государство сейчас везде трубит, что существует проблема с рабочими специальностями, дескать, все стремятся пойти учиться на юристов или менеджеров. Вот, пожалуйста - хороший способ вырастить поколение умелых ребят, почему бы ими не воспользоваться и немного помочь.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter