Страной, где появились секонд-хенды, принято считать Англию, где в начале 40-х годов XX века существовали так называемые «перевалочные пункты», куда зажиточные люди сдавали поношенную одежду и обувь, предназначавшуюся для участников французского сопротивления в борьбе с немецкими оккупантами. Однако потом благое дело превратилось в бизнес. Долгое время к магазинам формата «вторые руки» относились весьма настороженно — покупать одежду с чужого плеча стеснялись, брезговали. Но со временем эта неприязнь ослабевала, и сегодня в гардеробе многих женщин есть вещи из секонд-хенда.
Весной мы прошлись по трем читинским секондам со стилистом, тренд-аналитиком в сфере моды Елизаветой Прокопенко. Спустя полгода рассказываем, кто посещает такие магазины и что чаще всего там покупают.
В Чите несколько магазинов такого формата, многие достаточно большие по площади. Одним из них руководят Екатерина Шаферова и Елена Лончакова. Они отмечают, что горожане стали лояльнее относиться к стоковым вещам.
— Сейчас секонд-хенд — это не про то, чтобы одеться дешево, это про то, где купить бренд масс-маркета или даже тяжелого люкса, которого нет в наших городских магазинах. Наша позиция — одеваться стильно можно, не тратя диких денег. Все клиенты разные: есть мамы в декрете, кому нужна невысокая цена; для других принципиален конкретный бренд. У нас есть клиентка, которая скупает только кашемировые вещи. Также часто приходят подростки — они тоже знают, какой бренд им необходим.
По мнению владелиц секонд-хенда, то, что носить вещи формата «вторые руки» небезопасно — стереотип.
— Все вещи, которые к нам попадают, проходят обработку. Даже если вы покупаете вещь с этикеткой, то и ее рекомендуется постирать, это элементарная гигиена. Есть люди, которые хотят только новую вещь — мы им предлагаем одежду формата «сток». Это одежда старых коллекций, экземпляры с мелкими дефектами, витринные образцы.
В секонд-хендах Читы одежда делится на три категории: стоковая новая одежда, товары формата секонд-хенд — это то, что люди сдают на продажу, и вещи, которые распродают после закрытия каких-то магазинов. Самое интересное, что вещи в секонд-хендах продают на развес, как картошку. Как выглядит такой способ шопинга?
— В больших городах это активно практикуется. Мы решили попробовать тоже. Например, можете выбрать в определенной категории товаров килограмм абсолютно любых вещей, это будет стоить 1500 рублей. А также есть лоты — они опубличены, то есть вы знаете, что в этом мешке, и не можете менять вещи на другие. Такой килограмм стоит 500 рублей. Пользуются спросом такие покупки у многодетных семей, жителей деревень. В Забайкалье мода на развес прижилась, — отмечает Елена Лончакова.
Один из существенных плюсов секонд-хендов — возможность найти бренд одежды, ставший недоступным после введений антироссийских санкций. Мы отыскали в читинских секондах HIM и даже так называемый тяжелый люкс Armani, есть Bershka, Nike, Puma.
Чаще всего в секонд-хендах люди покупают нестареющую классику — белые блузки, рубашки, джинсы, свитера и базовые лонгсливы. Отыскать на полках можно и что-то экстравагантное.
— У нас было новое свадебное платье производства Великобритании. Его купили за три тысячи рублей. Это самая дорогая вещь из всего ассортимента. Сдать вещь в секонд удобно, если вы, к примеру, приобрели платье в стиле «шальная императрица», и вам его некуда носить. Так дайте такой же шанс выделиться другой смелой девушке, — добавила Екатерина Шаферова.
Читинский дизайнер и основатель школы шитья № 1 Юлия Мелихова считает, что покупка вещей в секонд-хенде весьма экологична.
— Во всем мире культура вторичного потребления уже давно стала привычной практикой. Я думаю, что стоит начать придерживаться такого формата покупок. К сожалению, мало кто задумывается, сколько ресурсов тратится на создание одежды и ее утилизацию. Всё логично: чем меньше одежды мы покупаем, тем меньше отходов производим. Нет ничего плохого в повторном использовании и восстановлении вещей. Скорее, наоборот, сейчас это модно. Глобальный тренд на экологичность и осознанное потребление популяризовал секонд-хенды. Вторичные вещи можно кастомизировать (подстраивать и приспосабливать под индивидуальные требования потребителя. — Прим. ред.) — это особенно подходит творческим людям. Благодаря секонд-хендам можно при минимальных финансовых вложениях выглядеть стильно и модно, при этом еще и без вреда для экологии.
Однако многие всё еще относятся к секондам с недоверием. Читинская модница Мария Капустина рассказала нам про свой неприятный опыт.
— Очень давно, лет 10 назад, я брала в секонде кофту и джинсы, мне нравились они, но больше покупать не хотелось. Иногда, когда ищешь что-то, то находишь прямо грязные вещи — вообще неприятно. Те, что я купила, скорее всего, были новыми, просто из старых коллекций. В больших городах секонды другие, там реально клевые вещи. Если шуба, то я не брезгую. Если платье на выход, то, скорее всего, тоже. А вот брать в магазине такого формата что-то для ежедневной носки всё же не решусь.