
С Бабушкина на Белика дорога пойдет понизу, а с Шилова на Красноармейскую — поверху
Дороги на нескольких улицах в районе Центрального рынка в Чите ждут глобальные изменения. За несколько лет здесь должны убрать и спрятать под землю магистральные трубы теплоснабжения, а также построить двухуровневую авторазвязку. Редакция «Чита.Ру» изучила проект.
Важно, что заслуженный архитектор России Виктор Кулеш в 2012 году, после начала строительства торгового центра «Столица» в районе улиц Чкалова и Красноармейской, заявил, что его возведение перечеркнет возможность постройки двухуровневой развязки на месте кольцевого перекрестка у Центрального рынка.
Руководитель муниципального учреждения «Городские дороги» (оно в будущем станет заказчиком работ) Сергей Паргачев говорить о проекте двухуровневой развязки не захотел, отметив, что это проект не ближайших лет, а сейчас власти Читы пока только нашли средства на перенос торчащих над землей тепловых сетей с улицы Бабушкина. По словам Паргачева, на это уйдет 2 года, а уже потом можно будет заняться и развязкой.

О переносе сетей, торчащих над землей, говорят уже много лет
В сентябре 2025 года губернатор Забайкалья Александр Осипов подтвердил, что свыше 400 миллионов рублей правительство России выделит Забайкалью на перенос сетей с улицы Бабушкина.
— Приступим к работе в следующем году. И к концу 2027-го обновим 4000 метров коммуникаций. Проект поддержали МинЖКХ, Минстрой, Минфин, Минвостокразвития и Фонд развития территорий, — писал Осипов в своем Telegram-канале.
По данным «Чита.Ру», трубы перенесут на улицу Чкалова в сторону так называемых Кузнечных рядов — это частная застройка в границах улиц Генерала Белика, Ленина и Чкалова — за площадью Революции. Кварталы, если верить мастер-плану Читы, застроят многоэтажками и социальными объектами, в том числе с помощью механизма Комплексного развития территорий (КРТ).
Ну а после переноса уже точно можно будет перестроить дороги в районе кольца, охватывающего пересечения от Бабушкина до Генерала Белика и от Шилова до Красноармейской. Как летом 2025 года рассказывал «Чита.Ру» Сергей Паргачев, проект строительства авторазвязки реализуют, если средства на него выделят из бюджета Забайкальского края.
— Стоимость проекта — 2,4 миллиарда, федеральное финансирование при положительном решении [правительственной комиссии] составит 1,3 миллиарда. Если остальные средства выделит край, то проект реализуем, самостоятельно город его не потянет. Развязка предполагает петли на земле и путепровод 19 метров для проезда троллейбуса, — объяснял Паргачев.

Трубы тянутся до самого кольца
И федеральный центр проект действительно поддержал. Губернатор Александр Осипов в сентябре 2025-го сообщил, что двухуровневую автомобильную развязку в рамках реализации мастер-плана в районе пересечения улиц Шилова и Генерала Белика — недалеко от Центрального рынка — точно построят. Эту идею одобрил в том числе зампред правительства РФ Марат Хуснуллин. Сколько именно денег правительственная комиссия под председательством федерального вице-премьера выделила на развязку — Осипов не уточнил, обмолвившись только, что первым этапом ее строительства и станет перенос теплосетей — и на это уже точно Москва дала 400 миллионов рублей.
— Территориально это пересечение Шилова и Генерала Белика. Начало работ — 2027 год. Обеспечим движение общественного транспорта в отдаленные районы города. Увеличим пропускную способность городских улиц. В Чите на самых загруженных участках станет меньше пробок, — отмечал губернатор.
Люди из дорожной отрасли, знакомые с проектом развязки, в личной беседе отмечали, что она будет достаточно компактная, с подпорными стенками и точно не затронет торговый центр «Столица», о чём когда-то предупреждал архитектор Кулеш.
Как нам удалось выяснить, проектных решений по развязке было три, но для реализации выбрали действительно самый небольшой по охвату территории. И этот проект все-таки оказался в распоряжении редакции «Чита.Ру».

Судя по нему, предполагается, что верхний уровень развязки (четырехполосный путепровод) пойдет от Бабушкина на Генерала Белика. А нижний — от Шилова до Красноармейской. Предусмотрены съезды на близлежащие улицы, сужения и расширения по количеству полос. Торговый центр «Столица» действительно как будто бы и не мешает. Как и Центральный рынок.
Постоянный спикер рубрики «Дураки и дороги», читинский автоэксперт по ДТП Алексей Стрельников считает, что любая реконструкция дороги должна быть обоснована: как технически, так и практически.
— На сегодняшний день в данном месте нет явных проблем у участников дорожного движения в его преодолении. Глобальные заторы со всех направлений даже в час пик здесь отсутствуют. Однако реконструкция может понадобиться при увеличении автомобильного потока. Что касается безопасности и удобства планируемой реконструкции, то здесь также всё не так однозначно. Во-первых, там заведомо плотная и точечная застройка. Во-вторых, множество выездов и въездов. В-третьих, небольшая ширина существующей дороги и местности в целом. Считаю, что всё это негативно скажется на эксплуатации после реконструкции. Также не надо забывать о существующих коммунальных сооружениях в этом месте, — прокомментировал Стрельников.
По его мнению, в первую очередь необходимо сделать подобную развязку на выезде из города в районе Центрального кладбища либо на дорожной кольцевой развязке по пути в село Смоленка — на пересечении федеральной трассы «Амур» и Карповского тракта.
— И там, и там автомобилисты испытывают неудобства уже сейчас. Кто-то становится участником ДТП, остальные же просто теряют свое время в пути, — подчеркнул Алексей Стрельников.
Также мы показали проект будущей двухуровневой развязки почетному дорожнику и заслуженному строителю, который более 40 лет занимался возведением мостов на забайкальских дорогах, Владимиру Ненашеву. Экс-директор ЗАО «Автомост-Чита» уверен, что развязка из проекта для разгрузки автомобильных потоков почти ничего не дает.
— Как по такой развязке с Бабушкина на Красноармейскую попасть? Никак. Надо выехать либо на Шилова, либо на Белика, где-то развернуться и потом только попасть на Красноармейскую. А самый-то главный поток у нас все-таки — это Богомягкова и мост через Читинку. По Кастринской и дальше туда. Вся пробка, весь затор как раз на Богомягкова и на Ленина. И нам надо, чтобы эта развязка в том числе и поток Острова сбросила, того моста. Там же постоянно затык. Кастринская — Богомягкова и Ленина — Богомягкова. Поток с Белика или Бабушкина, будем так говорить, с этой развязки ведь никак не уезжает. Эта развязка нужна городу для того, чтобы эти трубы, которые по Бабушкина идут, спрятать под землю. И, видимо, финансирование за счет федералов кто-то пробивал под эту тему, насколько я в курсе. Чтобы заодно зачистить это хозяйство. Но развязка в таком виде ничего не дает, — считает Владимир Алексеевич.
При этом он согласен, что технически проект можно реализовать без проблем, а ТЦ «Столица» ничем не помешает.
— Но главная проблема в том, что эта развязка не снимает дорожные проблемы. Что сейчас кольцо существует, с которого мы выбираем, по каким направлениям ехать. И то же самое будет с путепроводом, как он нарисован. Да, побольше полос движения. Но развязка должна быть более комплексной с выходом на Красноармейскую, с увеличением на ней полос движения, чтобы в дальнейшем по ней перескочить на мост по пути на Остров. Тогда движение сбрасывается. А мы с Бабушкина на Богомягкова выходим на перекрестки, где постоянно пробка. Мы можем повернуть только по светофору с проблемами огромными. <…> Не совсем продумано, так скажем. Развязка больше эффекта дает с точки зрения архитектуры. Что мы тоже имеем развязку в нескольких уровнях, всего-навсего. Но по факту ничего не развязываем, — объяснил свою позицию Владимир Ненашев.
***
Возможно, к моменту реализации через несколько лет проект развязки на кольце Бабушкина — Генерала Белика претерпит изменения. Или вообще станет кардинально другим. В любом случае столь масштабное дорожное преобразование в городе должно учитывать самые разные мнения экспертного сообщества. Чтобы не получилась стройка ради стройки. Время есть.






