Страна и мир Россия – Китай. Взгляд из Японии

Россия – Китай. Взгляд из Японии

Китайские лидеры хотят дать понять своему народу, что подъём Китая принят и признан ведущими мировыми державами.

Пожалуй, нет другой державы (за исключением США), которая бы так пристально следила за развитием российско-китайских отношений, как Япония. Причины такого усиленного внимания к России и Китаю уходят корнями в далёкое и не очень прошлое. Достаточно вспомнить русско-японскую войну, территориальные захваты Японии в Китае, Вторую мировую войну, и, как следствие, не урегулированные до сих пор территориальные споры.

Разумеется, отношения двух самых крупных (по территории и количеству населения) держав в мире японские СМИ рассматривают через призму своих национальных интересов.

Наиболее полно проблематику российско-китайских отношений освещает японское сетевое издание «The Diplomat», связанное с влиятельными политическими кругами и крупными средствами массовой информации.

По мнению аналитиков японского издания, после провозглашённого президентом США Бараком Обамой курса на «возвращение в Азию», «Россия со всё большим волнением наблюдает за событиями на Дальнем Востоке и постепенно наращивает экономическое и политическое присутствие в регионе. Но, несмотря на недавние совместные учения, приезд Си Цзиньпина, первым делом после своего назначения посетившего Москву, а также другие знаки, говорящие нам об усилении сотрудничества между двумя странами, эти отношения представляют собой лишь результат кратковременного расчёта со стороны России: пусть сейчас интересы двух держав совпадают, в действительности именно Китай представляет для России наибольшую угрозу на востоке».

Для того, чтобы эффективно отстаивать свою сферу влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия, по мысли японцев, должна сделать вооружённые силы ключевым элементом своей стратегии. Доказательством этому может служить возросшее количество военных учений на Дальнем Востоке, в том числе совместно с армией КНР.

Учения призваны продемонстрировать странам Запада, что Россия также является влиятельной силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Визит в конце марта этого года председателя КНР Си Цзиньпина, сразу после избрания на этот пост, в Москву, вновь поставил перед аналитиками японского издания вопрос, получится ли у Путина и Си преодолеть былые расхождения и выйти на новый уровень сотрудничества.

«The Diplomat» выделяет две главных области российско-китайского сотрудничества: торговля оружием и энергоносителями и проблемы международной безопасности.

В области энергетики цель Китая – получить настолько много дешёвых энергоносителей, насколько это возможно. При этом он хочет, чтобы поставки были максимально надёжными, и не хочет слишком сильно зависеть от одного источника, отношения с которым могут неожиданно испортиться. Москва, со своей стороны, хочет максимально влиять на цену полезных ископаемых, которыми она торгует, и не хочет зависеть от Китая как от направления для экспорта энергоносителей.

Эксперты японского издания пишут, что «даже в свете этих расхождений иногда удивляет, насколько ограничено сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на огромные энергетические ресурсы России, стремительно растущие потребности Китая, географическую близость двух стран и стратегические преимущества наземных поставок, которым не способен помешать американский флот. Россия остается четвёртым по значению поставщиком нефти в Китай и служит источником лишь 8% его нефтяного импорта. В области природного газа уровень сотрудничества ещё ниже».

Впрочем, сейчас ситуация, возможно, меняется. 18 октября 2013 года, крупнейшие энергетические компании России и Китая объявили о заключении «революционной» сделки, которая должна положить начало совместной разработке огромных месторождений энергоресурсов в Восточной Сибири. Многие эксперты увидели в этой сделке признаки того, что Москва постепенно преодолевает свой страх перед наступлением китайцев на российский Дальний Восток.

Представители российского ОАО «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (China National Petroleum Corp.) заявили, что в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанном главами предприятий в ходе визита президента «Роснефти» Игоря Сечина в Пекин, состоявшегося 17 октября, они будут совместно разрабатывать и добывать нефть и газ в Восточной Сибири.

«The Diplomat» пишет, что «в секторе вооружений Пекин хочет платить как можно меньше за современные военные технологии и технику. Россия, в свою очередь, хочет увеличить поставки оружия в Китай, но намерена избегать сделок, которые могут поставить под угрозу её собственную безопасность».

Аналитики японского издания считают, что «судя по противоречивым сообщениям СМИ, стороны, предположительно, обсуждают возможность возобновления масштабного экспорта в Китай российского оружия. Если этот экспорт восстановится, это станет большим прорывом в отношениях и, возможно, вернёт те дни, когда Россия была преобладающим поставщиком оружия в Китай. С 1990-го по 2007 год 90% ввозимых Китаем обычных вооружений поставлялось Россией. В какой-то момент на долю Китая приходилось 40% российского оружейного экспорта, и объём поставок приближался к 30 миллиардам долларов».

После 2007 года поставки российских вооружений в Китай заметно уменьшились, так как Пекин начал требовать не только саму технику, но и технологии для её создания. России не хотелось идти ему навстречу, потому что Китай не славится щепетильностью в области охраны интеллектуальной собственности, а также из-за того, что Китай мог бы использовать российские технологии, чтобы поставлять собственное оружие третьим странам – таким, как Пакистан.

Государственные китайские СМИ заявили о том, что Китай приобретёт у России 24 истребителя Су-35 и четыре подводные лодки проекта «Лада». Официальное российское информационное агентство ИТАР-ТАСС опровергло эту информацию. Двигатели Су-35 мощнее и современнее тех, которые сейчас используются в китайских истребителях. Некоторые журналисты предполагали, что Китай рассчитывает приспособить технологии, использующиеся в двигателях Су-35, для разрабатываемых им сейчас стелс-истребителей. Как и в случае с поставками энергоносителей, российские официальные лица через прессу дают понять, что пока переговоры продолжаются и их окончательные результаты, вероятно, будут известны только к концу года.

Что касается формы, которую должны принять отношения России и Китая, то для обеих стран этот вопрос чрезвычайно важен как во внутренней, так и во внешней политике. «Китайские лидеры хотят дать понять своему народу, что подъём Китая принят и признан ведущими мировыми державами. Аналогично Россия, отношения которой с ключевыми странами Запада испортились после переизбрания президента Путина, ценит то уважение, которое проявил к ней Си Цзиньпин, избрав Москву для своего первого визита в качестве нового лидера Китая.

И Пекин, и Москва стремятся использовать двусторонние отношения, чтобы укрепить позиции своих лидеров внутри стран и максимально увеличить свой вес среди мировых держав. Одновременно они надеются избежать издержек, которые они могут понести, если другие страны почувствуют необходимость найти противовес обновлённым связям между Россией и Китаем. Ни одна из сторон не хочет, чтобы мир воспринимал их отношения как возрождённую китайско-советскую ось времен холодной войны».

«The Diplomat» считает, что вероятно, самая простая область сотрудничества между Пекином и Москвой – это создание совместно с другими странами БРИКС аналога МВФ и Всемирного банка для «развивающегося мира». Этот план обсуждался на последнем саммите БРИКС за несколько дней до московской встречи двух лидеров. Быстрый рост Китая и возвращение России к статусу великой державы дают этим странам возможность отстаивать альтернативный путь к модернизации и развитию. Создание странами группы БРИКС, объединяющей помимо России и Китая Бразилию, Индию и Южную Африку, собственного набора международных организаций может иметь для Пекина и Москвы значительную дипломатическую ценность, так как это позволит им и риторически, и фактически упрочить отношения с остальной частью развивающегося мира».

Между тем, японское сетевое издание считает, что «исторически отношения Китая и России были скорее состязательными, и поэтому расцвет китайско-российских связей удивляет многих аналитиков. Однако, есть серьёзные основания полагать, что Москва стремится уравновесить влияние Китая, развивая сотрудничество с его соседями.

Например, 2 ноября этого года министр иностранных дел Японии Фумио Кисида и министр обороны Японии Ицунори Онодэра провели первую встречу в формате «2+2» со своими российскими коллегами – министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Стороны договорились о совместных военно-морских учениях, направленных на противодействие терроризму и пиратству, а также о ежегодных встречах в таком же формате. Лавров, как сообщается, заявил на пресс-конференции после встречи, что двустороннее сотрудничество с Токио должно помочь справляться с проблемами безопасности на Корейском полуострове и разрешать территориальные споры.

Японская газета «Асахи Синбун» утверждает, что «японская сторона инициировала прошедшую встречу министров, так как серьёзно обеспокоена поведением Китая. Цель состояла в том, чтобы, укрепив отношения с Россией, которая ставит Китай в положение стратегического партнёра, пошатнуть позиции КНР. В ходе переговоров министр Кисида рассказал об усилении военной мощи Китая и его морской экспансии.

Предложение о проведении этих переговоров вынесла японская сторона на консультациях уровня заместителей министров в феврале, а на встрече глав государств в апреле это предложение было утверждено. Такое быстрое согласие России, превзошедшее все ожидания, воспринималось Министерством иностранных дел Японии следующим образом: «Россия также обеспокоена морской экспансией Китая».

Однако Россия категорически отрицает позицию японской стороны, которая заключается в том, что переговоры «2+2» направлены на сдерживание Китая. Непосредственно перед началом переговоров заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов выступил с комментарием: «Японские коллеги прекрасно знают, что Китай – наш стратегический партнёр, и за его спиной мы дискуссий о нём не ведём», – и опроверг «теорию сдерживания Китая».

Комментируя договорённости, достигнутые во время Владимира Путина и Си Цзиньпина в марте текущего года, «The Diplomat» пишет, что «если Москва и Пекин смогут довести до конца начатое на саммите, это означает, что произойдёт укрепление китайско-российских отношений. С другой стороны, исторические подозрения, взаимное недоверие и разница стратегических интересов может, как мы уже видели в недавнем прошлом, снова помешать Китаю и России расширить сотрудничество и взаимную координацию действий».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления