Страна и мир Несостоявшаяся перестройка в Китае

Несостоявшаяся перестройка в Китае

Наоборот, компартия была, есть и будет «рулевым» китайского общества, ещё раз дав чёткий сигнал, что она этот самый «руль» никому ни отдавать, ни передавать не собирается.

12 ноября в Пекине завершилось мероприятие, которое в терминах пропаганды времён Советского Союза было принято называть «судьбоносным». Речь идёт о Третьем пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 18-го созыва. Многие западные эксперты ожидали, что этот пленум станет своего рода аналогом апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, на котором был провозглашён курс на перестройку в Советском Союзе.

Такое пристальное внимание к этому внутриполитическому событию КНР не случайно. Китай давно превратился в одного из главных актёров глобальной политики. Достаточно вспомнить выражение «если Китай чихнёт, весь мир заболеет воспалением лёгких».

Издание «Форбс» пишет, что «Третий пленум ЦК КПК 18-го созыва в течение предыдущих недель и даже месяцев был предметом крайне высоких ожиданий для всего мира. И это закономерно: в Китае третьи пленумы ЦК партии, происходящие после смены поколений руководства, часто (но не всегда) определяли экономическую политику страны на предстоящее десятилетие. Пленумы давали старт новым масштабным реформам китайской экономики, начинались новые волны её роста. В частности, после пленума 1978 года (третий пленум ЦК КПК 11-го созыва) Китай перешёл к политике реформ и открытости, а пленумы 1984 и 1993 годов ознаменовали новые этапы реформ и развития рыночных отношений. Логично было ожидать важных решений и сейчас, когда Китай сталкивается с замедлением экономического роста и явными признаками исчерпания действующей модели развития».

Апокалипсических прогнозов относительно будущего Китая хватает и в России. В 2012 году независимый журналист, в прошлом научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Калишевский в статье «Китай ожидает хаос и перестройка?» предсказывал: «Китаю явно предстоит своя «перестройка». Наличие в стране жёсткого авторитарно-бюрократического режима, да ещё в форме коммунистической диктатуры, толкает к схожим с советской «перестройкой» сценариям, включая их самые разрушительные стороны. В этой связи интересна оценка одного из анонимных представителей китайской элиты, приводимая журналом «Власть»: «По-моему, сейчас Китай очень похож на СССР накануне развала».

Впрочем, для развала Китаю может хватить и собственных, специфически китайских диспропорций и противоречий. Да и собственный исторический опыт в этом плане очень богатый, ведь распадом государственного единства Китая сопровождалась почти каждая смена правящей династии. Последний раз это случилось в начале прошлого века, когда региональные милитаристские клики во главе с генералами-командующими военными округами фактически раскололи Китай на несколько полусуверенных государств».

Насколько оправдались ожидания западных и доморощенных экспертов по Китаю относительно решений, принятых на Третьем пленуме ЦК КПК 18 созыва? Самый верный посыл для ответа на этот вопрос даёт изучение первоисточника, а именно «Постановления ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ».

Согласно этому документу, основные цели всестороннего углубления реформ заключаются в усовершенствовании и развитии социалистического строя с китайской спецификой, продвижении модернизации системы и возможностей государственного управления. С этой целью создаётся Центральная руководящая группа по всестороннему углублению реформ. Центральная руководящая группа будет отвечать за общее направление реформ, координирование их хода, стимулирование процесса проведения и осуществления контроля за их исполнением. Партийным комитетам всех уровней следует на практике взять ответственность за руководство процессом реформ.

Управление страной должно происходить в соответствии с законами. Народ должен иметь возможность принимать более активное участие в политической жизни страны. Отмечается, что необходимо позволить народу осуществлять контроль за властью и обеспечить прозрачность функционирования органов власти – это и есть основные меры, позволяющие контролировать власть.

Усиливающиеся угрозы со стороны террористов, экстремистов и сепаратистов побудили высшее руководство КНР объявить о планах по созданию Совета государственной безопасности, который объединит под своей эгидой силовые и разведывательные структуры и будет координировать их работу. Скорее всего, вновь создаваемый орган будет аналогом Совета Безопасности Российской Федерации. На Западе Совет государственной безопасности КНР уже успели прозвать «китайским КГБ», подозревая, что новый орган будет исполнять и карательно-жандармские функции. Вероятно, эти утверждения исходят из того, что дальнейшее расширение реформ неизбежно усилит протестные настроения в китайском обществе, кроме того, на повестке дня стоит вопрос борьбы с продажными чиновниками, чья коррупционная деятельность, по признанию Си Цзиньпина может поставить страну и компартию «на грань исчезновения».

Ключевым пунктом всестороннего углубления реформ станет реформирование экономической системы. При этом ключевой вопрос заключается в надлежащем урегулировании соотношения между административным регулированием и рынком. Предполагается, что роль рынка будет решающей в размещении ресурсов, а государственное управление будет функционировать более эффективно.

Планируется, что к 2020 году Китай достигнет решающих успехов в экономической, научной и социальной сферах. Основой экономической системы КНР будет доминирующее положение общественной собственности, обеспечивающей совместное развитие различных форм собственности. Заявлено о необходимости непрерывно усиливать жизнеспособность, ведущую роль и влияние государственного сектора в народном хозяйстве страны.

Для повышения доверия народа к собственному государству декларирован курс на создание правительства «правового и обслуживающего типа».

Констатировалось, что финансы являются фундаментом и важной опорой государственного управления, а научное руководство финансовой системой – важной институциональной гарантией оптимизации размещения ресурсов, защиты рынка, содействия общественной справедливости и обеспечения длительного спокойствия и порядка в стране.

Признана необходимость формирования отношений нового типа между городом и селом, что позволит широким слоям крестьянства равноправно участвовать в процессе модернизации и совместно пользоваться её плодами.

Для существенного увеличения масштабов привлечения инвестиций будет ускорено строительство зон свободной торговли, проведены мероприятия по расширению доступа инвесторов, как во внутренние провинции КНР, так и в приграничные районы страны.

Дальнейшее продвижение реформ невозможно без ускорения реформы в социальной сфере. Требуется решать реальные проблемы, которые заботят широкие народные массы и удовлетворить потребности народа, для того, чтобы народ получил равные возможности пользоваться плодами развития.

Понимая крайнюю остроту экологических проблем, существующих в КНР, провозглашён курс на создание «экологической цивилизации». Охрана окружающей среды станет одним из приоритетов в деятельности органов власти в Китае.

Подчёркивалось, в что в новой обстановке компартия Китая ставит цель строительства народной армии, которая должна подчиняться приказам КПК, уметь побеждать в современных войнах и иметь «образцовый стиль». Большие усилия будут приложены к решению проблем и противоречий, сдерживающих развитие китайских вооружённых сил и военно-промышленного комплекса.

Как и практические все документы китайской компартии подобного рода, «Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ» содержит абстрактные формулировки, наподобие «усилить», «расширить», «ускорить», «углубить». Конкретным наполнением этих абстрактных формулировок будут заниматься Центральная руководящая группа совместно с парткома и народными правительствами всех уровней.

Российские и западные СМИ, комментируя прошедший пленум ЦК КПК, отмечают два решения, принятые в ходе этого мероприятия: смягчение политики ограничения рождаемости и изменения в уголовно-исполнительной системе. По сути, эти решения направлены на укрепление прав человека в Китае.

Начиная с 1979 года, в КНР проводилась политика «одна семья – один ребёнок», призванная держать под контролем рост населения страны. Однако, за 34 года её осуществления КНР вплотную подошёл к серьёзному дисбалансу в половозрастной структуре населения, а также с нехваткой трудовых ресурсов и снижением конкурентоспособности китайской экономики на мировой арене.

Теперь жителям страны будет разрешено заводить второго ребенка, но только в том случае, если хотя бы у одного из родителей нет братьев или сестёр. Ранее послабления касались этнических меньшинств и жителей сельских районов (в том случае, если первый ребенок – девочка).

«Ослабление политики сохранит уровень рождаемости в Китае на стабильном уровне», – отметил представитель Государственного комитета по делам здравоохранения и планового деторождения Го Чжэньвэй.

Го Чжэньвэй также сказал, ссылаясь на данные Госсовета КНР: «Для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития численность населения Китая необходимо поддерживать на уровне 1,5 миллиарда человек».

Китаю необходимо поддерживать коэффициент рождаемости на уровне 1,8, а нынешний коэффициент колеблется между 1,5 и 1,6, что позволит проявлять гибкость в политике рождаемости.

Было объявлено о намерении сократить количество статей в уголовном кодексе страны, которые предусматривают применение смертной казни. Какие именно преступления больше не будут караться смертной казнью, пока не уточняется. Сегодня в Китае можно поплатиться жизнью за сутенёрство, браконьерство, содержание публичных домов, фальшивомонетничество, взяточничество и многое другое.

Будет упразднена система так называемого «трудового перевоспитания» (лаоцзяо). С 1957 года и до настоящего времени существовала практика направления неугодных властям граждан в «трудовые лагеря». По утверждению оппозиционного сайта «Телевидение новой династии Тан», «китайская полиция может отправить человека в исправительно-трудовой лагерь на срок до 4 лет без судебного рассмотрения дела. Там заключенные производят дешёвые товары, на экспорте которых в значительной степени основана китайская экономика».

Ещё одно из обещанных нововведений – постепенное снятие ограничений на внутреннюю миграцию.

Несмотря на поднявшийся в Китае «ветер перемен» его нельзя сравнить с советской «перестройкой». В КНР слишком хорошо изучили опыт распада СССР, чтобы наступить на брошенные Горбачёвым «грабли». В документах Пленума не идёт речь о сдаче позиций коммунистической партии в политике, идеологии, экономике, армии, общественной жизни. Никто в КНР не собирается отменять «шестую статью» в угоду «новому мышлению» и «общечеловеческим ценностям». Наоборот, компартия была, есть и будет «рулевым» китайского общества, ещё раз дав чёткий сигнал, что она этот самый «руль» никому ни отдавать, ни передавать не собирается.

Комментируя итоги Пленума, портал КМ.Ру пишет: «ожидания «китайской перестройки» – ни в хорошем, ни в дурном смысле слова – не подтвердились. Китай предпочёл не запускать новые экономические реформы, а продолжать начатые, и уже по мере достигнутых успехов разворачивать следующие преобразования – пусть иногда и запоздавшие на десятилетия. Политические же реформы вообще не попали в повестку дня. Отчасти все это может быть связано с тем, что единой концепции развития у руководства КПК ещё нет, а Си Цзиньпин с единомышленниками чувствуют себя не слишком уверенно. Нельзя не заметить, что третий пленум, против обыкновения, прошел не в октябре, а в ноябре – настолько долго в верхах не могли договориться по ряду вопросов. Тем не менее, рыночные преобразования в Китае медленно, но продвигаются. Или «продвигаются, но медленно». Кому как больше нравится».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления