Страна и мир Урвать кусок китайского пирога

Урвать кусок китайского пирога

...необходимо добавить отношение к туризму как к настоящей отрасли экономики края, своего рода «бездымной индустрии», настроиться на долговременную кропотливую работу по подготовке кадров туротрасли, прежде всего профессиональных гидов, хорошо владеющих и

В 2012 году число туристов в мире впервые превысило миллиард человек, говорится в ежегодном отчете Всемирной туристской организации (UNWTO). В отчёте говорится, что самый высокий показатель роста расходов за границей принадлежит Китаю – рост на 42%. Быстрому росту выездного туризма Китая способствуют в первую очередь быстрые темпы экономического развития страны. В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение доходов жителей Китая, что повлечёт за собой изменение потребительской модели, в частности возрастут расходы на отдых и путешествия.

По прогнозам Всемирной торговой организации, к 2020 году число выезжающих за рубеж китайских граждан достигнет 100 миллионов человек, средний ежегодный рост до 2020 года составит 12,8%, а доля КНР на выездном туристском рынке мира может вырасти с 0,9% в 1995 году до 6,4% в 2020 году.

Согласно исследованию Мировой ассоциации бизнес-туризма GBTA, китайцы стали лидером рынка делового туризма. К 2015 году в КНР расходы на деловой туризм вырастут на 11,2%, это самый высокий показатель в мире. В России − только на 7,1%.

Китайцы обошли по размеру трат бессменных лидеров рейтингов транжир - россиян. В 2010 году доля трат гостей из Поднебесной в магазинах Tax Free (европейская система магазинов, возвращающих налог при выезде из страны) составила 17% от всего оборота, доля россиян - 15%. Как подсчитала газета «Чайна Дэйли», в среднем турист из Китая тратил 744 евро, а покупатель из России − только 368 евро. Средняя стоимость поездки китайских туристов составляет 2 тысячи евро, причем более 70% из них уходит на шопинг. По данным Китайского института по изучению туризма, в этом году китайские путешественники потратят на поездки по миру 55 миллиардов долларов.

Недавно обнародованная правительством Китая «Программа развития национальной индустрии туризма и досуга на 2013-2020 годы», закладывает основу для переопределения путей развития и управления туризмом в стране, предусматривая, в том числе, обеспечение энергичной поддержки выездному туризму.

Откусить свой кусок от этого стремительно увеличивающегося в размерах «пирога» стремятся многие страны, в том числе и Россия. Среди стран выездного туризма Китая Россия занимает лишь 11-е место и тут есть над чем работать. Предприняты меры для облегчения посещений туристами двух стран. В 2000 году между Правительством РФ и Правительством КНР было подписано соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, согласно которому граждане КНР могут без оформления визы в составе организованной туристической группы от 5 до 50 человек въезжать в нашу страну на срок до 15 дней. Сейчас большинство (60%) китайских туристов приезжает в Россию именно по такой процедуре.

Органами координации туризма России и Китая вынашиваются грандиозные на сегодняшний день планы увеличения взаимного потока туристов двух стран до 5 миллионов человек, много говорится о том, что развитие туризма между Россией и КНР имеет естественные преимущества, проводятся года туризма в обеих странах. В результате проведения года российского туризма в Китае количество китайских туристов, посетивших Россию, увеличилось на 46% и превысило 343 тысячи человек. Yа первом месте среди иностранных туристов, побывавших в России в 2012 году, находятся граждане ФРГ – примерно 353 тысячи человек.

За 2013 год, как ожидается, число китайских туристов, отдохнувших в России, увеличится на 15% и превысит 400 тысяч человек. Таким образом, Китай в конце 2013 года может занять первое место по числу своих туристов в Российскую Федерацию. Действительность может превзойти самые смелые прогнозы – как сообщает китайский туристический портал Tuniu.com? в первом квартале 2013 года число запросов среди китайских туристов по поводу туров в Россию выросло на 150%.

На текущий момент в реализации соглашения о безвизовых групповых туристических поездках участвуют 18 российских регионов и около 350 туркомпаний, с китайской стороны – 26 регионов и около 900 турфирм. Однако китайские туристы в большинстве случаев приезжают без визы в четыре российских региона, в числе которых Москва, Петербург, Приморский край и Амурская область. Десять туристских компаний из этих городов и регионов принимают около 75% китайских туристов, посещающих нашу страну.

В 2012 году количество китайских туристов, посетивших Забайкальский край, увеличилось почти на 30%. Однако этот красивый показатель в физическом выражении означает, что количество китайских туристов, побывавших в Забайкалье, увеличилось на 1,39 тысячи человек – с 5,12 тысячи в 2011 году до 6,51 тысячи в 2012 году. А по сравнению с 2008 годом рост составил и вовсе 250 туристов.

По данным Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, с 2009 года количество туроператоров увеличилось почти в полтора раза и составило на конец 2012 года 44 организации и около 30 турагентств, зарегистрированных в налоговом органе. Однако работают эти туристические организации в большинстве случаев только на выезд. В 2012 году количество забайкальцев, выезжавших за рубеж с туристическими целями, составило 303,3 тысячи человек. В 2008 году этот показатель равнялся 412,98 тысячи человек.

Частично попытка ответа на вопрос, почему привлечение иностранных, прежде всего китайских, туристов в Забайкалье не приносит успеха, несмотря на кажущиеся «естественные преимущества» была предпринята ИА «Чита.Ру» более года назад в статье «Корабль с капитаном, но без перспектив?»

В отчёте и других материалах Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края даётся своё видение того, почему на нас до сих пор не льются потоки в иностранной валюте от въезжающих к нам иностранцев, и что нужно сделать для того, чтобы это произошло.

В качестве первопричины приводится наследие советского периода. Длительное время привлекательный рекреационный и туристический имидж Забайкальского края не формировался, учитывая оборонный статус и границу с Китаем, с которым до конца 1980-х годов прошлого века были крайне напряжённые отношения. Тот временной промежуток, когда Забайкалье, ранее закрытое для посещения иностранцев, получило определённые дивиденды от первых потоков въездного туризма начала 1990-х, не потратив при этом абсолютно никаких средств, давно миновал. Сегодня туристская инфраструктура края, не соответствующая международным стандартам, требует серьёзных финансовых вливаний.

В качестве одного из инструментов решения назревших в туризме края проблем Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма разработало и осуществляет реализацию мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011–2013 годы)».

Программы сформированы с учетом ограниченных возможностей регионального бюджета и направлены на развитие наиболее посещаемых, перспективных рекреаций Забайкальского края, с высокой степенью готовности туристской инфраструктуры. На протяжении всего периода реализации программы из средств краевого бюджета выделено 3,8% от утверждённого объёма. В 2013 году финансирование программы по туризму из краевого бюджета не предусмотрено.

Учитывая практически полное отсутствие финансирования на реализацию программных мероприятий, ситуация, сложившаяся в сфере туризма на территории Забайкальского края, продолжает усугубляться. Уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает регион, не могут быть единственным и достаточным условием для обеспечения успешного развития туризма.

Для снижения объёма выездного туризма в пользу внутреннего и въездного необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры, при соответствующем уровне которой ресурсные возможности края позволят увеличить приём иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большего количества граждан края и приезжих из соседних регионов, что приведет к более интенсивному развитию туристской отрасли.

Однако значительные трудности в виде избыточных административных формальностей, связанных с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов, не позволяют быстро реализовать проекты, связанные с привлечением как российских, так и иностранных туристов. Кроме того, в настоящее время остро ощущается нехватка структур на уровне региона, которые осуществляли бы весь комплекс услуг потенциальным инвесторам.

Помимо неразвитой туристской инфраструктуры края, остаётся на невысоком уровне квалификация специалистов среднего звена в сфере туризма, качество обслуживания в коллективных средствах размещения гораздо выше запрашиваемой цены, что также оказывает негативное влияние на туристский имидж региона.

Туристская отрасль края остро нуждается в государственной поддержке, в том числе программно-целевым методом. Сегодня уже недостаточны полумеры в виде мизерных поступлений на развитие отрасли.

Министерством разработан проект программы развития внутреннего и въездного туризма на 2014-2018 годы с использованием инновационного кластерного подхода, который позволит сконцентрировать усилия на развитии ограниченного числа территорий края, наиболее перспективных с точки зрения продвижения внутреннего и въездного туризма, обеспечивая тем самым оптимизацию как государственных, так и частных инвестиций. Запрашиваемый объём финансирования за счёт средств бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий программы составит предположительно 1,29 миллиарда рублей.

При определении наиболее перспективных для создания туристско-рекреационных кластеров территорий Забайкальского края учтены такие факторы как географическое положение территории, наличие и состояние туристских ресурсов, наличие базовой инфраструктуры, транспортная доступность, демографическая ситуация и обеспеченность местами размещения, уровень развития экономики.

Министерство планирует создание Читинского туристско-рекреационного кластера с ядром в Чите. Также предполагается создание Забайкальского туристско-рекреационного кластера с определением кластерного центра в посёлке Забайкальск. Эту агломерацию выделяет близость государственной границы с Китаем.

Отдавая себе отчёт в том, что в части рекреационного потенциала, состояния туристкой инфраструктуры Забайкальский край не конкурентоспособен с таким регионами как Бурятия, Алтайский край, Иркутская область, краевое международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма не ставит задачу сделать туризм приоритетным направление экономики региона.

По расчётам, реализация всего комплекса запланированных мер позволит туристической отрасли края выйти к 2030 году на качественно новый уровень развития, увеличить объём услуг, реализованных туристическими организациями края до 3,6 миллиарда рублей, численность туристов, обслуженных туристскими организациями края – до 1,1 миллиона человек и существенно увеличить вклад в валовой региональный продукт региона.

К использованию программно-целевого метода, а также созданию туристических кластеров необходимо, на мой взгляд, добавить отношение к туризму как к настоящей отрасли экономики края, своего рода «бездымной индустрии», настроиться на долговременную кропотливую работу по подготовке кадров туротрасли, прежде всего профессиональных гидов, хорошо владеющих иностранными языками, в первую очередь, китайским. К знанию китайского языка должно прилагаться хорошее знание истории, культуры, традиций народов, населяющих многонациональный Забайкальский край.

В туризме нет и не может быть мелочей или несущественных деталей. Нужно знать, анализировать и учитывать возрастной состав китайских туристов, их предпочтения, особенности национального поведения и их менталитет, в том числе и для того, чтобы избежать различного рода негативных и криминальных проявлений в отношении приезжающих гостей. Это уже актуально для многих стран, куда приезжают китайские туристы. С увеличением количества китайских туристов за рубежом участились жалобы от местного населения на их поведение. Дело дошло того, что вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заявил, что «нецивилизованное» поведение некоторых китайских туристов портит имидж страны. Среди целого ряда ошибок, совершенных китайскими туристами за рубежом, вице-премьер выделил манеру многих китайцев чересчур громко разговаривать и привычку плеваться на улицах.

Должны быть решены вопросы безопасного и комфортного пребывания иностранных туристов. Нужно учитывать и разность во вкусовых пристрастиях китайских граждан. Как правило, все туристы предпочтут свою родную кухню российской. Не все предлагаемые китайским туристам места показа и мероприятия могут быть интересны китайским туристам, в том числе и из-за разности в культуре, воспитании и образовании. Разумеется, что места показа, посещаемые китайскими туристами, должны быть снабжены поясняющими надписями на грамотном китайском языке.

Необходимо проводить мониторинг того, что делается в других российских регионах и странах бывшего СНГ для привлечения китайских туристов. Так, например, несмотря на повышенный интерес, туроператоры Амурской области пока предлагают иностранцам традиционные, годами отработанные программы: посещение музеев Благовещенска, площади имени Ленина, шоппинг и поездку в амурскую деревню, где туристы фотографируются в деревянных домах и пробуют национальные блюда местных пенсионерок. Поэтому сейчас в агентстве по туризму Амурской области усиленно трудятся над разработкой новых маршрутов, которые могли бы заинтересовать китайцев – создание аэрокосмического музея, парка динозавров и ряда других интересных объектов, которые планируется открыть уже в ближайшее время. В этом же году гостям из КНР презентовали туристическую новинку амурского севера – эвенкийскую деревню.

Учитывая растущую дороговизну пребывания иностранных туристов в России, есть смысл вместе с китайскими инвесторами подумать о создании совместных бюджетных гостиниц.

И, самое главное, нужно разработать единый для Забайкальского края «зонтичный» туристический бренд, который бы смог объединить все места в крае, интересные для посещения иностранных туристов, причём не только китайских. Без наличия единого туристического бренда региона, как уже писалось год назад, туротрасль края будет напоминать корабль, капитан которого не знает, куда ему плыть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления