Город Страна и мир мнение Байкал, прощание с летом. Глава I

Байкал, прощание с летом. Глава I

Чем хорош российский туризм… тем же самым он и плох. Хорош и плох он своей непредсказуемостью и соответственно гарантированными приключениями – большими и маленькими, как приятными, так и не очень. Нарушиться планы могут в любой момент по сотне причин.

Чем хорош российский туризм… тем же самым он и плох. Хорош и плох он своей непредсказуемостью и соответственно гарантированными приключениями – большими и маленькими, как приятными, так и не очень. Нарушиться планы могут в любой момент по сотне причин. Солнце, и то над нашей страной не надёжное. Россия – это, ведь, не Африка. Там, в Африке, как я понимаю, тоже вечный бардак, но уж если по прогнозу обещана жара, то она и будет. А у нас тебе летом пообещают штиль, а случится шторм, самолёт прилетит вчера, а багаж завтра, посулят гладкую дорогу, а ее нет…. Российская действительность тебя непременно чем-нибудь, да удивит. Ну, зато, у нас никогда и не заскучаешь.

31 августа – начало нашего 8-дневного мероприятия.

В первый же день крупная российская авиакомпания чуть было не сорвала наш поход, а мы едва не разорили крупную российскую авиакомпанию.

С четырёх утра мы начали встречать участников путешествия. Всего нужно было собрать 9 туристов, прилетающих разными авиарейсами. Вначале все было хорошо, первый наш участник прибыл вовремя, в пять утра. По расписанию прилетели и второй и третий самолеты. Но рано мы радовались: одной туристке не повезло, её багаж потерялся. Вот тут и наступило недоброе российское утро. Кабинет с представителя авиакомпании «UT-Аir», разумеется был закрыт. У дверей нервничали еще три неудачника – две женщины и один худой зануда на пенсии, в очках и темном плаще. Я боялся, что в лице представителя появится молодая девушка, не умеющая решать сложные задачи. Но вместо нее пришел молодой человек… даже двое, не способных решать вообще никакие вопросы.

По правилам авиаперевозок компания обязана доставить утерянный багаж за свой счет в то место, куда укажет пассажир. С этим представитель не спорил. Но когда узнал, что чемодан нужно везти на остров Ольхон, сразу стушевался. Минут тридцать переливали «из пустого в порожнее». Только часам к пяти вечера мы погрузились на «Татьяну», прошли до ольхонской бухты Шэбеты и успели даже немного поснимать на берегу.

Вернулись на борт, к ужину.

1 августа с раннего утра все фотографы разбрелись по холмистому берегу бухты встречать рассвет

Вышли на берег в предрассветных сумерках. Бухта Шэбеты

А, вот и первые лучи

1 из 6

Через час солнцем залило всю степь. Фотографировать дальше стало бесполезно.

Возвращаемся (не дружно и не строем) на теплоход, где нас ждёт завтрак. После завтрака теплоход взял курс на остров Огой. Примечателен Огой, главным образом, большой буддийской ступой, построенной в 2005 году. С тех пор с каждым годом небольшой остров все более и более популярен у туристов.

1 из 2

По всему склоны паломниками и туристами сложено много пирамидок из камней.

Остров становится всё больше «разукрашенным». В этот раз я обратил внимание, что несколько новых деревьев густо обвешали цветными ленточками. Возле ступы появилась юрта и какая-то будка. Если так пойдет и дальше… но лучше бы так дальше не пошло! Зато, сдаётся, и каменных пирамидок с каждым разом прибавляются. Вот, против этого я ничего не имею.

1 из 2

Травка

От Огоя «Татьяна» перешла на остров Баракчин (его также называют Ольтрек).

Это очень красивый остров в Малом море, половина которого белая, а половина – черная. На белой стороне, сложенной мраморами, живут гнездятся чайки. Правда, сейчас они куда-то исчезли.

Белая половина острова

Если на море волна, корабль не может стоять у берега. «Татьяна» отошла от Баракчина пока мы ходим по острову.

1 из 2

Между прочим, наряду с чайками на Байкале развелось очень много бакланов. До войны эти черные птицы размером с утку и ли лебедя тоже водились на озере в изобилии. Но в войну яйца бакланов и не летающих птенцов стали собирать местные жители. А взрослых птиц – отстреливать, солить бочками и оправлять на фронт. Хоть и пахнет рыбой, но все же еда для бойцов. Последние бакланы исчезли на Байкале в 1960 е-годы.

В народе говорят, что несколько лет назад 14 особей привезли из Китая для воспроизводства. Правда, это не совпадает с утверждениями орнитологов, которые говорят, что бакланы вынуждены были искать новые места обитания после нескольких лет засухи на озерах Монголии и сами вернулись на Байкал. Как бы там ни было, но бакланы стремительно расплодились, а рыбаки схватились за голову. Черные птицы стали реальными конкурентами людям, промышляющим омуля. Чайка не может достать рыбу с глубины, побирается всякой мелочью, падалью и другими «подачками» озера. А баклан, как торпеда может нырять на большую глубину (до 4-х метров) и способен добыть любую байкальскую рыбу – и омуля, и хариуса, и окуня. В 2006 году бакланов на озере было несколько десятков, а сейчас – тысячи. Взрослая птица съедает в день до 1 кг рыбы. Поэтому рыбаки бакланов ненавидят и жалуются, что рыбы стало мало. Они предполагают, что колония из 20 тысяч бакланов в день может съедать до 20 тонн рыбы. Но, по мнению ученых, популяция бакланов на Байкале еще далеко не достигла численности, которая была 100 лет назад. Уже сейчас баклан теснит с гнездовий серебристую чайку, теперь ее популяция стала сокращаться. Из Красной книги баклана перенесли в «редкие виды». Никто не позволит его истреблять, но всё чаще слышны мнения о том, что нужно что-то делать с этим «морским вороном»

1 из 3

А в чёрной части острова раньше хоронили шаманов. Могилы можно легко узнать по кучам камней, собранных в вытянутый овал. Это символические «лодки», на которых шаман отравляется в «вечное плавание».

Чёрная половина острова

Погода портится, Байкал заволновался. Теплоход вернулся и сова пришвартовался в маленькой бухточке Ольтрека. Нужно спешно подняться на борт, иначе рискуем потрепать днище судна о камни.

Следующая остановка – остров Ольхон возле пос. Хужир. Прошли сюда во второй половине дня, швартуемся на Сарайском песчаном пляже. И сюда же на корабль из аэропорта благополучно привезли потерянный чемодан нашей туристки Лены из Перми. Отправились на берег. Прогулка по пыльной деревне лично у меня вызвала уныние, но переносить это свое настроение читателю я не хочу.

Но, вот уже солнце стало клонится к горизонту, и фотографы заняли места на съёмочных площадках возле самого знаменитого места на Ольхоне (да и, пожалуй, на всем Байкале) мыса Бурхан.

1 из 3

Эти стилизованные коновязи установлены для того, чтобы на обзорную площадку не заезжали автомобили. Прошлой весной столбов было меньше, и их отпилили, вытащили и сбросили с обрыва - мешали, видимо, каким-то «крутым пацанам» проехать поближе. Теперь стоит новенький заслон. И камни для надежности приволокли.

На площадке мы простояли до захода солнца, надеясь на красивый закат. Но его так и не случилось.

Скала Шаманка

1 из 2

На другом склоне мыса Бурхан, с которого все фотографируют скалу Шаманку, мне приглянулась скала, похожая на женскую фигуру.

Я назвал ее «Ассолью», но возможно, не я первый разглядел в скале женский образ.

1 из 2

На ночёвку снова вернулись в залив Шэбеты, который полностью закрыт от ветров и судно здесь тут может отстоятся в любую непогоду. А с планами на завтра с вечера так не смогли определиться. Ясно только, что к Ушканьим островам мы пойти не сможем из-за сильной волны и ветра, который ожидается завтра. Поэтому остается запасной вариант – экскурсионная поездка на машине через весь Ольхон до мыса Хобой на северной оконечности острова.

Продолжение следует

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления