Суд 9 марта поставил точку в недолгом пребывании иркутянина Алексея Котова в Забайкалье. Он пришел руководить читинским ДМРСУ, которое тогда болтало из-за смены руководства, невыплаты зарплаты и ожидания больших денег по нацпроектам.
Последние годы ДМРСУ много лет работало под руководством Сергея Бессонова. В 2017 году его сменил Олег Митюков, который трудился в управлении 18 лет, начав карьеру с должности механика. Его кандидатура казалось самой логичной для поста руководителя. Летом 2020 года власть начала меняться — горадминистрация сняла Митюкова, а на заседании комитета гордумы представили не известного в городе Вадима Буланакова.
Отставка Митюкова вызвала сильное возмущение на предприятии. Сотрудники написали обращение к главе администрации Читы Александру Сапожникову и губернатору Забайкалья Александру Осипову, выразив несогласие с кадровым решением и сравнив его с рейдерским захватом.
Письмо также собирались направить полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу и в краевое УФСБ с просьбой проверить нового директора ДМРСУ на предмет участия в «каких-либо коррупционных схемах и рейдерских захватах и соответствие его образовательного уровня предлагаемой должности».
Никаких видимых результатов обращение не принесло. Только мэрия объяснила увольнение Митюкова вопросами по поводу ведения финансово-хозяйственной деятельности. В чем именно заключались эти вопросы, городские власти тогда не уточнили.
Работал ли в ДМРСУ представленный депутатам Вадим Буланков, тоже неизвестно. После презентации его фамилия не упоминалась в новостях, ее нельзя найти на сайте горадминистрации и в официальном телеграм-канале мэрии. По данным сервиса «Контур.Фокус», в числе руководителей предприятия он и не значился. Сам Котов пояснял это тем, что Буланков пригласил его сначала в качестве эксперта и заместителя. Но затем ему пришлось уехать из города по семейным обстоятельствам, и поэтому Котов и Буланков поменялись местами.
О его назначении стало известно в июле 2020 года. Котов казался очень опытным руководителем, так как перед переездом в Читу возглавлял несколько аналогичных компаний в Иркутской области. В том числе муниципальное унитарное предприятие «Иркутскавтодор», асфальтобетонный завод в Усолье Сибирском, пару автотранспортных предприятий, был учредителем федерации тайского бокса и кикбоксинга в Братске.
Здесь также надо отметить, что с появлением нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году в городе стали расти расходы на ремонт дорог. Мы уже собирали данные о крупнейших контрактах на ремонт дорог и выяснили, что ДМРСУ в 2022-м заключило сделок почти на полмиллиарда рублей. И это только по дорогам.
Спустя полгода после назначения Котов появился в редакции «Чита.Ру», согласившись поговорить о своей работе в проекте «Редколлегия».
Он в числе прочего рассказывал, что ДМРСУ в момент его трудоустройства и в начале 2021-го — это разные организации. Разницу он объяснял долгами по зарплате и налогам.
Тогда же он сказал, что готов работать столько, сколько будет нужно.
Весной 2022-го директор предприятия вдруг решил покинуть пост и уехать из Забайкалья к своей семье. Покинуть город он не успел — 19 апреля его задержали по подозрению во взяточничестве. По версии следствия, Котов взял откат за заключение контракта с поставщиком оборудования.
Следствие выяснило, что в конце 2021 года ДМРСУ заключило с руководителем коммерческой фирмы договор на поставку оборудования, сумма составила порядка 55 миллионов рублей. Подозревают, что за содействие в заключении контракта Алексей Котов принял в дар автомобиль марки Lexus.
В суде Котов рассказывал, что благодарность исходила от Баира Дамдинжапова, предложившего оборудование, которое позже купили через компанию ООО «Асфальт».
Компания с таким названием зарегистрирована в Агинском. По данным сервиса "Контур.Фокус", ею владеют забайкальцы Михаил Иванов и Булат Жалсанов, у последнего есть бизнес в сфере рекламы и строительства. Данных о госзакупках, где подрядчиком или поставщиком выступает "Асфальт", в открытых источниках обнаружить не удалось.
Задержание Алексея Котова и обыск в доме попали на видео.
В декабре следком сообщил об окончании расследования дела Котова, уточнив, что он признался в получении взятки.
Вознаграждение ему причиталось за заключение договора поставки оборудования от руководителя коммерческой фирмы. Сумма заключенного контракта составила около 52 миллионов рублей. В качестве «отката» выступил автомобиль Lexus RX 300 стоимостью около 4,3 миллиона рублей.
Кроме того, он не только получал, но и давал взятки. Руководитель муниципального казенного учреждения Читы «Городские дороги» Лилия Кучина, в отношении которой также возбуждено дело, получила от него 1 миллион рублей за содействие ДМРСУ в победе на торгах. Об этом она рассказала на очной ставке.
Благодаря заключенному досудебному соглашению Котов был максимально открыт. В суде он, например, рассказал, что в Чите познакомился с директором банка ВТБ Николаем Халмактановым и тот свел его со своим знакомым Баиром Дамдинжаповым, который завозил и продавал оборудование из Китая.
За заключение контрактов Котову предложили вознаграждение в 10% от суммы контрактов в 52 миллиона рублей — около 5 миллионов рублей.
В это время Котов в Иркутске расходился с бывшим партнером по бизнесу и выкупал свою долю в компании, поэтому согласился получить взятку.
— Воля моя дрогнула. Я совершил один из самых глупых поступков в моей жизни. Сначала мне предложили перевести деньги на какую-нибудь компанию, но я такую не нашел. Затем Халмактанов прислал фото «Лексуса», предложил его взять, — говорил обвиняемый на заседании суда.
Машину он отдал бывшему партнеру, тот подарил ее жене.
Котов раскаивался в преступлении и просил назначить ему условный срок. Прокуратура требовала 6 лет строгого режима.
Суд назначил экс-директору 4 года колонии — ниже минимального предела, установленного частью 6 статьи 290 УК РФ (от 8 до 15 лет).
Под стражу Котова взяли прямо в суде. Выходя из зала в наручниках, он ответил журналистам, что не будет обжаловать приговор.