СЕЙЧАС +18°С

Запутанная дорога на юго-восток

В том, что планируется делать с юго-востоком края, сколько ГОКов там будет построено и какой длины будет идущая туда железнодорожная ветка, неподготовленному человеку очень легко запутаться.

В том, что планируется делать с юго-востоком края, сколько ГОКов там будет построено и какой длины будет идущая туда железнодорожная ветка, неподготовленному человеку очень легко запутаться. На прошедшей неделе министр регионального развития, «Норникель» и власти края усугубили ситуацию.

В 2006 году уверенно говорилось, что освоение юго-востока Забайкалья начнётся со строительства железнодорожной ветки Нарын — Лугокан протяжённостью 425 километров. Позже для освоения Быстринского, Бугдаинского, Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений будет построено пять ГОКов. Помимо всех преимуществ край, при реализации проекта, получил бы и 70 тысяч рабочих мест.

Роль ГМК «Норильский никель» на тот момент была очевидной — на 69% строительство железнодорожной ветки финансирует государство — остальное, то есть кусок дороги и пять ГОКов — забота компании.

Осенью 2009 года «Норникель» предложил внести изменения в проект и растянуть финансирование своей части примерно на полтора года. Причиной этого стали запасы трёх месторождений, которые после доразведки, оказались меньше ожидаемых. Поэтому от дороги Нарын — Лугокан отрезали 203 километра, от чего она стала, по сути, дорогой Нарын — Газимурский Завод. От пяти месторождений «Норникель» оставил только два — Быстринское и Бугдаинское.

К концу 2009 года «Корпорация Инжтрасстрой» построила 130 километров дороги до Александровского Завода. В 2010 году начались перебои с финансированием, и компании пришлось строить за свой счёт. Приезжавший в Читу в январе 2009 года гендиректор корпорации Ефим Басин озвучивал формулу: «Я намеренно развернул работы так, чтобы сворачивать их было дороже, чем продолжать».

В первой половине 2011 года проект вновь не финансировался, и корпорация вновь строила дорогу за счёт собственных средств. Во второй половине года деньги появились. По паспорту проекта, в этом году должно быть выделено более 14 миллиардов рублей – почти по 7 миллиардов рублей из средств государства и «Норильского никеля». По информации Минтранса РФ, финансирование проекта в 2011 году должно было «осуществляться опережающими темпами за счёт инвестора».

К августу сумма сократилась почти до 3 миллиардов. Если точнее, то государство вносило в общее дело миллиард, а «Норникель» - около 2,3. На эти деньги планировалось строить дорогу и проектировать комбинаты.

На тот момент, как сообщала пресс-служба губернатора, и инвестфонд, и компания перечислили средства на счета подрядчиков. Государство — полностью, а «Норникель» - некую часть.

После этого сообщения информации о деятельности «Норникеля» на юго-востоке Забайкалья не было ровно месяц. В сентябре тишину разорвало громкое заявление министра территориального развития Виктора Басаргина.

На Байкальском экономическом форуме министр сообщил, что «Норильский никель» не только постоянно сокращает взятые на себя обязательства, но и выполнил всего 30% требуемых от него действий.

Пресс-служба компании среагировала немедленно. В комментарии «Чита.Ру» пресс-служба «Норникеля» заявила, что компания выполняет все свои обязательства по проекту: «В частности, в этом году нами уже перечислено 3,35 миллиарда рублей в рамках финансирования строительства железной дороги, на этой неделе заплатим еще 426 миллионов руб. Оставшиеся 4 миллиарда «Норильский никель» был готов и сейчас готов перечислить также в этом году. Однако 8 сентября состоялось заседание инвестиционной комиссии, на котором по инициативе Росжелдора было предложено перенести финансирование на следующий год, поскольку генподрядчик (ООО «Корпорация «ИНЖТРАНССТРОЙ») не успевает освоить эти средства и построить дорогу в этом году».

Слова были сдержаны, и в минувшую пятницу пресс-служба сообщила о перечислении 426 миллионов рублей. Кроме того, была подтверждена и информация о переносе финансирования на 2012 год.

Меж тем, на всё том же экономическом форуме губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин заявил о старте рабочего движения по строящейся дороге Александровский Завод – Газимурский Завод в декабре 2011 года. С планами «Норникеля» и Росжелдора эти слова не сходятся. «Инжтрансстрой» же заявляет, что в ком-ком, а в компании, исправно сдерживающей обещания, в том числе и за свой счёт, сомневаться не приходится.

В масштабах всего строительства срок в три с половиной месяца, которые остались до декабря — весьма короток. Тем интереснее будет увидеть, чьи планы и обещания оказались более верными.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter