Все меньше россиян используют банковскую карту исключительно как «ключ к банкомату» и все охотнее переходят на безналичные платежи. Даже обычные расчеты с друзьями зачастую обходятся без использования налички. Как изменилось содержимое кошелька россиян за последнее время – в нашем материале.
В кошельках россиян остается все меньше наличных. Уход от повального использования «кэша» в России – главный вывод исследования PayPal и Data Insight, посвященного новейшим трендам в области онлайн-коммерции и электронных платежей, сообщает РБК. По данным аналитиков, только 5% активных интернет-пользователей расплачиваются наличными, а 49% предпочли бы оплатить товар или услугу прямо в мобильном приложении, если бы была такая возможность. В целом же, 25 млн человек в России за последние 12 месяцев совершили хотя бы один онлайн-платеж.
Авторы исследования отмечают, что еще десять лет назад «средний кошелек» состоял исключительно из наличных. Потом часть средств стала храниться на зарплатной карте. А сейчас, помимо основной карты, россияне часто имеют другие дебетовые карты, кредитку и электронный кошелек.
Изменился «средний кошелек» интернет-пользователя. Если разбить условные 10 тысяч рублей на сегменты, то наличные составляют от 2900 до 3800 рублей, 3900 хранятся на «основной» дебетовой карте (как правило, зарплатной), 900 рублей – на кредитной карте, 400 рублей – на других дебетовых картах, 500 рублей – в электронном кошельке и 600 рублей – на счету мобильного телефона.
В банках также констатируют, что все меньше людей снимают деньги с пластиковой карты после зарплаты или других поступлений. Реже обналичиваются и суммы на кредитке. «Так, если в 2013 году почти 65% от объема операций по кредитным картам приходились на снятия в банкомате, то в прошлом году их доля сократилась до 46%. А в первые месяцы этого года не превышала и 30%, – сообщили в пресс-службе Банка Хоум Кредит. – Основных причин тому несколько. Во-первых, россияне становятся все более финансово подкованными и уже понимают, что снимать средства с кредитной карты не всегда выгодно. Как правило, на такие операции не распространяется льготный период кредитования и, к тому же, взимается комиссия. Во-вторых, банки сами стимулируют клиентов проводить безналичные операции, предлагая за это начисление различных бонусных баллов, миль и т.д. В-третьих, растет проникновение POS-терминалов для проведения безналичной оплаты – магазинов, где можно расплатиться банковской картой, становится все больше».
Даже сфера микрофинансирования, которая у большинства населения ассоциируется исключительно с уличными киосками, постепенно уходит от налички. Например, в компании MoneyMan полностью автоматизирован процесс финансирования микрозаймов онлайн. «Подавляющую долю занимают безналичные способы получения средств: более 75% перечислений денежных средств займов компания осуществляет на банковские карты и электронные кошельки, – говорит генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. – После вынесения решения по заявке на заем деньги на карты и виртуальные кошельки клиентов перечисляются мгновенно. Доля платежных систем Contact и Юнистрим в объеме выданных микрозаймов составляет 17%. Остальное приходится на переводы на банковский счет заемщиков». По его словам, вектор развития рынка направлен на увеличение доли безналичных операций, а также автоматизированного дистанционного сервиса кредитования.
Безналичные операции особенно популярны при пополнении счета мобильного телефона, оплате услуг ЖКХ. Даже обычные расчеты с друзьями теперь зачастую проходят без использования наличности. К примеру, после дружеских посиделок в кафе один оплачивает своей картой суммарный счет, а остальные члены компании переводят ему на карту свою долю.
Добавим, что с 1 апреля все банки должны проводить операции по Visa и MasterCard через Национальную систему платежных карт. Эксперты считают, что в первое время не исключены проблемы при безналичных расчетах. «Сказать точно, возникнут ли сложности, невозможно, потому что надо брать во внимание конкретный магазин и карту плательщика, – говорит руководитель оператора платежей «Процессинговое агентство» Андрей Рычков. – Если терминал в магазине и карта одного и того же банка или сети банков, объединившихся между собой, то проблем не будет. Кроме того, если у вас есть карты MasterCard, то вероятность сбоя еще меньше, так как MasterСard значительно больше продвинулась в процессе перехода на НСПК и уже ведет стабильную эксплуатацию нескольких банков».