Бизнес Забайкалье поселилось в долговой яме

Забайкалье поселилось в долговой яме

Пока Москву устраивает политика Забайкальского края, ему не дадут обанкротиться.

Государственный долг Забайкальского края, по данным на март 2018 года, превысил 29 миллиардов рублей. Это почти 91% от объёма собственных доходов региона. То есть ещё немного займов – коммерческих или государственных – и можно добраться до отметки в 100%. Теоретически, как написал 20 марта на своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) депутат Госдумы от Забайкалья Юрий Волков, или как ещё в 2015 году говорила глава контрольно-счётной палаты (КСП), а ранее - министр финансов края - Светлана Доробалюк, это чревато дефолтом и введением так называемого казначейского сопровождения, когда все траты региона согласовываются с Министерством финансов РФ. Но практически, - и в этом уверены и специалисты регионального минфина, и экономисты, - такого не произойдёт. По оценке независимых экспертов, ровно до тех пор, пока Кремль устраивает правительство региона, а правительство региона готово брать под козырёк всё новые и новые поручения федерального центра.

Что выросло, то выросло

Свою уверенность в том, что никакое банкротство Забайкалью не грозит, экономист Евгений Касьянов объясняет в основном вынужденной природой госдолга, то есть займы брали не потому, что душа просила праздника, а потому что Москва велела праздновать.

Речь, например, о майских указах президента, ради исполнения которых регион, как, впрочем, и все остальные субъекты страны, брал коммерческие и бюджетные кредиты. Или последнее требование Москвы об увеличении минимального размера оплаты труда, на которое Забайкалью требуется 3 миллиарда рублей в год, а федеральный бюджет, по последним данным, даёт только 900 с небольшим миллионов. Остальное, мол, ищите сами. И краевые власти, конечно, ищут.

В результате, говоря о долге, - что выросло, то выросло. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на недавней встрече с членами забайкальского правительства в Москве признала - не от хорошей жизни.

По словам экономиста Евгения Касьянова, делалось это совершенно осознанно. Шаг за шагом регион пятился назад, пока не упал в яму. В 2012 году госдолг региона составлял 6,3 миллиарда рублей в 2013 году - 9,8 миллиарда рублей, в 2014 году - 14,8 миллиарда рублей, в 2017-м – уже 29,2 миллиарда рублей.

«Москве эта ситуация, пожалуй, даже удобна. Захочет – подаст руку и вытянет, не захочет – не подаст. Но при любом раскладе тот, кто в яме, всегда будет с надеждой смотреть на того, кто наверху, он всегда будет на коротком поводке».

Как полагает Касьянов, федеральный центр отдаёт себе отчёт в том, что сам загнал регион в долговую яму, и если с «жертвой» что-то случится, это будет на его совести. Следовательно, ничего смертельного случиться не должно. Другое дело, что и развитие краю не светит.

Не так страшен госдолг, как объём доходов

Между тем, большой госдолг – отнюдь не повод для финансовой паники. К примеру, по данным сайта Минфина РФ, в пятёрку субъектов страны с самым внушительным госдолгом входят Краснодарский край – 138 миллиардов рублей, Красноярский край - 104 миллиарда рублей, Московская область – 96 миллиардов рублей, республика Татарстан – 93 миллиарда рублей, Нижегородская область – 75 миллиарда рублей. Но во всех этих регионах объем собственных доходов как минимум на треть превышает величину госдолга.

То же самое и в пределах Сибирского федерального округа (СФО). Смотрим на госдолг Новосибирской (47 миллиардов руб.), Кемеровской (45 миллиардов руб.), Омской (42 миллиардов руб), Томской (33 миллиардов руб) областей. Он хоть и выше, чем в Забайкалье, однако выглядит заметно более выигрышно при сравнении с объёмом собственных доходов субъектов. Допустим, объем собственных доходов Томской области в 2017 году составил 48 миллиардов рублей.

Ближайшие соседи Забайкалья – Бурятия и Иркутская область – тоже от давления госдолга не особо страдают. К примеру, республиканская казна задолжала государству и банкам около 11 миллиардов рублей, имея при этом общий доход бюджета около 48 миллиардов рублей, Иркутская же область накопила 18 миллиардов долгов при доходах свыше 100 миллиардов.

На этом фоне Забайкальский край, конечно, далеко не в самом выгодном положении. Госдолг – почти 30 миллиардов, собственные, то есть получаемые без участия федерального центра, доходы – 31 миллиард рублей.

«Как видите, до введения казначейского сопровождения – рукой подать, - комментирует ситуацию депутат Юрий Волков. – Согласно Бюджетному кодексу, госдолг региона не может превышать 100% собственных доходов бюджета. А в Забайкалье он сегодня достигает 90,9% процента».

Под присмотром Москвы

Казначейское сопровождение, которое часто путают с таким с понятием, как внешнее управление, подразумевает полный контроль федерального центра за расходами субъекта. По сути, регион продолжает исполнять свои социальные обязательства, но не может позволить себе никаких сверхтрат. Проще говоря, платить зарплаты учителям – можно, а вот устраивать, к примеру, кинофестивали – нельзя, как нельзя без разрешения Москвы повышать оклады чиновникам или отправлять слишком многочисленные делегации за пределы региона.

То есть казначейское сопровождение – это страшилка, прежде всего, для руководства территории, которое показало свою политическую и экономическую несостоятельность, и у которого за этот проступок отобрали руль и посадили на пассажирское сиденье.

Населению тоже, конечно, не комфортно. Есть, к примеру, вероятность задержки зарплат работникам бюджетной сферой из-за того, что Москва долго согласовывает расходы на эти цели. Но такой риск, как показывает практика, возможен и без участия Москвы. Ещё один неприятный момент, - осознание того, что живёшь в регионе, который в ближайшие годы (пока не будут погашены долги) вряд ли начнёт развиваться, и который точно не интересен инвесторам.

Примеров введения казначейского сопровождения в России немного, в 2018 году этой процедуре впервые в истории подверглись лишь два субъекта – Республика Хакасия и Костромская область, долги которых кратно превысили их собственные доходы. В Хакасии перед введением внешнего финансового контроля уровень долга составлял 145% от доходов, в Костромской области - 169,9%.

Ещё более тяжёлая ситуация, по данным «Ведомостей», в Мордовии, где госдолг составил почти вдвое превысил уровень доходов, в Кабардино-Балкарии он составил 121% от доходов, в Карелии - 117%.

Ситуацию, когда одни регионы переводят на кассовое сопровождение, а другие – не трогают, аналитики традиционно объясняют политическими мотивами. Например, в каком-то регионе недавно сменился губернатор, и ему дают время на раскачку, в каком-то, как в Мордовии, например, запланировано проведение важного мероприятия, например, чемпионата мира по футболу. Ну, а где-то просто сидят нужные Москве люди. На таких территориях, каким бы внушительным ни был их госдолг, казначейское сопровождение вводить не будут.

К какой категории относится Забайкалье – можно только догадываться.

Спасательная операция

Между тем в министерстве финансов Забайкальского края никаких рисков для введения казначейского сопровождения не видят, заявления депутата Юрия Волкова называют необоснованными и предпочитают говорить о качественной и планомерной работе правительства региона по снижению долговой нагрузки. В качестве примера приводят заключённое недавно соглашение с Минфином РФ о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, которое предусматривает выполнение ряда условий.

Так, к 1 января 2025 года госдолг субъекта должен быть не более 59% от собственных доходов края, а к 1 января 2019 – не более 89%. Ещё один важный пункт – в 2018-2019 годах край должен обеспечить рост собственных доходов не ниже уровня инфляции.

В ответ Москва пообещала максимально снизить проценты по государственным кредитам и дать рассрочку на их погашение на семь, а затем и на 12 лет.

Выглядит оптимистично. Но эксперты такой настрой минфина края не разделяют.

«Логика минфина понятна: мы получили рассрочку на погашение государственных кредитов, при этом путём переговоров с банками серьёзно уменьшили проценты по уплате коммерческих кредитов – с 10,4% годовых до 9,5-9,2%. То есть платить за обслуживание госдолга мы будем меньше, - говорит Евгений Касьянов. - Но при этом, начиная с 2018 года, у региона, кроме прочего, появилась новая финансовая нагрузка, связанная с увеличением зарплат до прожиточного минимума. Но эти цели региону требуется 3 с лишним миллиарда рублей. И так каждый год. В свете этих событий очень странно рассчитывать на то, что условия соглашения можно выполнить», - говорит Евгений Касьянов.

Не ждёт большого положительного эффекта от заключённого с Минфином соглашения и депутат Госдумы Юрий Волков.

«Регионы, которые не пользовались коммерческими кредитами, благодаря соглашению с Минфином существенно своё положение поправят. У нас – иная ситуация. По условиям этой программы регион в течение ряда лет не сможет взять новые бюджетные кредиты, соответственно, финансировать бюджетный дефицит будут за счёт новых коммерческих кредитов. Поэтому в результате реализации программы реструктуризации бюджетных кредитов Забайкальский край получит увеличение общей кредитной нагрузки», - предположил депутат.

По его словам, гораздо правильнее для региона было бы сначала заместить все коммерческие кредиты бюджетными, и только потом вступать в программу реструктуризации.

«При этом нужно активно работать с федеральным центром по выделению дополнительных средств и по участию региона в государственных программах. Федеральному центру надо показывать реальную картину, а не прикрывать проблемы статистикой. Например, если бы министру образования России показали Алекзаводскую школу, или школу в Верх-Хиле Шилкинского района, где требуются новые здания, то, может, была бы конкретика от недавнего визита. Но министру показывают не проблемы, а образцово-показательные учебные заведения, которых единицы. Результат от такой работы с федеральным центром близок к нулю», - добавил Юрий Волков.

Между тем, в министерстве финансов региона на запрос ИА «Чита.Ру» сообщили, что средства на оплату труда в связи с повышением уровня МРОТ в бюджете края предусмотрены в полном объёме: «Источниками для данных выплат являются средства федерального бюджета, а также дополнительные поступления от налога на доходы физических лиц, которые планируются к поступлению за счёт повышения заработной платы работникам бюджетной сферы». Кроме того, в ответе ведомства говорится, что даже с учётом возросших расходов на МРОТ, к концу 2018 года уровень госдолга региона снизится с нынешних 91% до 86%. То есть, к погашению задолженности Забайкалье планирует идти даже быстрее, чем запланировали.

Одним словом, оптимизм крепчает.

Ждём верёвку

История об упавшем в глубокую яму должнике и о том, кто стоит у края этой ямы, на самом деле может продолжаться годами, и она совсем не похожа на притчу, в которой лягушка взбила молоко в масло. В случае с ямой жертва тоже не погибает, потому что её вовремя кормят и поят, но и выбраться всё же не дают. При этом жертва настолько боится «хозяина», что не решается попроситься, не то чтобы потребовать поднять её наружу, наоборот, делает вид, что у неё всё хорошо, и её всё устраивает. Выход, как предположил Евгений Касьянов, один – дождаться, когда человек наверху под влиянием каких-то событий сбросит спасительную верёвку. Экономист не исключил, что рано или поздно это произойдёт и в отношении Забайкалья. «Главное, чтобы к этому моменту у сидящего в яме осталось хоть немного сил взобраться по верёвке».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления