Двери приоткрылись, и в зал ввалилась толпа клерков под предводительством статного, короткостриженного брюнета. Посторонний человек, увидев такое количество смурных лиц в строгих нарядах, решил бы, что попал на панихиду к какому-то важному человеку. Но затем потерял бы нить событий, как только из уст одной из дам посыпались цифры бюджета Забайкальского края на 2020 год.
Исполняющий обязанности вице-премьера краевого правительства по финансам Андрей Кефер на первые смотрины бюджета в комитеты заксобрания привёл не только свой родной минфин, но и представителей всех ключевых министерств — здравоохранения, образования, строительства. Благодаря этому председателю комитета по госполитике и местному самоуправлению, а в прошлом главе Могойтуйского района Сокто Мажиеву удалось своими вопросами глубоко и объёмно раскрыть тему финансирования районов края и связанных с этим проблем.
Эксперименты на районах
По информации минфина, в 2020 году на муниципалитеты в бюджете закладывают 21,8 миллиарда рублей. В абсолютных суммах это на 1,2 миллиарда рублей больше, чем в 2019-м.
— Цифры сейчас звучат достаточно большие. С другой стороны, когда встречаешься с муниципалами — проблема одна. На сегодня в селе остаются 2% от НДФЛ, земельный налог и определённый налог на имущество. Вы прекрасно знаете, что в деревне из 100 домов зарегистрировано процентов 20-25. Это собственные доходы. Тема-то осталась, — посмотрел на оппонентов через стол Мажиев.
— В этом году мы приняли очень непростое для нас решение, — начал Андрей Кефер. — Традиционно конструкция по зарплатам в образовании была построена так: краевой бюджет финансировал основной педагогический персонал, а местные бюджеты — обслуживающий. С учётом малокомплектности наших школ численность обслуживающего персонала у нас значительна, поэтому нагрузка на местные бюджеты была весьма серьёзная. Из-за роста МРОТ местные бюджеты были вынуждены постоянно эту планку поднимать, и таким образом находились в роли догоняющих. Пока краевой бюджет отреагирует, а платить-то людям нужно сейчас.
Мы в своё время, в 2014 году, принимали решение построить такую конструкцию с одной лишь мыслью: чтобы главы муниципальных образований, понимая, что это средства бюджета, почистят, оптимизируют… вернее, приведут в соответствие численность обслуживающего персонала. Нужно констатировать, что эксперимент не дошёл до логического завершения. Отдельные районы очень хорошо в этой части поработали. Отдельные говорят, вот вам кредиторка, делайте с ней, что хотите.
В этом году, несмотря на все сложности, мы приняли достаточно серьёзное решение в отношении муниципальных районов. Перетащили эти расходы на зарплаты обслуживающего персонала в школах на краевой бюджет. Теперь это обязательства бюджета Забайкальского края — сумма в 1,5 миллиарда рублей.
С учётом этих подходов мы ожидаем, что местным бюджетам средств должно хватить не только на текущие расходы, но и на некое развитие. Сделав такой шаг, мы сейчас оценим, как в финансовом плане себя будут чувствовать муниципалитеты. Но, на наш взгляд, их здоровье должно весьма серьёзно поправиться.
Финансовая настройка системы образования
- У нас в 2012–2013 года с районов ушла оплата учителей. Сейчас мы говорим, что уходит оплата обслуживающего персонала. На муниципалитетах, что остаётся по образованию? — не унимался председатель комитета.
- По образованию остаётся вспомогательный персонал, который не связан с образовательным процессом. У кого есть отдельные котельные и кухни — кочегары и повара... Связанные с обслуживанием и питанием. Бухгалтера, — дополняла друг друга когорта женщин-чиновников.
- И текущее содержание зданий, — укоризненно вставил коммунист Сергей Сутурин.
- Я как раз к этому подвожу, — согласился с коллегой-депутатом Мажиев. - Помните выступала наша коллега директор школы. Она говорила, и до этого [говорили о проблемах содержания зданий] постоянно. Здесь как? Понятно, что зарплата ушла, но у некоторых районов и на это денег не будет. Например, у Шелопугинского района.
- В рамках подготовки к нулевым чтениям мы посчитали общий фонд оплаты труда по муниципальным организациям, посчитали первоочередные расходы — заработная плата, коммунальные услуги за весь год, котельно-печное топливо, социальные выплаты, — начала и. о. министра финансов края Вера Антропова. - На все мероприятия у них остаётся примерно 25–30% по муниципальным районам. В предыдущий год у нас было 10–15%.
Мы же в течение 2018–2019 года значительно вливали деньги, чтобы снять нагрузку с районов. За 2 года практически погасили 3 миллиарда кредиторской задолженности районов. Это же тоже большое подспорье, потому что у них были большие штрафы. Пеня была почти в 150 миллионов рублей — для них это большая сумма. Мы погасили практически на 100% кредиторскую задолженность, разблокировали практически все счета. На сегодня у нас 11 учреждений, и то там проблематика за счёт внебюджетных средств, а не бюджетных. То есть, мы уже оказали хорошую помощь районам.
В этом году мы оказали хорошую помощь в рамках социальной сферы. Так, 511 миллионов рублей мы отдали на образование. Основная сумма — это, конечно, образование, на школы местного значения и детсады. Это антитеррор и противопожарка, где у них были бесконечные предписания и штрафы. Мы полностью эту проблему по краю закрыли. Сегодня законом, который мы с вами приняли, мы остатки ассигнований до них довели.
Понятно, что мы за год сразу с вами проблему не решим. Но я, вот, уже озвучила, что у нас на следующий год за счёт нацпроектов и ЦЭРов будет модернизация объектов образования. Все эти объекты муниципальные — это школы и детсады.
Текущий ремонт. У нас стоит проблема достаточно остро. Всеми министерствами во главе с [исполняющими обязанности вице-премьеров] Аягмой Ванчиковой и Михаилом Чуркиным полностью проведена инвентаризация состояния объектов социальной сферы. У нас составлен перечень всех объектов и их технического состояния. На протяжении уже полугода работаем с Федерацией по плану ускоренного развития и социального экономического развития. Этот перечень объектов по отраслям включён отдельно в эту программу. Мы сейчас работаем, чтобы эта программа была принята на уровне Федерации и с нами по расходам начали работу. Это тоже не в один год можно решить.
Про долги больниц
- Проблема, связанная с задолженностью учреждений здравоохранения, касается практически большинства районов края, — переключился на не менее острую тему Мажиев. - На сегодня, насколько я понимаю, задолженность всё ещё достаточно крупная. Те 300 миллионов, которые мы на прошлом заседании выделяли, — не решение проблемы. И министром здравоохранения озвучивалась цифра кратно больше. В бюджете этому внимание будет уделено?
- В целом проблематика кредиторской задолженности не очень однозначна. В рамках обязательств бюджета мы кредиторскую задолженность учреждения, по сути, не обязаны оплачивать, потому что мы в полном объёме средства отдаём по ОМС...
- Нюансов много, но страдают-то люди! — перебил Антропову Мажиев.
- Сегодня у нас принято такое решение, чтобы оказать им помощь в 300 миллионов рублей, но это разовая финансовая операция. Мы постоянно гасить кредиторскую задолженность от бюджета не сможем. Минздрав разрабатывает конкретный план мероприятий по каждому учреждению. Кредиторская же не у всех, а у 12–13 учреждений. Там проблематика в самой работе учреждений. Минздрав будет работать с каждой больницей, выявлять причины и принимать меры.
- Ситуация сложилась не в этом году, — взяла слово представитель минздрава, разместившаяся на стульчике за спиной Кефера. - Усугубилась она, когда начали расти целевые показатели по зарплатам. Мы не можем их не выполнить, и поэтому почти 80% средств уходят на зарплату, тем самым усугубляются все остальные обязательства по платежам. На сегодня кредиторка по ОМС составляет 684 миллиона рублей, в том числе 504 — это просроченное.
Мы рассматриваем 24 учреждения, в которых просрочена задолженность. Эти 300 миллионов мы сегодня получим и сразу начнём направлять в основном на погашение долгов по налогам, по коммунальным платежам, немного на питание и так далее. Вместе с тем 200 миллионов у нас остаётся проблемой нерешённой.
Сказать, что мы кредиторкой начали заниматься только сейчас — нет. У нас вся кредиторская задолженность по каждому учреждению в ручном режиме. Мы отслеживаем платежи по этим учреждениям. Сейчас мы будем предпринимать меры по перераспределению объёмов оказания медпомощи, а за объёмами и деньги в те учреждения, в которых имеется кредиторская задолженность. Работа ведётся постоянно в ежедневном режиме.
Обещание новое содержать
- У нас в этом году беспрецедентное финансирование со стороны Федерации по всем программам, — обратился дотошный председатель комитета к новой проблеме. - Очень много построено объектов, реконструировано, отремонтировано. По большому счёту все это видят. Весной постоянно идут сообщения об открытии новых объектов. А у нас разрешена проблема содержания этих объектов? В качестве примера привожу долгую историю, связанную с бассейном в Борзе. Тогда долго не могли определиться, кто его будет содержать. Муниципалы говорят у нас нет на содержание денег, а регионалы — это ваша собственность.
- У нас в этом году произошла сдача по детсадам-яслям. На следующий год мы в полном объёме предусмотрели зарплату для районов по ним и в расчёте при нулевых чтениях обязательно текущее содержание будем учитывать, — разложила Антропова. - И даже хочу сказать, что проблема у районов здесь не только по текущему содержанию встаёт, но и по уплате налога на имущество. Потому что здания все новые, сумма налога на имущество очень большая, и мы в течение уже 2 лет оказываем целевую финансовую помощь по уплате налога на имущество. Там по 7–10 миллионов они платят в год.
- Давайте вспомним, что было до 2010–2011 годов, — намекнул Мажиев на льготы для социальных учреждений.
- У нас изменилось законодательство в части налоговых льгот, — разъяснила Антропова. - С 2019 года понятие налоговых льгот нет, есть налоговые расходы. Налоговые расходы должны быть увязаны с госпрограммами, должны быть определённые показатели. Эта та же мера господдержки, как и субсидии. И для того, чтобы предоставить её школам и детсадам, мы должны установить какие-то показатели для них. С какой целью мы оказываем меру соцподдержки. У нас эта льгота была, но вынуждены были её отменить.
Комитет по госполитике и местному самоуправлению в итоге рекомендовал принять в первом чтении бюджет на 2020 год.