Культура «Стоп. Спасибо. Снято!»

«Стоп. Спасибо. Снято!»

«А разговаривать же нельзя, а мне, конечно, хочется. А Денис на меня сердится. Смешной такой. Приличное такое количество дублей наснимали. Всего – три дня. Но я так рад за них, так рад», - шёпотом признался герой главной короткометражки «Дед».

«Дззззадь!» - с громким звоном что-то весело слетело в пол за моей спиной. Тут же стремительная девушка в белоснежном комбинезоне промчалась в комнату технического персонала: «В городе разбился фонарь». Тонкие, сверкающие осколки убрали в секунду. В «Мегаполисе» снова все фонари исправно освещали десятки молодых лиц — начинался фестиваль короткометражного кино «Маленькое кино большого города».

Я очень трепетно отношусь ко всему, что делается молодёжью и для неё — сказывается активная студенческая жизнь: все эти репетиции на оглохнувшем в летних сумерках филфаке, перепалка шуточками между студентами разных вузов за кулисами тогда ещё филармонии или драмтеатра, вспотевшие под гримом лица.

Те, кто прошёл школу студвёсен и всяких фестивалей, поймёт, как круто «Мегаполис» умеет делать шоу. Каждая мелочь бывает продумана в антураже, атмосфере, одежде участников, каждая подводка отрепетирована. Звук, свет и даже запахи подчиняются режиссёрам Дворца молодёжи. И на этот раз с 20 по 22 января здесь было прекрасно. Первым и единственным дублем проглочено было открытие, начавшееся в россыпи сиреневых звёзд. Как ловко удавалось всем, кто выступал на сцене, снижать градус пафоса шуткой, иронией, самоиронией. Как органично в ленту, позаимствованной из культовой киноэпопеи «Звёздные войны», о событиях, предшествовавших фестивалю, вплели весёлый интерактив со зрителями. И огромные очки девочки с хлопушкой, и вельветовые брюки владельца кинокорпорации Андрея Панкова – детали, без которых образы были бы слабее, все учтены.

В день кинопанорамы, когда на суд зрителей выставили конкурсные работы участников фестиваля, не было свободных мест. Их не будет и в день закрытия. Забегавшие с мороза сразу попали в тёплое облако сладких ароматов – в фойе жарили поп-корн, продавали сладкую вату.

«Без каскадё-оров, без дублё-оров, и всего один дубль. Одно неве-ерное движенье и…», - мало кто знает, что кинофестиваль начался с этой песни. Его автор и идейный вдохновитель, как принято говорить в телепередачах о культуре, Юлия Горбунова услышала «Мотор!» будучи студенткой Новосибирского театрального института. «Собственно, и сквозная тема дверей пришла ко мне после просмотра мультфильма «Корпорация монстров». Дверь – такой многозначный символ – мы постарались обыграть и в заставке, и на сцене. И сами открыли дверь в развитие молодёжной киноиндустрии в Чите», - рассказывает Юля.

Захлопнуть её, распахнутую с таким оглушительным грохотом, уже вряд ли возможно. Тем более, что идеей кинофестиваля загорелись не только организаторы, но и остальные студии и школы «Мегаполиса». Репетиции проходили ежедневно за 1,5 недели до старта и чуть реже за 1,5 месяца, но методично и регулярно. Костюмы и грим, свет и звук, каждое движение – разрабатывали, продумывали и выверяли до мелочей. «Жаль, что город не был охвачен ожиданием, как в своё время Чита ждала международный кинофестиваль. А ведь это наши работы, наша молодёжь снимает о наших проблемах», - вздыхает Юля.

«Достойные работы есть, все они будут награждены», - говорила мне за кулисами заместитель директора Иркутского филиала ВГИК Елена Огородникова. Я посмотрела все 11 фильмов. Дважды. Я мёрзла с Оксаной Терентьевой, бродя по заросшим берегам, расчищая застывшей ладонью из-под снега кусочек зеленоватого льда. Её фильм «Спасите озеро» совсем уж любительский, со стихами собственного сочинения, зарифмованными топорно, всё равно трогает. «Новый контакт» Саши Елисеева, снятый по законам голливудских триллеров, на тему, которая всё больше беспокоит родителей и учителей. Обалденные фильмы иркутских ребят. Особенно тот, что про осень, про книжный, про ветер в волосах и малиновый лист, случайно оборвавшийся с ветки. Особенно тот, что про любовь, задуманный, как реклама магазина одежды, но невероятно тёплый, нежный. Особенно тот, что про Бурятию, где над золотой степью растворяются облака, где музыка будто звучит в солнечном сплетении, где неба больше, чем обычно раз в 200. А ироничный «Кот. Социализация» Яны Даниловой, вызвавшей такую мощную ответную реакцию зала во время просмотра. То, как его мастерили, и то, какую вкладывали идею – такое не может не нравиться. Светлейшее кино «Всё получится», очень мальчиковое «Наёмники», очень авангардное «Лирикос», очень родное «Прогулки по Чите».

«А разговаривать же нельзя, а мне, конечно, хочется. А Денис на меня сердится. Смешной такой. Приличное такое количество дублей наснимали. Всего – три дня. Но я так рад за них, так рад», - шёпотом признался мне главный герой фильма «Дед» Дмитрий Иванович. Тот, ради которого встал зал, впечатлённый до слёз. То, что именно эта короткометражка возьмёт гран-при, не вызывало сомнений. Да и как не взять. Разве не почувствовали вы сквозящее в каждом звуке – ножа по доске, тряпки по клеёнке, ключа в дверном замке – одиночество. Разве не услышали особый запах, какой всегда бывает в дедушкиной квартире – так пахнет время, отсчитанное стрелками старых часов. Этот фильм – колоссальная мотивация к действиям: немедленно звонить, ехать, обнимать, вытирать с морщинистых щёк слёзы. Или ехать, поправлять венки, соскребать заиндевелый снег, вспоминать и кашлять в кулак, чтобы не расплакаться. Наконец, хвататься за камеру и снимать кино – с шумными семейными обедами.

«Тут всегда что-то свежее, новое. В профессиональном кинематографе уже сложилось очень много штампов. Сложилась такая ситуация, что перестало хватать сюжетов, идей. Делают ремейки. А здесь новые веяния. Потом, само по себе короткометражное кино, оно заставляет сконцентрироваться, выразить свою мысль в очень короткий промежуток времени. Поэтому человек работает интенсивно, он в поисках, и целую идею за 10 минут воплощает. Раньше не было таких возможностей, а сейчас мы можем пропагандировать то, что снимается. Ну, например, как раньше показывали документальное кино перед началом сеанса. Так вот показать 10 минут короткометражки на большую аудиторию. Я думаю те фильмы, которые будут сегодня отмечены со стороны жюри, зрителей, показать их в кино. Во всяком случае, в «Бригантине» точно», - убеждал меня директор Читинской государственной кинокомпании Николай Привалов.

Обещаний, кстати, было достаточно. И даже руководитель Всероссийского фестиваля короткометражного кино «КинОметр» и неформатного молодёжного фестиваля искусств «Клевер», представитель Всероссийской молодёжной киностудии в Челябинске, член жюри Артём Созыкин заявил о скором открытии регионального филиала Всероссийской молодёжной киностудии.

«Большинство фильмов – что-то в них есть. Это любительское кино, нужно учитывать, что любитель не может привлечь большую армию помощников – постановщика света, звукорежиссёра и так далее – он в одном лице. Но все они достойны своего зрителя», - закончил Николай Николаевич.

Видео: видеограф «Amazing Studio» Роман Хлюстов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления