Культура Был музей, есть музей... Будет?

Был музей, есть музей... Будет?

«Мы не будем больше будоражить общественность. Надежды на то, что музей по-прежнему будет здесь, не осталось. Верим, что краевые власти обязательно найдут разумное решение - предоставят музею Декабристов другое помещение.

В гардеробе уже шёпотом — чтобы не помешать: на втором этаже, под сводами старинного купола, звучит русский романс. В музее Декабристов — Музыкальная гостиная. Поёт заслуженная артистка России Эвелина Соловьёва. У инструмента - творческая чета Бенкалюк. «На заре ты её не буди, на заре она сладко так спит...»

Неужели музей Декабристов смирился со своим «диагнозом» и доживает свой век тихо и благостно — под музыку русского романса? Вовсе нет! Как истинные продолжатели традиций декабризма сотрудники музея не поддаются унынию. На дворе — декабрь. В музее — Декабристские вечера.

До сего дня

30 ноября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Несколько лет до этого и некоторое время после читинцы горячо обсуждали: что правильнее — оставить Старочитинскую Михайло-Архангельскую церковь музеем Декабристов или передать памятник деревянного зодчества РПЦ, которой она принадлежала изначально? Противники преобразований не обращались разве что в небесную канцелярию. В средствах массовой информации страсти кипели нешуточные. Не остался в стороне ни учёный мир, ни обывательский.

А москвичи возмущались передаче в безвозмездное пользование православной общине Новодевичьего монастыря — памятника культуры ЮНЕСКО. Жители Калининграда роптали против решения власти отдать церкви рыцарские замки... Акции протеста прокатились по всей России.

Неужели армией культурологов, историков, музейных работников руководила жадность? Совсем не она, безбожная. Сохранив, собрав по крупицам после нескольких войн культурное и историческое наследие общества, реставраторы и другие защитники искусства боялись, что большая часть переданного будет потеряно безвозвратно. Дело даже не в доступе к памятникам архитектуры, к реликвиям прошлого. Многому из того, что подлежит передаче, - сотни лет. Без должного ухода, в процессе эксплуатации «по прямому назначению» рассыплется в прах.

Народ не безмолвствовал. Но услышан не был.

Ни в Чите, ни в Москве, ни в Калининграде.

Сегодня

Шесть лет дали музейщикам на то, чтобы примириться с существующим положением дел и перебраться на новое местожительства. Вот и музей Декабристов, кажется, замер в ожидании... Чуда? Нет, чуда уже не ждут. Но продолжают творческую и научную деятельность, готовят литературно-музыкальные композиции, приглашают читинцев и гостей города на Декабристские вечера.

- Мы не будем больше будоражить общественность. Надежды на то, что музей по-прежнему будет здесь, не осталось. Верим, что краевые власти обязательно найдут разумное решение - предоставят музею Декабристов другое помещение. Не выбрасывать же всё это на улицу... - с грустью оглядывает музейные экспозиции директор Нина Степановна Козлова.

На первый взгляд здесь всё, как всегда. Бревенчатые стены, которым нынче уже 236 лет. Лестница, за перила которой, наверное, придерживалась Полина Гебль, будущая жена декабриста Ивана Анненкова. А у этого окна (кто знает?), может, смотрел на каторжную Читу Дмитрий Завалишин...

До сих пор спорят, кому не лень: преступники или патриоты Отечества вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь? Неоспоримо одно — несколько поколений забайкальцев знакомились с историей декабризма, с историей Читы именно в этих стенах, разглядывая старые книги и рукописи в витринах, кандалы и острожный частокол. И каждый ловил себя на мысли: «И они здесь тоже были — неведомые люди, о которых с таким чувством рассказывает экскурсовод...»

Перенесите экспозиции в современное здание, из холодного камня снаружи, из ГВЛа внутри... Наверное, экскурсоводы «вытянут» и отсутствие антуража. Но нет сомнения: такого чувства сопричастности к событиям давно ушедших дней, которое знакомо нам с вами, детям и внукам в «новом музее» испытать не посчастливится.

Вряд ли думают об этом юные студенты лесотехнического, которые в начале декабря попали в «Музыкальную гостиную» по русскому романсу и творчеству композитора Варламова. Улыбаются, снимают на телефон заслуженную артистку Эвелину Соловьёву. Но кое-кто (видно) проникся и слушает. А после, когда молодёжь разбредается по музею, разглядывая экспонаты, мы продолжаем разговор с Ниной Степановной.

- С учебными заведениями заключаем договоры. Преподаватели с ребятами из афиши выбирают для себя наиболее интересные мероприятия. Кто-то хочет больше узнать об истории декабристского движения, кто-то - о жёнах декабристов... Тем разработано очень много. Каждой группе можно подобрать что-то своё. Практически всегда с аншлагом проходят музыкальные гостиные, Декабристские вечера. И музыканты, и артисты, и ведущие работают на такой эмоциональной волне, что зрители ещё долго не расходятся, благодарят, расспрашивают... Это очень помогает не терять энтузиазм в дальнейшей работе. Замечательный творческий союз сложился у нас с артистами краевого Драматического театра. Декабристские вечера стали любимой традицией читинского зрителя. «Театр под сводами музея» существует уже лет пятнадцать! Как это происходит? Сценарий пишет сотрудник музея, артисты Драмтеатра режиссируют спектакль. Подготовка каждого вечера — это всегда творческая лаборатория, живое общение единомышленников... Неоценимое счастье.

- А число зрителей ограничено?

К сожалению. Самое большее — можем усадить 50 человек. Но это уже впритык.

Конечно, наши мероприятия коммерческими не назовёшь. Они просветительские. Перекрываем всё экскурсиями, другими мероприятиями. Например, для младших школьников (с 4 по 6 класс) проходят интерактивные занятия - «Чита историческая», «Сокровища русского народа» (о народных промыслах)...

- Нравится ребятишкам?

- А как же! Глазки горят, им интересно, сами же участвуют — пишут на глиняных дощечках и даже гусиными перьями...

- А перья откуда?!

- Заготовили (смеётся). Машинка у нас есть печатная — всё, чтобы ребята узнали и запомнили этапы развития письменности. Занятия проходят в кабинете в административном здании - рядом со зданием музея.

- Штат у вас большой?

- Собственно, вот два сотрудника научных - Надежда Баранова и Анна Нефедьева, я — заведующая музеем; библиотекарь Лариса Вадимовна Храмова, обязательный участник всех наших начинаний, и творческих, и научно-исследовательских. Она же - автор недавно вышедшей книги, посвящённой истории Михайло-Архангельской церкви «Тот храм, построенный из брёвен...». И конечно, в книге отзывов много-много тёплых слов в адрес смотрителей, которые всегда радушно встречают гостей...

Извинившись, Нина Степановна подхватила толпу ребят, профессионально завладев вниманием разрозненной группы:

- Обратите внимание: ковёр, выполненный к столетнему юбилею Отечественной войны 1812-го года. Бегство Наполеона из России.

- Так он же на лошади?! - соревнуются студенты в остроумии.

- Бегство — это ещё не значит, что пешком, - улыбается Нина Степановна и любовно оглядывает другую реликвию: «А это открытки художницы Елизаветы Бем, им тоже 100 лет. Видите: французский солдат в снегу и подпись «И холодно, и голодно и до дому далеко».

- Это как раз о нас! - хохоча, спохватывается читинское студенчество.

Есть контакт!

- А это что? А это откуда?..

...Из музея в морозный кумар выхожу с лёгким сердцем: музей Декабристов — это не только стены с оттиском столетий. Это в первую очередь люди, которые хранят историю и бережно перелистывают её для нас ежедневно десятилетия к ряду. «Звезду пленительного счастья» хранят.

Несмотря ни на что.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления