Культура Культурный слой «Культурный слой»: Правда в глаза

«Культурный слой»: Правда в глаза

Кто будет реагировать на карикатуру сегодня, если не реагируют даже на президентские указы? Путин подписывает закон, а всем всё до фени. Ну где такое может быть, чтобы президент сидел в дураках перед правительством, которое ничего не выполняет?

Карикатура — жанр особый, «редкоземельный». Карикатура многогранна и требует от автора не только художественной техники, но и цепкого ума, яркого чувства юмора, меткого слова и твёрдых гражданских убеждений. Даже в расцвет эпохи карикатуры и сатирического рисунка карикатуристов было немного и их знали по именам, чего уж говорить о современности. О карикатуре, XX веке и себе в рубрике «Культурный слой» рассказывает Владимир Максимович Хлуденцов — один из немногих карикатуристов, продолжающий рисовать и по сей день.

*

По профессии я учитель рисования и черчения. Закончил Курский худграф. На год старше меня там учился великий скульптор Вячеслав Клыков, которого вы, наверное, знаете по скульптуре Жукова на Красной площади. А по распределению я приехал в Сретенское педучилище. Через год мы там организовали художественно-графическое отделение. В течение 10 лет это было единственное место в Забайкалье, где готовили учителей рисования и черчения. В Сретенске я проработал около 20 лет.

*

Жену потом перевели в Читу. Но, несмотря на то, что к партии мы никогда не имели никакого отношения, нас не отпускал райком партии. Вызывали по очереди и уговаривали остаться. Но потом отпустили. Я стал работать в сельхозтехникуме. Потом переманили в школу. Уже из школы я ушёл на пенсию.

*

Не могу быть на пенсии. Ушёл в детский дом. Правительственных наград у меня нет, но директор посмотрела трудовую книжку, и меня с удовольствием взяли на внеклассную работу.

*

Я люблю свою работу. Когда встречаю детдомовских, с худграфа, из сельхозтехникума, я чувствую, что оставил свой след.

*

Характер у меня хреновый. Я принципиальный, говорю в глаза, и не всем это нравится. Я не святой, как и все, грешен, но требователен к себе. Я должен иметь моральное право говорить людям то, что говорю в своих рисунках.

*

Это не просто рисунок. Это возможность высказать своё мнение.

*

Первый мой рисунок был напечатан в 1960 году в армейской газете, когда я служил на Украине. Но первые карикатуры делал ещё для школьной газеты.

*

Когда я начал этим заниматься, не было никакой литературы, никаких материалов. Поэтому я сам учился, делал выводы. Потом обобщил опыт и написал, как я работаю над карикатурой.

*

В «Крокодиле» я был. У меня взяли три рисунка, но не знаю, напечатали их или нет.

*

В больших газетах художники делятся по жанрам. А мне приходится всё делать самому. Режиссёр, постановщик, декоратор и актёр в одном лице. Придумываю и одежду, и интерьер, и подпись. Хотя лучший рисунок — это рисунок без подписи.

*

На первом варианте рисунка я обычно не останавливаюсь. Бывает и пять вариантов одной работы. Иногда ночами не спишь. Сделаешь рисунок, а потом ночью взглянешь на него — тут не нравится, тут не очень. Например, на рисунке с чёрным лесорубом я решил добавить несколько брёвен со знаком доллара на срезе, и одну шишку, как символ зарождения жизни, и всё пришлось перерисовывать заново.

*

Это болезнь. Ужасная болезнь — творчество, привязанность к нему. Она не даёт спокойно жить.

*

Не могу найти в Чите бумагу, на которой бы тушь не расплывалась. Приходится рисовать менее живописной гелевой ручкой.

*

У меня рисунки реалистические. Я не люблю, когда с огромными челюстями и прочее. Я люблю, когда человек узнал себя, но не обиделся.

*

Хотя цензуры сейчас и нет, но в книги берут не все рисунки, которые я даю.

*

XX век очень сложный. Были войны, революции, многое приходилось переосмыслить. Репрессии коснулись и моей семьи. Мой отец рано умер, и я даже знаю, кто на него написал. Но я всё равно не обижаюсь на XX век.

*

Кто будет реагировать на карикатуру сегодня, если не реагируют даже на президентские указы? Путин подписывает закон, а всем всё до фени. Ну где такое может быть, чтобы президент сидел в дураках перед правительством, которое ничего не выполняет?

*

Если бы я не был оптимистом, я бы не рисовал.

Представляем небольшую часть рисунков Владимира Хлуденцова. Существенно больше вы можете найти в его книгах «С улыбкой по жизни» и «В минорных тонах». Последняя книга представлялась в Москве на XI национальной выставке «Книга года».

1 из 12
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления