«Форсаж» это в некотором роде уникальная история. Не в смысле того, что там летали сейфы и ездили танки – это-то как раз стандартная практика. «Форсаж» за 14 лет существования знал такие повороты не туда, которые не снились никакой группе идиотов из ужастика. Когда вышел «Токийский дрифт» , франшизу можно было не то что отправлять на пенсию – смело хоронить. Но даже этот полутруп собрал в прокате такое количество денег, которое можно было сравнить только с проклятиями критиков. Меньше, чем раньше – но всё-таки! А разве убивают корову, которую всё ещё можно результативно дёргать за сосцы? Нет, над ней проводят пару генетических опытов!
«Форсаж-4» и все последующие фильмы как раз и были этой генномодифицированной коровой. Гибридом жёлтого безумия «Токийского дрифта» и драматического боевика с уклоном в семейные ценности, которым был первый «Форсаж». Это немедленно дало результат – если третий фильм при 85 миллионах затрат заработал 158 миллионов, то четвёртый при тех же расходах дал почти четыреста. Что особенно поучительно, если учесть, что сценарий и режиссура лежали на всё тех же людях – Крисе Нормане и Джастине Лине. Просто теперь ими из продюсерского кресла железной рукой управлял Вин Дизель – и это вполне понятно. Закройте глаза и назовите его самую известную роль после 2005 года, когда «Риддик» уже вышел? Ну, вот то-то же. И здесь мы, наконец, переходим к нынешней премьере и благодарим за терпение папу, маму, аквариумных рыбок и людей, дочитавших до этого места. Штука в том, что «Форсаж-7» — это тоже гибрид. Только теперь в нём гены не только Папы-3 и Мамы-1, но и «Неудержимых», «Команды-А», «Смертельных гонок», «Перевозчика» и прочей благодати в наилучшем её виде.
Это, конечно, не идёт на пользу ни логике, ни сценарию. Но с такими претензиями создатели фильма разделываются одной левой, когда герой Тайриза Гибсона говорит про то, что, мол, уже убивал танк машиной и заставлял летать сейф. Какие после этого претензии к той красоте, которая происходит в «Форсаже-7»? А ведь действительно красота, да ещё какая! Блеск солнца отражается в стёклах небоскрёбов, алая тачка прочерчивает бледно-золотые небеса… мечта же. Особенно если весь этот визуальный пир дополняется пиром духа в виде изумительного, божественного мордобоя.
О мордобое надо сказать отдельно. В чём была проблема «Форсажей» с четвёртого по шестой? В том, что Вину Дизелю было реально некого противопоставить. Одно время вышли из положения с помощью Хоббса – но тут они с Торетто возьми да подружись! А сделать антагонистами бронебойную бычью харизму Дизеля и очень мужское, но чисто сексуальное обаяние Люка Эванса… да вы издеваетесь, у парня сразу не было шансов. На драку между Шоу и Торетто было жалко смотреть, да и неинтересно: понятно, что добро победит, особенно вот такое, так чего зря огород городить? Седьмой «Форсаж» вышел из ситуации с простотой и изяществом хорошо изготовленного лома. Когда на стороне добра Скала Джонс и Вин Дизель, а на стороне зла – Джейсон Стэтам… посторонитесь, ребята, сейчас тут будут разборки двух китов со слоном, и не очень понятно, кто кого сборет! Мало того – нереальная крутизна героев подчеркивается дивным стебом над этой же крутизной самих же героев. Во всяком случае, Хоббс отрывается от души, и даже гофрированная труба волочится за ним, как хвост за Чужим.
О чём хочется сказать ещё? Ну, например о том, что эту красоту нельзя смотреть на экранке. Дело даже не в 3D – дело в том, что такое кино не смотрят в мутном качестве. На такое ходят в кинотеатр и садятся в середине зала – если, конечно, вы фанат франшизы в частности и боевиков вообще. А на большом экране сразу видно, до какой степени на пользу пошла фильму смена режиссера. Ибо Джеймс Ван, который умудрился в своё время сказать новое слово в таком заштампованном жанре, как хоррор, Джеймс Ван, способный в наше время снимать хорошие фильмы ужасов – этот самый Джеймс Ван как раз и скрещивает уже неповоротливую, но тучную корову «Форсажа» со всем лучшим, что только есть на сегодня в боевике: иронией, нереальными трюками, отсылками к лучшим образцам жанра. Глядя на то, что вышло у Вана в жанре «гоночный боевик», прямо-таки хочется надеяться, что Вин Дизель не заработал еще всех денег и не удовлетворил свое тщеславие в полной мере. И прощаясь в финале фильма с покойным Полом Уокером, он даёт зрителю понять, что жизнь, тем не менее, продолжается. Просто она будет совсем, совсем другой.