Культура Пропаганда. Бить фашиста газетным словом

Пропаганда. Бить фашиста газетным словом

«Мы успокоимся тогда, – писал «Забрабочий» в 1945-м, – когда наденем на немецкую ведьму смирительную рубаху».

Великая Отечественная война заставила всю советскую журналистику, в том числе и в Чите, за считанные недели глобально перестроиться на новый лад. Средства массовой информации в условиях войны были обязаны стать мощным инструментом поднятия духа советского народа, разъяснения захватнических планов фашистской Германии. Благодаря такой выверенной и мощной пропаганде советский народ знал, что в войне с фашистской Германией только он должен защитить своё Отечество.

Спецпроект «Читинский тыл»на «Чита.Ру» позволит заглянуть в родной город в начале сороковых. Что происходило в Чите, в которой, в войну, слава богу, никогда не было военных действий. Кто был здесь в тылу — управлял городом, просился на фронт, был мобилизован в промышленность, ушёл целым курсом физмата, собирал деньги на танки. Чего почти не было здесь в войну — асфальта, электроэнергии, транспорта, бань, учителей, жилья. Кто и как жил здесь — начиная с 22 июня 1941 года, заканчивая Победой.

Народная сатира и Окна «ТАСС»

В первую неделю войны в июне 1941 года в Чите при редакции газеты «Забайкальский рабочий» был организован выпуск плакатов читинских сатирических «Окон ТАСС». Плакаты были призваны максимально информативно отражать события с фронта, вселять забайкальцам уверенность в силы Красной Армии. Плакаты ТАСС были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

У основ "Окон ТАСС" стоял Владимир Маяковский. В годы гражданской войны он рисовал и писал небольшие стихи. Боевые традиции «Окон сатиры РОСТА» для создания агитплакатов переняло ТАСС. Руководителем и исполнителем выпусков читинских «окон» был назначен выпускник Московского художественного института Григорий Тарасевич. Он приехал в Читу в 1941 году, за время работы здесь создал несколько десятков политических плакатов, но после войны из Забайкалья уехал.

«Окна» создавались членами читинской организации союза художников. Среди авторов команды были художники Иван Поликарпов, Дмитрий Иванов, Козьменко, Толокнин, Отаров, Груздев, Мосин. Ответственными за создание текстов стали литераторы Иннокентий Луговской, Оскар Хавкин, Шергов, Молчанов-Сибирский и другие. Всего было выпущено несколько тысяч плакатов, распространявшихся в Читинской области, Бурятии, Иркутской области, Хабаровском крае. Два-три раза в год организовывались специальные выставки-просмотры плакатов в павильоне городского сада, фойе драматического театра, госпиталях. Весной 1942 года был оформлен специальный вагон, который проехал по всей Забайкальской железной дороге.

1 из 3

Главной задачей «окон» была максимально оперативная подача информации о том, что происходит на фронте. Подобные плакаты были популярны, но к сожалению, недолговечны, поэтому к 70-летию Победы сохранить удалось немного. Некоторые работы в свободном доступе можно рассмотреть в краеведческом музее. Здесь сохранено около 20 рукотворных плакатов.

«Работая на заводе или другом предприятии, не будешь читать большую сводку новостей, потому что это элементарно некогда делать. Нужно что-то массовое и броское, обязательно патриотичное. Выразить такие эмоции можно только в плакате. Такие «окна» по своему принципу были похожи на стенгазеты - быстро и на злобу дня рисовалось всё, что угодно, начиная от партизанской войны, до разгрома гитлеровцев», - рассказала ответственная за экспозицию окон в краеведческом музее Забайкалья, краевед Марина Мальцева.

Важность работы читинских художников, по её словам, нельзя недооценить, поскольку именно на них, а не на московских карикатуристах, лежала большая часть ответственности. К примеру, если в ночь приходила информация о разгроме гитлеровцев под Москвой, то команда быстро придумывала карикатуру с броскими текстовками от маленьких до крупных.

«Обычно художники рисовали в ночь, и если в Москве можно было не спеша нарисовать одну карикатуру, а потом отпечатать, то в Чите всё делалось вручную. По первым годам войны рисовали только на Читу, потом уже команда рассылала по 200-300 экземпляров по краю. Московские же работы приходили с опозданием в несколько дней, когда новости становились уже неактуальными», - говорит Марина Мальцева.

Читинские художники и поэты на плакатах размещали свои подписи с датой и обязательным номером выпуска. Разглядывая плакаты, можно заметить, что некоторые из них небрежно подписаны карандашом, где-то подписей нет вообще – так торопились отдать готовую работу. Чтобы ускорить процесс, мастера пользовались трафаретами.

1 из 3

«На одном плакате можно насчитать до 40 таких, - говорит краевед. – Трафаретами рисовали часто повторяющиеся детали, мелкие элементы. Впрочем, это легко разглядеть».

Тем не менее, именно трафаретный способ рисования делал карикатуры неподражаемыми. Делать трафареты помогали школьники, молодые художники и студенты, поэтому труд был народный.

Карикатуристы рисовали простой гуашью. Итоговый плакат по идее должны были прятать под стекло - в витринах магазинов, предприятий, заводов и образовательных учреждений. Но чаще всего плакаты вывешивали просто на заборы. Поэтому дождь или непогода быстро приводили плакаты в негодность. Из-за этого в 1942 году секретарь обкома ВКП(б) Жуков направил докладную начальнику управления по делам пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Александрову о газетных витринах Читинской области.

«Проверкой установлено, что, несмотря на неоднократные указания со стороны обкома партии, райкомы партии и их отделы пропаганды и агитации не придали должного значения газетным витринам, в результате чего в большинстве мест массового скопления трудящихся витрины не организованы, а где они имеются, – газеты вывешиваются нерегулярно, - писал Жуков. - Несмотря на такое незначительное количество витрин, большинство их используется плохо, где-то на витринах газеты не вывешиваются больше месяца».

Существенный недостаток, по его мнению, заключался также в том, что во всех районах вывешивались, как правило, только районные и областные газеты - было слишком мало витрин с газетами «Правда», «Известия» и «Комсомольская правда».

1 из 2

Докладная записка секретаря обкома ВКП(б) Кузнецова И.А. секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову Г.М. свидетельствует о том, что центральные газеты доставлялись в Читинскую область с большим опозданием - только на 8–9-е сутки, поэтому основным источником информации для трудящихся города являлась областная газета «Забайкальский рабочий». Многие районы не имели телефонной связи, было недоступно радиовещание. В «Забрабе» же в годы войны в каждом выпуске публиковалась сводка событий от Советского информбюро - краткое изложение событий с фронта, а также приказы Сталина.

Cловом «к уничтожению немецких банд»

22 июня 1941 года «Забайкальский рабочий» сообщал о гастролях украинского театра имени Ивана Франко в Москве, рассказывал местные новости и помогал абитуриентам сделать выбор в тематической колонке. В следующем номере на первой полосе была опубликована сводка главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 года, в которой сообщалось о нападении германской армии на пограничные части СССР от Балтийского до Чёрного моря.

1 из 8

В годы войны «Забайкальский рабочий» выходил пять раз в неделю, и помимо сводок Совинформбюро в каждом выпуске рассказывал о заслугах простых читинцев, в том числе по организации взносов на оборону страны.

«За годы войны взносы населения Читинской области в фонд обороны составили более 245 миллионов рублей. На средства жителей области были построены танковые колонны «Комсомолец Забайкалья» и «Колхозник Забайкалья», авиаэскадрильи «Медработник Забайкалья» и другие. 18 апреля 1943 года на первой странице газеты «Забайкальский рабочий» была опубликована благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина учащимся Читинской средней школы № 4, собравшим 25, 5 тысячи рублей на строительство звена самолётов «Читинский школьник» и танк «Таня». А 12 мая 1943 года – текст телеграммы с благодарностью коллективу Читинского областного драмтеатра, собравшему 75 тысяч рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 25 тысяч рублей в фонд обороны СССР» - это выдержки из газет в госархиве Забайкальского края.

1 из 2

Собирали все и собирали всё, что можно, даже тёплые вещи для бойцов фронта. Те, в свою очередь отвечали взаимностью и писали письма с благодарностями. Переписка эта также публиковалась в «Забайкальском рабочем».

1 из 2

Снайпер Семён Номоконов писал жене: «Шлю тебе привет и целую. Маруся, сегодня я встретился с земляками, делегатами нашей Читинской области, которые вручили мне подарок – именные часы. Они рассказали о ваших успехах в тылу. Они, ваши успехи, нам близки и родны, ибо направлены к единой цели – уничтожению немецких банд. Я истребил уже 154 фашиста и продолжаю их бить и днём, и ночью. Как я выгляжу, делегаты тебе расскажут».

В сложные годы в сельском хозяйстве не хватало уборочных машин, в ход шли жатки, лобогрейки. Приспосабливали косилки для уборки хлеба, использовали косы с гребками и обыкновенные серпы. В «Забайкальском рабочем» печатались рекомендации специалистов о том, как лучше применить ту или иную машину на косовице хлебов, как поднять производительность труда. Рассказывалось о самоотверженной работе гвардейцев тыла - так называли передовиков производства.

1 из 4

Психологическая война

«Забайкальский рабочий» в каждом номере печатал лозунги: «Все, кому Отчизна дорога, – в бой против заклятого врага!», «В тылу, товарищ, работай так, чтобы был разбит заклятый враг!», а также патриотические статьи, призывающие «честно и беззаветно трудиться на рабочих местах».

Журналисты, по мнению кандидата философских наук ЗабГУ Ирины Ерофеевой, делали ставку на извечные русские ценности: на добролюбие - утверждая неизбежность борьбы со злом, на соборность - провозглашая единство людей разных национальностей в борьбе за духовную свободу. Как в старинной русской сказке, в очерках и статьях военной журналистики героем становится сама матушка-Земля: «Она стонет, защищается, помогает, скорбит о погибших. «К каждому празднику советские люди готовят подарки своей любимой Родине», – приводит в пример Ерофеева строки из «Забайкальского рабочего» от 1 января 1945 года.

Часть «забрабовцев», призванных в армию, в годы войны служили в редакции окружной газеты «На боевом посту». Помогли они и начавшей выходить с июля 1943 года газете «Пограничник Забайкалья».

В годы войны газетная площадь была сокращена в два раза. Но это не облегчило работу журналистов - в отделах осталось по одному человеку. Редакция была полностью лишена каких-либо транспортных средств, газетчик во время командировок в районы мог рассчитывать только на попутную автомашину, подводу и на собственные ноги. «Добывая нужный материал, – вспоминал Викентий Усаров, – я прошагал пешком по сельским дорогам сотни километров».

1 из 2

Подводя итоги первых шести недель войны, Совинформбюро сообщало читинцам о потерях в рядах немецких и советских войск, описывая фашиста как жестокого, неразумного и опасного врага, которого под силу уничтожить нашему солдату: «Фашистская Германия потеряла свыше полутора миллиона убитых, раненых и взятых в плен немецких солдат. Этими огромными потерями объясняется тот факт, что немцы всё чаще бросают в бой солдат в возрасте свыше 45 лет и юнцов в возрасте 17 лет. Наши потери убитыми, ранеными и без вести пропавшими – около 600 тысяч. Тяжёлые потери понесли немецкие бронетанковые дивизии. Красной Армией захвачено и уничтожено свыше 6 тысяч немецких танков. Наши потери – около 5 тысяч танков».

1 из 4

«Только тогда мы успокоимся, – писал «Забайкальский рабочий» в январе 1945 года, – когда наденем на немецкую ведьму смирительную рубаху».

Благодарим за помощь в подготовке материала краеведческий музей Забайкальского края, краевую библиотеку имени А.С. Пушкина, Госархив Забайкальского края и «Энциклопедию Забайкалья».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления