Культура Арфаграфический словарь

Арфаграфический словарь

Единорог из мира музыкальных инструментов весом в 74 килограмма стоял на сцене и послушно давал себя гладить.

Большой зал филармонии в последний раз прогрохотал овациями и почти совсем опустел. Но, вопреки обычной практике, на этот раз часть зрителей осталась у сцены, чтобы дождаться молодую артистку, поблагодарить её за концерт и задать несколько вопросов об инструменте, звучащем в Чите крайне редко. Предпоследний концерт фестиваля «Цветущий багульник 2016» закончился, арфа Натальи Соломоновой молчала, но всё равно оставалась в центре внимания.

Корпус

Резонаторный корпус арфы длиной приблизительно 1 метр служит для увеличения силы и продолжительности звучания струн, а также придаёт звуку окраску, характерный тембр арфы.

Два разных мира. Всего 5 минут назад шагал по Бутина под шум моторов и шипение автомобильных шин. Но вот позади ступени, гардероб, ещё ступени, и оказываешься в верхнем фойе, где у входа в Большой зал квартет Maté играет канон Пахельбеля. Играет легко, спокойно, уверенно и слаженно, без перетягиваний одеяла на какой-то из инструментов. Смотреть за тем, как канон играется вживую, как одна партия, отставая на полшага, спешит за другой — удовольствие высшего порядка. Тем более когда нет никакой сцены, а музыканты сидят на расстоянии вытянутой руки.

За эту традицию баловать зрителей фестиваля Забайкальской краевой филармонии нужно сказать отдельное необъятное спасибо. Такая арт-подготовка зрителя перед концертом - как аперитив или разминка, кому что ближе.

Колковая рама

Колковая рама несёт на себе главный механизм педальной арфы. В неё вставлены колки, на которые крепятся струны. С помощью колков струны натягиваются до нужного тона.

Во всех без исключения случаях при входе в концертный зал обращаешь внимание на две вещи - заполненность зала и сцену. На сцене в этот вечер, не считая мониторов, всего два предмета - чёрный стул и блестящая лаком арфа. С двухметровой высоты к корпусу волной стремится рама с колками, десятки струн натянуты в полной готовности к бою, ещё чуть-чуть, и в зал полетят звуки-стрелы.

Публики в зале немного, но нужно понимать, что это переаншлаг. Изначально концерт якутской арфистки Натальи Соломоновой должен был проходить в камерном зале филармонии, но желающих послушать арфу в Чите оказалось больше, чем мест в Малом зале. Тогда концерт перенесли в Большой - отсюда и порядочное количество свободных в мест.

Колонна

Колонна — основная архитектурная часть арфы, придающая инструменту характерный облик, соединяет корпус и колковую раму. По сердцевине колонны пробегает канал с тягами, соединяющими главный механизм с педалями.

Тонкие пальцы бегут по струнам от колонны к верхней части деки с такой скоростью, что следить за ними невозможно. Немного не хватает усиления звука, но арфу люди слушают не первую сотню лет и как-то всегда обходились без микрофонов и колонок. Хотя, действительно, арфа — инструмент настолько интимный, что в зале слышен каждый скрип ботинка, каждый громкий вздох. Но когда никаких скрипов нет, эффект получается гипнотический. Сегодня арфу ассоциируют либо с музыкой нью-эйдж Элизбара, либо с фолк-роком «Мельницы», либо с мифологической стариной Древнего Мира. Классическая арфа и игравшая на ней Наталья Соломонова расширяют эти границы кратно. Исполняется «Лунный свет» Дебюсси, и слушатель видит цветущие европейские сады, объявляется «Танец огня» Дэвида Уоткинса, и начинается чистый шаманизм с азиатскими плечами и боем по струнам, схожим с боем по бубну, начинается вальс Огюста Дюрана, и подсознание почему-то начинает настойчиво желать красного вина и светских разговоров у ночного окна.

Вся эта карусель настолько впечатлила читинскую публику, что в антракте люди не выдержали и бросились к инструменту с детьми и фотоаппаратами, как если бы на сцене стоял единорог. Как не сфотографироваться с такой красотой?

Основание

Основание — фигурная коробка с вырезами под рычаги педалей в задней стенке. К основанию крепятся ножки: две передние удерживают инструмент от падения вперёд, две задние служат опорой во время игры.

После антракта суть концерта слегка изменилась - к Наталье Соломоновой стали присоединяться коллеги по Губернаторскому симфоническому оркестру Иркутска. В основание этой части легла сильная, но в то же время лёгкая для восприятия классика. Мелодия Орфея из оперы Глюка в дуэте флейты и арфы. Жаль, что звук с первого ряда записался с заметным перегрузом, но в общих чертах оценить красоту происходившего можно.

Ещё были скрипка и Камиль Сен-Санс, виолончель и Шостакович. Была «Риголетто» Верди и союз арфы, виолончели, флейты и скрипки.

После этого Большой зал филармонии в последний раз прогрохотал овациями и почти совсем опустел. Но какая-то часть зрителей не смогла пересилить свой интерес и осталась у сцены. Героиня концерта выходила ещё раз, принимала благодарности, отвечала на вопросы и с даже давала поиграть на инструменте детям. Единорог из мира музыкальных инструментов весом в 74 килограмма стоял на сцене и послушно давал себя гладить. Ночевать ему предстояло здесь же - на следующий день назначен концерт иркутского Губернаторского симфонического, последний из багуловых концертов этого года.

1 из 4
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления