Военный фильм «321-я Сибирская. Братья» (12+) бурятского режиссера Солбона Лыгденова вышел 9 мая на YouTube-канале киностудии «Сайнэр» и уже успел набрать баснословные 2,1 миллиона просмотров! Картина рассказывает об участии в Сталинградской битве 321-й стрелковой дивизии, сформированной в Сибири. Но главное — в картине снялся сам сити-менеджер Читы Александр Сапожников. Мы решили посмотреть этот фильм, чтобы увидеть нашего главу администрации в качестве актера и узнать, как он справился с таким необычным для себя заданием. Всё-таки читинские чиновники, да еще и такого звена, в кино снимаются нечасто. Может быть, даже никогда.
Съемки фильма стартовали еще в 2015 году. В основе картины лежит история двух братьев, оказавшихся в самом пекле войны. Братья разной национальности — русский и бурят — были воспитаны одним отцом. Старшему отец дал поручение вернуть младшего брата домой живым в любом случае. Сценарий написан на основе реальных событий и историй реальных людей, участвовавших в Сталинградской битве.
Фильм открывают плавно сменяющие друг друга минималистичные статичные пейзажи. Картинка очень живописная, выверенная и сразу же цепляет глаз. Увиденное дает большие надежды, что впереди нас ждет красивое кино, сделанное с современным подходом к визуальной части.
Вся лента снята в черно-белом цвете, что придает фильму мрачности и ощущение хроники. Кадры при этом выглядят очень завораживающе.
Неожиданно было увидеть в одной из главных ролей фильма актера Георгия Дронова, известного по сериалу «Воронины». В картине он играет роль майора Логинова. По сюжету фильма майора просят взять командование над 321-й дивизией, удерживающей промзону в Сталинграде.
А вот и он! Александр Сапожников появляется уже на 12-й минуте фильма в образе генерал-майора Александра Родимцева, командира 13-й гвардейской стрелкой дивизии.
Вот тот самый звездный момент.
Всё. Больше в фильме он не появится.
К сожалению, роль Александра Сапожникова занимает буквально 10 секунд от всей двухчасовой ленты. Но стоит отметить, что в кадре он выглядит отлично, уверенно и его появление не вызывает диссонанса или чувства нелепости. В голове не возникнет мысли: «Что сити-менеджер Читы делает на фронте?!» Нет, перед нами настоящий командир. Оно и понятно, Сапожникову даже не нужно играть роль военного — ему достаточно просто оставаться собой в кадре. Сити-менеджер — ветеран боевых действий и как никто другой знает, как себя ведут и разговаривают армейцы.
Следом за Сапожниковым мы видим подобное 10-секундное камео еще одного чиновника — уже бывшего мэра Иркутска Дмитрия Бердникова.
Далее нам целых полчаса показывают боевые действия на промчасти, где сражается 321-я дивизия. Сцены битвы сняты красиво и даже могли бы быть захватывающими, не будь они настолько затянутыми. В сценах боя нет фокуса на каком-то конкретном, знакомом зрителю персонаже — мы наблюдаем битву не глазами героев тех событий, а, по сути, видим нарезку кадров с перестрелкой. Кто-то куда-то бежит и кто-то в кого-то стреляет — так можно описать всё происходящее на экране. Трудно для восприятия, понимания и уж тем более для сопереживания, так как эмоциональной привязки к безымянным бегающим фигуркам у зрителя не может быть. От постоянно мельтешения на экране и трясущейся ручной камеры зритель начинает уставать и теряться.
Увы, так будет происходить практически весь фильм. Сцены битвы прерываются лишь на небольшие диалоги второстепенных героев, которые никак не влияют на сюжет, и не сказал бы, что сильно влияют на погружение.
Кто именно главные герои фильма — два брата, разлученные войной — становится понятно только спустя час хронометража. Герои были на экране и до этого, однако акцента на них не было. Появляются братья на экране не чаще, чем Дронов, играющий второстепенную роль.
Однозначно похвалить картину стоит за техническую часть. Визуальная составляющая фильма шикарна, фильм сделан с вниманием к деталям, кадры цепляют, их хочется разглядывать — словом, операторам и художникам низкий поклон. Стоит отметить и завораживающий саундтрек. Сцены битвы сопровождают русские народные напевы, бурятский и грузинский фольклор. Также в фильме совсем не использовалась компьютерная графика, но сцены взрывов, горящие актеры, военная техника — всё на своих местах и выглядит внушающе. Фильм стремится к реализму — нет нагнанного драматизма и раздражающего, чрезмерно навязчивого патриотизма.
Слабейшая сторона фильма — сценарий. Сюжета у фильма нет совсем. Историей братьев, в честь которых назван фильм, проникнуться трудно нереально из-за чрезвычайно малого их раскрытия и уделенного экранного времени. Практически весь фильм состоит из нарезок битвы и никак не знакомит нас с героями.
Что примечательно, в финальных титрах фильма ни Сапожников, ни Бердников не отмечены. Возможно, чиновники не захотели быть упомянутыми.
«321-я Сибирская. Братья» — лишь начало. Основную часть кинокартины «321-я Сибирская. Красные небеса» (12+) обещают выпустить в прокат в начале 2023 года, к 80-летию победы в Сталинградской битве. Также создатели обещают выпустить мини-сериал из 8–10 серий. Так что, скорее всего, Александра Сапожникова мы еще не раз увидим на большом экране.
На «КиноПоиске» фильм набрал 7,3 звезды — что весьма много для этого ресурса. А еще эта оценка заслуженно выше, чем у таких популярных современных военных фильмов, как «Сталинград» (12+) — 5,7 звезды, «Т-34» (12+) — 6,6 звезды и «Собибор» (16+) — 6,4 звезды.
Ну, а Александра Сапожникова можно поздравить с успешным дебютом в кино! За 10 секунд фильма он не ударил в грязь лицом. Пожелаем ему брать новые вершины в актерском искусстве и управлении городом!