
Диапазон оперной певицы составляет две октавы
Аюна Базаргуруева родилась в поселке Агинское Забайкальского края. С детства она шла к своей мечте. И сегодня она настоящая оперная певица, солистка государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге, за плечами которой богатый репертуар и главные роли. В 2025 году Аюна стала звездной героиней Народной премии «Чита.Ру». А уже после церемонии мы поговорили с забайкалкой о ее творческом пути и задали дилетантские вопросы об опере в блиц-формате.

Аюна на Народной премии объявляла победителя в номинации «Медицинская клиника года»
Аюна Баторовна Базаргуруева родилась 16 апреля 1983 года. После окончания школы в 2000 году поступила в Музыкальный колледж имени Петра Чайковского в Улан-Удэ. Затем училась в Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Глинки, откуда перевелась в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. После учебы вернулась в Улан-Удэ и начала работать в Бурятском государственном ордена Ленина академическом театре оперы и балета имени Гомбожапа Цыдынжапова, где стала солисткой. С 2014 года Аюна Базаргуруева служит в государственном академическом Мариинском театре в Санкт-Петербурге, где дебютировала в роли Аиды. До 2023 года была солисткой Академии молодых оперных певцов, а в январе 2024 года вошла в состав мариинской труппы. Гастролировала по городам России и странам мира, лауреат множества конкурсов. У Аюны сопрано.
Про детство
Детство у меня было самое обычное. Училась в Агинской школе. С маленького возраста любила петь, хотела быть певицей. Правда, не понимала тогда, какой именно. Но что я свяжу свою жизнь с музыкой, у меня не было сомнений. Да, мне всегда это нравилось.
Я так хотела заниматься музыкой, что в 11-м классе родители мне наняли частного педагога, которая приходила к нам домой. Мы взяли в аренду пианино. И я с ней освоила где-то три класса музыкальной школы. И именно этот педагог подсказала, что в Улан-Удэ есть музыкальное училище, на котором есть вокальное отделение. Она говорила, что у меня очень хороший голос.

Как понять, что у ребенка есть задатки оперного певца/певицы?
Понять, есть ли у ребенка музыкальный слух, очень просто. Но понять, станет ли он оперным певцом или певицей, гораздо сложнее, потому что таким исполнителем становятся вопреки, а не благодаря чему-то. Это огромный труд. И надо очень много работать, чтобы совершенствоваться. Конечно, должны быть музыкальный слух и ритм, желательно иметь музыкальное образование и обязательно огромное желание петь. Но пока ребенок не вырастет, сложно что-то сказать, потому что голос для начала должен сформироваться после подростковой ломки. Особенно это касается мальчиков.
Что сложнее — оперное пение или эстрадное?
Конечно, оперное пение по технике сложнее, чем эстрадное. Опера всегда исполняется вживую, без применения микрофонов, по крайней мере в Мариинском театре так. Надо озвучивать огромные залы по 2600 человек. Это требует огромных физических сил, при этом не надо забывать об актерской игре, взаимодействии с оркестром, в котором еще 100 человек, с партнерами по сцене, с дирижером. Учитывать много других нюансов.
И диапазон пения у оперных певцов гораздо больше — две октавы (октава — это музыкальный интервал в восемь ступеней и шесть тонов, например, от ноты до до ноты до. — Прим. ред.). У эстрадников можно и на трех нотах спеть всю песню по кругу. Есть песни буквально, которые не больше квинты (переход от ноты до к соль — это квинта, в ней пять ступеней. — Прим. ред.), даже не больше терции (интервал, охватывающий три ступени. — Прим. ред.) — и такие современные песни есть. Эстрадное пение тоже сложное, но там другие нюансы. Надо и танцевать, и крутиться, это немножко другое. Элемент шоу присутствует. Поэтому на эстраде могут петь и под плюс. Но это разные направления, в каждом из которых есть свои нюансы.

Про работу в театре оперы и балета в Улан-Удэ
В театр я устроилась после окончания консерватории и сразу активно влилась в репертуар. Там замечательный коллектив, с которым я проработала 4 года. За это время набралась опыта, ездила на вокальные конкурсы, много гастролировала по районам Бурятии, по России и за рубежом.
У меня остались очень теплые воспоминания, так как это город, в котором я училась. Я часто возвращалась туда, чтобы петь в спектаклях. Там живут родственники, близкие друзья, мой любимый педагог, с которыми я поддерживаю связь.
Самое значимое выступление
Для меня все выступления важны, но выделить могу постановку оперы «Аида» Джузеппе Верди, после которой мне предложили работу в Академии молодых оперных певцов под руководством народной артистки России Ларисы Гергиевой.
Академия молодых оперных певцов — это стажерская оперная труппа при Мариинском театре. Была создана в 1998 году как мастерская, в которой молодому вокалисту дают возможность профессионально совершенствоваться и готовят его к работе на большой сцене.
Удается ли исполнять песни на бурятском языке?
К сожалению, сейчас уже не так часто. Но если выпадает возможность выступить на каком-то концерте, обязательно включаю в репертуар бурятские песни.
Почему Мариинский театр?
Мне предложили переехать и работать, я с радостью согласилась. Потому что Мариинский театр — один из лучших в мире. Любой певец, закончивший консерваторию, мечтает оказаться в этом здании. Поэтому я счастлива, что работаю здесь. В театре большая конкуренция, но это держит в тонусе. В пении, как и в спорте, нужно постоянно держать себя в форме.
Про визиты на малую родину
В Петербурге я живу уже 11 лет, но летом по возможности мы стараемся бывать в Забайкалье, походить по святым местам, съездить на целебные источники, подышать родным воздухом и увидеться с близкими.
Что входит в обязанности солистки театра и много ли у нее работы?
В обязанность солистки входит поддержание вокальной формы, чтобы в любой момент можно было выйти на сцену и заменить заболевшего коллегу. Загруженность в театре бывает разная, иногда очень плотный график, репетиции, гастроли. А иногда бывает, что спектаклей нет, и тогда можно посвятить время семье.

Про отношение к приезжим
В театре интернационал: русские, украинцы, грузины, осетины, армяне, абхазы, азербайджанцы, евреи, буряты, монголы и представители других народностей. Как и в любом коллективе, прежде всего ценится профессионализм, умение работать. В опере невозможно обмануть, схалтурить, потому что нужно выходить на большую сцену. Вышел — и сразу понятно, кто ты и что из себя представляешь.
А что дальше?
Я люблю оперу, классическую музыку и просто стараюсь выполнять свою работу хорошо, мне это приносит удовольствие и радость. А как там дальше сложится? Как говорится, хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах.

О значимости оперы для России
Опера — сложный жанр в том плане, что требует колоссальных затрат: людских и материальных. И не каждый город может позволить себе такой театр. Это солисты, хор, монтировщики, осветители, режиссеры, оркестр, костюмы, декорации, инструменты и прочее. Но в России всегда любили высокое искусство и делают всё для того, чтобы оно было доступным для широкой аудитории. Поэтому сейчас открывается очень много новых театров. И это здорово.
Про Забайкалье
Я горжусь, что родилась в Забайкалье. Это край сильных, немного суровых, но добрых, честных, отзывчивых, смелых и отважных людей! Я считаю, что они делают гораздо больше, а задача артиста — чуть украсить жизнь, подарить надежду, тепло и свет.
Народная премия — федеральный конкурс, организованный Shkulev Holding, на звание лучшего бизнеса. География премий каждый год растет. В этом году, например, первая Народная премия прошла в Тюмени. Кстати, Чита — единственный город-немиллионник, который участвует в премии.
Организатором премии выступает «Чита.Ру». Партнерами мероприятия в 2025 году стали Быстринский ГОК, «Удоканская медь», АО «Читаэнергосбыт», а также Фонд развития Забайкальского края.





