Экология Эколог: Все сливки в лесном хозяйстве Забайкалья сняты ещё десятилетия назад

Эколог: Все сливки в лесном хозяйстве Забайкалья сняты ещё десятилетия назад

Доцент кафедры биологии Забайкальского госуниверситета Олег Корсун 3 декабря в «Живом Журнале» заявил, что расчётная лесосека в Забайкалье составляет не 16 миллионов кубометров, как говорил министр природных ресурсов России Сергей Донской, а примерно 4,5 миллиона кубометров нерентабельного леса, поскольку «все сливки в лесном хозяйстве Забайкалья сняты ещё десятилетия назад» в том числе и пожарами.

«Официальные документы подсказывают, что «экономически доступная часть расчётной лесосеки в Забайкальском крае, по экспертным оценкам, с учётом сложившихся цен и таможенных пошлин, не превышает 4,5 миллиона кубометров». Так что, эта чудесная неиспользованная расчётная лесосека состоит в основном из леса на неудобьях, рубить которые просто нерентабельно. Все сливки в лесном хозяйстве Забайкалья сняты ещё десятилетия назад, а сам лес поближе к лесорубам не прибежит», - написал биолог.

Корсун в публикации примерно рассчитал, сколько расчётной лесосеки ежегодно сгорает: «В 2016 году в Забайкалье по официальным данным пройдено пожарами 276 тысяч гектаров леса, в 2015-м - 898 тысяч гектаров. К сожалению, у меня нет данных о том, какой процент живых и пригодных к вырубке деревьев остался на этих площадях, но сомневаюсь, что эти горельники будут кому-либо из коммерсантов интересны в ближайшие десятилетия. Для решения задачи нам также нужно знать, каковы у нас запасы древесины на один гектар насаждений. Например, в Ингодинском лесничестве расчётная лесосека при рубке спелых и перестойных лесных насаждений оставляет 9,2 гектара. Ликвидный запас древесины на этой площади - 1031,1 тысячи кубометров, деловой - 779,6 тысячи кубометров. На один гектар спелых и перестойных лесных насаждений приходится в среднем 111 кубометров ликвидной или 84 кубометра деловой древесины. Если мы берём не только спелые и перестойные насаждения, а ещё и рубки ухода и прочее, менее интересное и рентабельное с коммерческой точки зрения, то получаем цифры поменьше - 77 и 54 кубометра соответственно».

Со слов Корсуна, официальная статистика говорит, что в Забайкалье общая площадь лесного фонда составляет 32,6 миллиона гектаров, общий запас древесины лесных насаждений - 2507,22 миллиона кубометров. Разделив второе на первое получится 77 кубометров на гектар, и это значение биолог берёт в качестве базового.

«В 2016 году в Забайкалье пройдено пожарами 276 тысяч гектаров леса. Если предположить, что в результате этих пожаров весь лес приведён в негодность, то это значит, что регион лишился более 21 миллиона кубометров древесины, что составляет 133% упомянутой министром неиспользованной расчётной лесосеки. Выходит, что она уже с лихвой «использована» - пожарами. Теперь посчитаем для 2015 года, когда лес горел на площади 898 тысяч гектаров. Получается, что пожар уничтожил уже 69 миллионов кубометров древесины - 430% от неиспользованной расчётной лесосеки. То есть, в прошлом году мы могли сжечь около четырёх расчётных лесосек, и то, что наша лесная наука позволила бы дополнительно вырубить за четыре года, мы сожгли всего за один. А за последние годы у нас было немало лет, когда даже по официальным данным лес сгорал на сотнях тысяч гектаров. Взять, например, 2012 год - сгорело 486,5 тысячи гектаров», - сказал он.

Эколог добавил, что при пожарах не всегда сгорает 100% деревьев, поэтому есть процент лесов, сохранивших свою коммерческую ценность и оставшихся интересными не для срочной вырубки дешёвого горельника. При этом, исходя из примера Могочинского района, где готовится к запуску Амазарский ЦБК, арендатор недоволен тем, что замечательные на бумаге леса, в реальности оказались сплошными горельниками.

«Это в свою очередь, заставляет хозяев Амазарского проекта лихорадочно искать хоть какие-то новые источники лесного сырья в разных районах Забайкалья. И, подозреваю, они, как и другие потенциальные инвесторы, их просто не найдут. Ну разве что на несколько лет работы комбината, пока не будут вырублены последние несгоревшие и самые экологически ценные участки леса в бассейне Шилки и в верхнем течении Амура. Так что, предполагаю, слова министра о нашем большом и неиспользуемом лесном потенциале заставят грустно улыбнуться многих лесников и лесопользователей. И здесь я, скорее, готов согласиться с экспертами Гринпис, утверждающими, что все лесные ресурсы Забайкалья, которые можно было бы использовать, на деле съедаются пожарами», - подчеркнул Корсун.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления