Экология Мир за Байкалом «Мир за Байкалом»: Ингода

«Мир за Байкалом»: Ингода

Река, определившая историю Забайкалья.

Ингода — не главная река Забайкалья, но точно самая важная для города Читы. С ингодинскими водами связано не только появление древнего казачьего Плотбища в 1653 году, но и становление города региональной столицей в XIX веке. Вместе с проектом «Мир за Байкалом» мы сплавимся вниз по течению и истории Ингоды.

Этот партнёрский материал написан специально для проекта «Мир за Байкалом», который редакция «Чита.Ру» запустила вместе с правительством Забайкальского края. Мы рассказываем о самых красивых местах региона, чтобы показать — наш край стоит, чтобы увидеть его, и достоин того, чтобы полюбить.

Считается, название реки произошло от бурятского слова «ангида» — «река, поворачивающая вправо». А в записках первых русских землепроходцев она фигурирует под именем Ингеда.

Река берёт начало на склонах хребта Хэнгэй — чуть севернее Сохондинского заповедника и монгольской границы. Её питают десятки ключей и родников, расположенных выше 2 тысяч метров над уровнем моря. Исток Ингоды находится неподалёку от места, где Онон, рождающийся в горах Монголии, вплотную подходит к российской границе и снова удаляется вглубь соседней страны. Сотни километров спустя реки-таки встречаются, образуя Шилку — главную судоходную артерию края.

В верхнем течении Ингода пробивается сквозь хребты, превращаясь местами в бурлящую горную реку с порогами и отвесными скалистыми берегами. Всё резко меняется у села Улёты, где река образует широкую пойму — Читинско-Ингодинскую впадину.

1 из 3

Благодаря воде и обрамляющим долину хребтам климат здесь более мягкий, контрастирующий с суровыми таёжными территориями по соседству. Впадина была и остаётся одним из главных сельскохозяйственных районов Забайкалья. И самым густонаселённым. На этой, в общем-то, небольшой площади живёт до половины забайкальцев.

Развитию территории в XIX способствовало строительство «Великого сибирского пути» (Транссибирской магистрали). Железная дорога здесь, спускаясь от своей самой высокой точки — станции Яблоновой — в долину Ингоды, начинает следовать за речными изгибами.

Ингода - самая доступная для туриста водная достопримечательность края. Каждый день тысячи человек наблюдают за её размеренным течением из окон поездов.

1 из 4

К моменту появления Транссиба Чита, уже определённая столицей Забайкальской области, ещё оставалась скромным городишком, зажатым между двух рек и сопок. Экономическим центром региона был Нерчинск, близкий к золотым приискам и китайской границе. Протянувшаяся по речным долинам магистраль поначалу миновала старые купеческие города, свернув в сторону Китая и чуть не дойдя до Шилки.

Железная дорога близ Нерчинска появится намного позже, когда трансграничный ход Забайкальск - Харбин - Владивосток окажется заблокирован, а Чита окончательно станет главной забайкальской станцией, а значит, промышленным, транспортным и экономическим центром региона.

Повторяющая ингодинские изгибы магистраль вдохнула жизнь не только в Читу: Домна, Атамановка, Дарасун, Карымское, Туринск, Улёты — всё это крупнейшие сёла и посёлки края, расположенные в долине реки.

Самый известный читинский природный памятник тоже создали воды Ингоды, вытесавшие Сухотинские скалы на южном склоне Титовской сопки. Отсюда открывается один из живописнейших видов на реку.

1 из 2

Ингода, формально, не впадает в другой водоём — сливаясь с водами Онона, она образует Шилку неподалёку от посёлка Первомайский. Так воды забайкальских горных ключей устремляются дальше на восток — в Амур и Тихий океан.

Редакция «Чита.Ру» благодарит Ольгу Варванович за предоставленные фотографии.

Валентин Булавко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления