Образование Sprechen sie Deutsch? - No, no, English only

Sprechen sie Deutsch? - No, no, English only

С каждым годом уменьшается число школ, где изучают немецкий, всё меньше становится абитуриентов, которые выбирают его основной специальностью, всё меньше преподавателей остаётся на кафедре немецкого, да и нет её уже.

На днях благополучно завершился фестиваль «Дни Германии в Забайкалье». Участники и зрители говорят — такого масштаба не видывали давно: пять дней интенсивного общения студентов, школьников, преподавателей, представителей общественных организаций и гостей из Германии. Конкурсы фотографий, доклады на конференциях о современных методиках преподавания немецкого, о волонтёрских и образовательных программах, о не последней роли немцев в устроительстве Забайкалья и многом другом.

«Всё так, - соглашаются ветераны кафедры немецкого языка факультета иностранных языков ЗабГГПУ, - но мы обеспокоены, что этой конференцией и закончится всё внимание к проблеме немецкого языка в регионе: с каждым годом уменьшается число школ, где изучают немецкий, всё меньше становится абитуриентов, которые выбирают его основной специальностью, всё меньше преподавателей остаётся на кафедре немецкого, да и нет её уже. Есть кафедра французской и немецкой филологии и лингводидактики».

Такое отношение к европейскому языку кажется странным. Особенно теперь, когда границы между государствами решительно пропадают в интернет-пространстве и человеческом сознании, или, если говорить конкретно, когда Германия по итогам восьми месяцев 2011 года стала вторым после Китая торговым партнёром России, увеличив товарооборот на 44%.

«На фестиваль «Дни Германии» я привёз много учебников и различных учебных пособий, которые немецкие издательства, как организаторы фестиваля, отправили в университет. Они всерьёз заинтересованы в том, чтобы в России, в целом, и в Забайкалье, в частности, изучали немецкий. Те, кто считают его неперспективным языком, плохо представляют насколько сейчас налажена, например, система обмена студентами или учениками школ, обмена опытом среди преподавателей», - рассказывает выпускник ЗабГГПУ, уже восемь лет живущий в Германии, Михаил Троицкий.

«Раньше на нашей кафедре работало 18 сильнейших преподавателей. Теперь от некогда работоспособной кафедры осталось несколько человек. Мы по-прежнему выигрываем различные гранты для университета, наши студенты по-прежнему занимают призовые места на разных конкурсах. Пособий, учебников — современных, адаптированных к новому времени — у нас масса, и честно, не на что жаловаться в этом отношении, - говорит об уровне образовательного процесса Вера Николаевна Колтакова, проработавшая на кафедре немецкого языка 54 года. – Тем обидней наблюдать угасание интереса к немецкому. Недоумение вызывает и то, что в министерстве образования на это тоже закрывают глаза: немецкий исчез из школ Улётовского, Чернышевского, Хилокского, Могочинского и других районов. Да что далеко ходить! Вот в 25-й школе свели количество часов немецкого к нулю».

Директор школы №25, отметившей свой полувековой юбилей, Евгений Кривошеев, только разводит руками: «Мы не против немецкого языка. Но он перестал быть популярен. Сначала среди родителей — все хотят, чтобы ребёнок их знал английский. Так из программы немецкий перевели в факультатив. Затем дети потеряли к нему интерес, перестали выбирать его в качестве дополнительного предмета. Сохранять урок ради двух человек — нецелесообразно».

«Потеря интереса к немецкому — это нецелесообразно. Взять, к примеру, Иркутск. Там работает мощнейший Центр немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта. Собрал в себе представителей различных вузов, проводит бесплатные тестирования, работает по многочисленным программ — их более сотни, организовывает практики, издаёт русско-немецкую газету. Почему до Байкала немецкий интереснее чем за — непонятно. Тем более, что в Германии заинтересованы именно в Забайкалье. Я сейчас говорю об инвестициях, - продолжает диалог Михаил Троицкий. - Помимо горнорудной промышленности здесь, по мнению немцев, колоссальные возможности для развития регенеративных источников энергии, альтернативных источников энергии — ветровой, солнечной».

«В Германии готовы обучать и рады обучать россиян. Я отмечу, что, в сравнении с Британией или США, обучение здесь бесплатное! А со знанием языка, профильным знанием получить профессию уже любую, с нуля — возможно! И есть тому примеры. Нужно только помнить, что язык — это ключевая, необходимая компетенция, - уверен Михаил. - У факультета иностранных языков установлены уже прочные связи с Марбургским, Бременским, Кассельским университетами. Прежде такого Чите и не снилось».

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №38, где обучение немецкому — профильное, Валентина Гуслистова, объясняя упорство школы в сохранении учебных часов и языковой практики, кивает на Запад: «В европейском сообществе, по европейскому стандарту человек, знающий менее двух иностранных языков, занимает определённую социальную ступень Знать от двух и более — это нормально. Это привычно, необходимо, в конце концов. В центре Европы — 5 немецкоговорящих стран, развитых и успешных. И английский тут совершенно не при чём. К тому же , опираясь на 40 лет своей педагогической практики, я могу утверждать, что наши ученики находят применение своим знаниям. Даже предприниматель, который занимается немецкой обувью, возвращается в школу с благодарностью: «Мне никакой переводчик не нужен!». Напрямую работает с поставщиками, уверен в качестве. В той же Германии к восьмому классу дети выбирают для изучения до 4-х иностранных языков! В том числе и русский. Поэтому мы не откажемся от своей работы и будем и дальше популяризировать знание немецкого».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления