Образование

Как изучаются религиозные культуры в школе?

«...мы не имеем никакого права привносить в учебный процесс религию как таковую, как некую практику – только в контексте истории, культуры и духовно-нравственных ценностей, на которые могут ориентироваться учащиеся и родители».

Духовно-нравственное воспитание детей – сфера довольно деликатная, если учесть, что дети, как правило, восприимчивы к словам и суждениям взрослых. И уж тем более к словам своих учителей, задача которых не в том, чтобы напичкать ученика информацией, но в том, чтобы сформировать критически и самостоятельно мыслящего человека. Это предполагает и светский характер нашего государства, и элементарный здравый смысл. Поэтому вполне понятны волнения родителей, чьим детям в школе приходится сталкиваться с вопросами религии – тоже достаточно деликатной сферой.

Общие сведения о предмете

Нормативно-правовой базой для введения школьного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» стало поручение президента от 2 августа 2009 года. В декабре 2010 года Министерство образования и науки России утвердило предмет, включив его в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и чуть позже переименовав его в «Основы религиозных культур и светской этики». Как эксперимент курс преподавался в 2010 – 2011 годах в 19 регионах страны в IV четверти 4-го класса и I четверти 5-го класса. С начала учебного 2012 года предмет становится обязательным для всех общеобразовательных учреждений страны в объёме 34 часов в год.

Курс включает в себя шесть модулей по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основам мировых религиозных культур и основам светской этики. Выбор в пользу того или иного модуля делают родители или законные представители несовершеннолетних учащихся.

ОРКСЭ в Забайкалье

Об особенностях преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в забайкальских школах, рассказала исполняющая обязанности министра образования региона Наталия Шибанова:

«Забайкальский край, как и другие субъекты Российской Федерации начал реализацию этого предмета с 1 сентября 2012 года. Между тем, подготовка к его реализации началась несколько раньше, то есть ещё в 2010-11 годах, когда только заговорили о вероятности введения этого предмета в школьную практику. Наши специалисты Института развития образования выезжали в Москву в Российскую академию повышения квалификации. Сначала мы подготовили тьюторов – специалистов, которые сопровождали бы введение этой дисциплины в школах края, а уже потом шла подготовка самих педагогов через такие же курсы: частично в Москве, частично на базе краевого Института развития образования. Кроме того, специалисты выезжали в школы муниципальных районов, где проводилась эта работа».

На данный момент ОРКСЭ преподают 739 педагогов, прошедших указанное повышение квалификации. Из них учителя начальных классов составляют 54%, так как предмет ведётся в четвёртом классе, учителя истории – 5,4%, учителя русского языка и литературы – 9,7%, учителя МХК и другие – 29%.

«В целом по краю, проблема со специалистами закрыта, хотя, безусловно, в них есть потребность, так как часть педагогов – это люди пенсионного и запенсионного возраста. Поэтому мы ежегодно обновляем состав той группы учителей, которые могут этот предмет преподавать», – рассказала и.о. министра образования.

У некоторых родителей нередко возникают вопросы, касающиеся учебников по ОРКСЭ. По словам Наталии Шибановой, проблемным этот вопрос не был ни изначально, ни сейчас. Издательства «Дрофа» и «Просвещение», начиная с 2012 года, представили комплекты учебников, соответствующие всем стандартам. Пособия, как правило, состоят из книги для родителей, книги для учащихся и методических материалов для учителей. Забайкальский край в 2015 году недоукомплектован учебными материалами на 9%, решать вопрос с учебниками планируется за счёт муниципальных бюджетов.

Светский характер обучения и выбор модуля

Ещё раз подчеркнём, что ОРКСЭ является обязательным предметом в школах в соответствии с государственными образовательными стандартами. Говоря о специфике курса, Наталия Шибанова отметила, что он ни в коем случае не является обучением религии. Курс носит культурологический и историко-просветительский характер. Священнослужители могут приглашаться на занятия только в качестве источников информации.

«В статье 3 федерального закона №273 обозначен светский характер образования в соответствующих государственных и муниципальных организациях. Поэтому мы не имеем никакого права привносить в учебный процесс религию как таковую, как некую практику – только в контексте истории, культуры и духовно-нравственных ценностей, на которые могут ориентироваться учащиеся и родители. Мы должны понимать, что история народа не может транслироваться без понимания развития религии и тех ценностей, устоев и традиций, которые часто определялись тем или иным религиозным учением», – пояснила Шибанова.

Что касается конкретных модулей, то по данным за учебный 2014-2015 год в его сравнении с прошлым годом на 10,5% увеличилось число родителей, которые предпочли для своих чад модуль «Основы мировых религиозных культур» – то есть это около 35% учащихся в Забайкалье. На 12% сократился выбор основ светской этики – 23,7%. Изучение православной культуры выбрали 35% родителей, буддийской – 5,8%, исламской – 0,07%, иудейской – 0,043%.

«Считаю правильным, что родители выбирают изучение основ мировых религий, так как в этом случае у ребёнка есть возможность познакомиться с точки зрения истории и культуры со всеми религиями, у него формируется целостное представление, толерантное, а главное, уважительное отношение к иным культурам, традициям, народам. Уменьшение внимания к светской этике тоже вполне объяснимо – население сегодня чаще стало обращаться к нравственным ценностям, чему способствует государственная политика и многие выступления нашего президента, который вокруг этих ценностей определяет политику государства», – считает наш собеседник.

Изучение курса ОРКСЭ, как правило, предполагает деление детей на группы. В этом случае по конкретным модулям могут быть объединены ученики нескольких параллельных классов.

***

«Анализ практики внедрения этого курса, его перспективы и проблемы регулярно рассматриваются публично с привлечением религиозных конфессий Забайкалья, общественности, родителей. В частности, всё это рассматривается в рамках региональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения государственных образовательных стандартов». На базе ЗабГУ под курированием Читинской епархии Русской православной церкви ежегодно проходят «Рождественские чтения», где так же обсуждаются вопросы ОРКСЭ, выносится аналитика за год, проводятся мастер-классы. Кроме того, ежегодно мы проводим краевое родительское собрание, как правило, в ноябре, где так же обсуждаем этот вопрос, чтобы родители понимали, что это не есть навязывание каких-то религиозных взглядов. Это нормальная практика поликультурного воспитания ребёнка, воспитание толерантности, грамотности и компетентности в тенденциях развития мировой культуры», – заключила и.о. министра образования.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления