Образование Учитель из 2000-х: Аттестация — оскорбление для педагога

Учитель из 2000-х: Аттестация — оскорбление для педагога

«Мне кажется, что все эти школьные реформы делаются ради реформ. Не успев завершить и проанализировать одну, начинают новые. Для чего, для кого?...»

Первое десятилетие XXI века легко можно назвать временем активных перемен в системе среднего и высшего образования в нашей стране. В лучшую или худшую сторону — другой вопрос, но, тем не менее, как раз тогда была утверждена предусматривающая поэтапное увеличение финансирования Национальная доктрина образования, которой должны были соответствовать все реформы в школах и вузах. К наступлению миллениума учитель биологии гимназии №9 города Краснокаменска Михаил Капустин работал в общеобразовательных учреждениях далеко не первый год и даже десятилетие, поэтому ему нетрудно сравнивать и то, что было раньше, и то, что стало сейчас.

- Первая волна реформирования образования в 90-е годы в России проходила как-то спешно, несколько сумбурно, и это на фоне задержек зарплат, недостаточного финансирования, в целом кризиса в стране. Вы чувствовали, что ситуация стала меняться с наступлением нового десятилетия?

- На мой взгляд, в начале XXI века в образовании начался некоторый подъём. Стали появляться новые учебники, программы, было из чего выбирать. Но есть одно большое «но» - не стало единой государственной обязательной программы, в частности, в биологии, которую я преподаю. Программа была примерной, используя которую учителя должны были сами выстраивать свою работу. И до сих пор вместо летних отпусков мы корпеем над созданием этих «шедевров». Поэтому, например, практически все из более десятка средних школ нашего города и Краснокаменского района работают по разным программам. И учащиеся, приходящие из других школ, испытывают затруднения.

- Значит, образовательные реформы не настолько эффективны, как хотелось бы, а, наоборот, усложняют учебный процесс?

- Мне кажется, что все эти школьные реформы делаются ради реформ. Не успев завершить и проанализировать одну, начинают новые. Для чего, для кого? Так, появились федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) – это тот же петух только в профиль. Стало больше бумажной работы. В последнее время были распоряжения Министерства образования об уменьшении бумажной отчётности, но теперь мы её сдаём в электронном виде. А аттестация учителей – это вообще оскорбление для педагога. Проработав 40 лет в школе, я должен кому-то доказывать, что я учитель и могу трудиться. Аттестовать меня могут только мои ученики своим отношением к учёбе по моему предмету и оценками по этому предмету при вступительных экзаменах в вуз. Так или иначе, идёт разрушение хорошей советской образовательной системы. Когда-то наши ученики на мировых олимпиадах занимали первые места, сейчас нас обгоняет Китай и другие страны. И не надо обвинять учителей, что они плохо учат. Надо проанализировать все реформы, сделать выводы.

- Первое десятилетие нового века в общем образовании России прошло под знаком единого государственного экзамена. Начиная с 2001 года к эксперименту ЕГЭ подключались всё новые и новые регионы до тех пор, пока итоговая аттестация в такой форме не стала обязательной для всех выпускников. А как вы относитесь к ЕГЭ?

- К единому государственному экзамену я отношусь отрицательно. Конечно, для самих учащихся это очень удобно — сейчас можно сдать ЕГЭ, а потом, не выезжая за пределы родного города, поступить в институт в другом регионе, а не ехать лично, чтобы сдать вступительные экзамены. При этом к ЕГЭ идёт постоянное натаскивание на выполнение тестовых заданий, поэтому той глубины знаний, которые учащиеся получали до введения единых экзаменов нет.

- Скажите, по вашему опыту, дети боятся ЕГЭ?

- Мои ученики не боятся, так как у них хорошие знания по предмету.

- В начале 2000-х также активно обсуждался вопрос о введении в стране 12-годичной системы обучения в средней школе. На ваш взгляд, почему эта инициатива не прижилась? Как вы думаете, хватает ли ученикам 10 лет за партой? Как вы относитесь к переменам, связанным то с отменой 4-го класса и перескакиванием из 3-го в 5-й, то к обратному введению 4-го?

- Десяти классов вполне достаточно. Когда же дети учатся 11 лет, то они получают много лишней информации. Есть вопросы, которые учащиеся уже знают, и не стоит на них останавливаться, а некоторые вопросы наоборот сложны для понимания - они изучаются в вузах на том или ином профиле, и не нужно в школе заморачиваться на них. Согласен с тем, что начальная школа должна включать в себя 4 года обучения. За 3 года ученик не осваивал программу, поэтому вновь и вернулись на 4 года. В моей жизни был переход с 10 на 11 лет учёбы и наоборот. Я сам попал, когда вновь перешли на 10 лет обучения. И вот несколько лет тому назад вновь сделали 11. Кому это надо, не знаю.

- Стало ли государство лучше относиться к учителям в 2000-х? Может быть, стало больше поддерживать в финансовом плане, не допускать задержек выплат, как это было раньше, когда не видевшие денег месяцами учителя вынуждены были бастовать?

- Сдвиги, конечно, определённые наблюдались, но, скажу честно, за последние 10 лет задержки по зарплате всё же были. Но такими, как зимой 2014-го и весной 2015 года, не помню. Наша гимназия в марте даже приостановила работу, чтобы на нас обратили внимание и на нашу мизерную зарплату, которую я бы лучше назвал пособием. Государство на словах радеет за учителей, очень много говорят о повышении заработной платы, но учителя эти повышения не ощущают.

При моём стаже в 40 лет и высшей квалификационной категории, чтобы получать 20 тысяч рублей, надо вести более чем одну ставку. Смотрю свой расчётный листок за март 2015 года, ставка - 5,6 тысячи рублей в месяц, со всеми накрутками начисление составляло 26,8 тысячи рублей. С мая расчёт стал производиться по новой системе: ставка выросла более чем на тысячу, в нагрузке ничего не изменилось, те же часы и всё остальное, но итоговое начисление почему-то выросло менее чем на 100 рублей. И где прибавка? Вот поэтому молодые учителя в школу не приходят, я говорю о своей, а многие педагоги наоборот уходят, уезжают в другие регионы. Кстати, они там устраиваются работать в школе и получают зарплаты вполне достойные.

- А как в то время менялись ученики? И что в связи с их изменениями требовалось от учителя?

- Учащиеся становились и становятся всё информированнее, не умнее, а именно информированнее, поэтому работать становится сложнее, но интереснее. А чтобы не отставать от учеников, приходится постоянно учиться. Даже вот при моём возрасте пришлось освоить персональный компьютер и уметь выуживать информацию из Всемирной паутины.

- Развитие технологий не стоит на месте, но учебник всегда остаётся учебником. На ваш взгляд, учебная литература видоизменилась со временем?

- Учебная литература становится неинтересной, сложной. Взять хотя бы учебник за 5-й класс, который лежит передо мной. Параграф №5 охватывает страницы с 19-й по 25-ю. Это вместе с текстом, рисунками и задание. Могут ли учащиеся освоить все это за один 45-минутный урок? Раньше такой объём изучался за несколько уроков.

- И всё же, подводя итог, какими вы запомнили 2000-е?

- Скажу несколько философски — мы были моложе, поэтому тогда был и сахар слаще, и вода мокрее. И помнить то время надо, но обидно, что всё, что было хорошего, стали разрушать. Однако надо жить сегодняшним днём, заново поднимать родное Забайкалье. Если не мы, то кто?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления