Первое десятилетие XXI века легко можно назвать временем активных перемен в системе среднего и высшего образования в нашей стране. В лучшую или худшую сторону — другой вопрос, но, тем не менее, как раз тогда была утверждена предусматривающая поэтапное увеличение финансирования Национальная доктрина образования, которой должны были соответствовать все реформы в школах и вузах. К наступлению миллениума учитель биологии гимназии №9 города Краснокаменска Михаил Капустин работал в общеобразовательных учреждениях далеко не первый год и даже десятилетие, поэтому ему нетрудно сравнивать и то, что было раньше, и то, что стало сейчас.
- Первая волна реформирования образования в 90-е годы в России проходила как-то спешно, несколько сумбурно, и это на фоне задержек зарплат, недостаточного финансирования, в целом кризиса в стране. Вы чувствовали, что ситуация стала меняться с наступлением нового десятилетия?
- На мой взгляд, в начале XXI века в образовании начался некоторый подъём. Стали появляться новые учебники, программы, было из чего выбирать. Но есть одно большое «но» - не стало единой государственной обязательной программы, в частности, в биологии, которую я преподаю. Программа была примерной, используя которую учителя должны были сами выстраивать свою работу. И до сих пор вместо летних отпусков мы корпеем над созданием этих «шедевров». Поэтому, например, практически все из более десятка средних школ нашего города и Краснокаменского района работают по разным программам. И учащиеся, приходящие из других школ, испытывают затруднения.
- Значит, образовательные реформы не настолько эффективны, как хотелось бы, а, наоборот, усложняют учебный процесс?
- Мне кажется, что все эти школьные реформы делаются ради реформ. Не успев завершить и проанализировать одну, начинают новые. Для чего, для кого? Так, появились федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) – это тот же петух только в профиль. Стало больше бумажной работы. В последнее время были распоряжения Министерства образования об уменьшении бумажной отчётности, но теперь мы её сдаём в электронном виде. А аттестация учителей – это вообще оскорбление для педагога. Проработав 40 лет в школе, я должен кому-то доказывать, что я учитель и могу трудиться. Аттестовать меня могут только мои ученики своим отношением к учёбе по моему предмету и оценками по этому предмету при вступительных экзаменах в вуз. Так или иначе, идёт разрушение хорошей советской образовательной системы. Когда-то наши ученики на мировых олимпиадах занимали первые места, сейчас нас обгоняет Китай и другие страны. И не надо обвинять учителей, что они плохо учат. Надо проанализировать все реформы, сделать выводы.
- Первое десятилетие нового века в общем образовании России прошло под знаком единого государственного экзамена. Начиная с 2001 года к эксперименту ЕГЭ подключались всё новые и новые регионы до тех пор, пока итоговая аттестация в такой форме не стала обязательной для всех выпускников. А как вы относитесь к ЕГЭ?
- К единому государственному экзамену я отношусь отрицательно. Конечно, для самих учащихся это очень удобно — сейчас можно сдать ЕГЭ, а потом, не выезжая за пределы родного города, поступить в институт в другом регионе, а не ехать лично, чтобы сдать вступительные экзамены. При этом к ЕГЭ идёт постоянное натаскивание на выполнение тестовых заданий, поэтому той глубины знаний, которые учащиеся получали до введения единых экзаменов нет.
- Скажите, по вашему опыту, дети боятся ЕГЭ?
- Мои ученики не боятся, так как у них хорошие знания по предмету.
- В начале 2000-х также активно обсуждался вопрос о введении в стране 12-годичной системы обучения в средней школе. На ваш взгляд, почему эта инициатива не прижилась? Как вы думаете, хватает ли ученикам 10 лет за партой? Как вы относитесь к переменам, связанным то с отменой 4-го класса и перескакиванием из 3-го в 5-й, то к обратному введению 4-го?
- Десяти классов вполне достаточно. Когда же дети учатся 11 лет, то они получают много лишней информации. Есть вопросы, которые учащиеся уже знают, и не стоит на них останавливаться, а некоторые вопросы наоборот сложны для понимания - они изучаются в вузах на том или ином профиле, и не нужно в школе заморачиваться на них. Согласен с тем, что начальная школа должна включать в себя 4 года обучения. За 3 года ученик не осваивал программу, поэтому вновь и вернулись на 4 года. В моей жизни был переход с 10 на 11 лет учёбы и наоборот. Я сам попал, когда вновь перешли на 10 лет обучения. И вот несколько лет тому назад вновь сделали 11. Кому это надо, не знаю.
- Стало ли государство лучше относиться к учителям в 2000-х? Может быть, стало больше поддерживать в финансовом плане, не допускать задержек выплат, как это было раньше, когда не видевшие денег месяцами учителя вынуждены были бастовать?
- Сдвиги, конечно, определённые наблюдались, но, скажу честно, за последние 10 лет задержки по зарплате всё же были. Но такими, как зимой 2014-го и весной 2015 года, не помню. Наша гимназия в марте даже приостановила работу, чтобы на нас обратили внимание и на нашу мизерную зарплату, которую я бы лучше назвал пособием. Государство на словах радеет за учителей, очень много говорят о повышении заработной платы, но учителя эти повышения не ощущают.
При моём стаже в 40 лет и высшей квалификационной категории, чтобы получать 20 тысяч рублей, надо вести более чем одну ставку. Смотрю свой расчётный листок за март 2015 года, ставка - 5,6 тысячи рублей в месяц, со всеми накрутками начисление составляло 26,8 тысячи рублей. С мая расчёт стал производиться по новой системе: ставка выросла более чем на тысячу, в нагрузке ничего не изменилось, те же часы и всё остальное, но итоговое начисление почему-то выросло менее чем на 100 рублей. И где прибавка? Вот поэтому молодые учителя в школу не приходят, я говорю о своей, а многие педагоги наоборот уходят, уезжают в другие регионы. Кстати, они там устраиваются работать в школе и получают зарплаты вполне достойные.
- А как в то время менялись ученики? И что в связи с их изменениями требовалось от учителя?
- Учащиеся становились и становятся всё информированнее, не умнее, а именно информированнее, поэтому работать становится сложнее, но интереснее. А чтобы не отставать от учеников, приходится постоянно учиться. Даже вот при моём возрасте пришлось освоить персональный компьютер и уметь выуживать информацию из Всемирной паутины.
- Развитие технологий не стоит на месте, но учебник всегда остаётся учебником. На ваш взгляд, учебная литература видоизменилась со временем?
- Учебная литература становится неинтересной, сложной. Взять хотя бы учебник за 5-й класс, который лежит передо мной. Параграф №5 охватывает страницы с 19-й по 25-ю. Это вместе с текстом, рисунками и задание. Могут ли учащиеся освоить все это за один 45-минутный урок? Раньше такой объём изучался за несколько уроков.
- И всё же, подводя итог, какими вы запомнили 2000-е?
- Скажу несколько философски — мы были моложе, поэтому тогда был и сахар слаще, и вода мокрее. И помнить то время надо, но обидно, что всё, что было хорошего, стали разрушать. Однако надо жить сегодняшним днём, заново поднимать родное Забайкалье. Если не мы, то кто?