На этой неделе в двух концах страны получили развитие две истории с учителями, в которых разницы больше, чем сходства. Но тем не менее у них может быть один итог.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 13 февраля 2022 года.
С непонятным мне стремлением интернет-персонаж Евгений Понасенков продолжил боевым петухом налетать на школу села Любовь. История эта, казалось бы, должна быть прекращена. Но к делу подключились сторонники блогера, федеральные СМИ, посыпались требования уволить учителя, выгнать директора и — самое смешное — главу района тоже отправить в отставку за то, что имеет мнение в этой ситуации.
Чтобы принимать какие-то решения или даже просто занимать чью-то сторону, надо иметь представление, что это за место такое — Любовь — и что вообще из себя представляют сельские школы. Возьмись там наводить порядок увольнениями — и всё повалится к чертям собачьим, а через пять лет в Любови останутся пять старух и перекати-поле. Почему? Потому что школа — это, как ни странно, что-то вроде градообразующего предприятия.
Добавить сюда интересы ребёнка, кадровый голод, чьи-то амбиции, и вопрос станет под силу только царю Соломону.
История с питерской учительницей, уволенной из-за стихов, ещё громче и интереснее. Причём с каждым днём прибавляются детали, из-за которых происходящее заманивает как сериал. Возрастные изменения психики, смена имени, судимость — впору продавать подборку новостей на HBO.
Но мне как человеку мнительному, в какой-то степени даже пугливому, как гоголевский персонаж, ко всяким неожиданным поворотам готовому, кажется наиболее вероятным совсем другой сериал.
То, что образование, толком не реформированное со времён СССР, требует некоего обновления — это далеко не секрет. Дело даже не в подходах к обучению, а в целом к выстраиванию системы. Ведь муниципальная реформа уже была и готовится снова, медицину перестраивали, да ещё и на уровне региона каждый новый министр устанавливает свои обновления, милицию даже переименовали в полицию и сейчас уже забыли про некий исторический шлейф этого названия. Даже Конституцию успели переписать по просьбам избирателей Валентины Терешковой.
Мне кажется, что на фоне всех этих историй появится некто в белом плаще и предложит защитить, улучшить, углубить, навести порядок, времени на раскачку нет. А партия, имеющая в Госдуме большинство, радостно проголосует за предложения. Даже если там внутри будут телесные наказания и бритьё голов для последующей установки чипов в голову учащимся. Это, конечно, преувеличение. Но я уверен, что в ближайшем будущем нас ждут другие школы — более политизированные, более закрытые и менее лояльные ко всяким вольнодумствам.