За плечами челябинского путешественника Артура Салихова – годы разъездов по просторам нашей бескрайней Родины. На его кедах пыль сотен дорог, а в телефонном справочнике – тысячи имен. Артура ждут везде, и в каждом городе он дома, ведь наш собеседник – профессиональный автостопщик.
Мы встретились, и он рассказал нам о некоторых аспектах современного автостопа. Почему бы и это не рассматривать как «антикризисную» разновидность туризма?
– Даже несмотря на кризис, можно найти дешевые туры, почему именно автостоп?
– Самое интересное, что когда ты выходишь на трассу и вытягиваешь палец вверх, ты не можешь ничего предугадать. То есть, тебе нужно, например, в Крым – это твоя цель. А вот как ты туда доберешься, предугадать сложно. В турфирме ты все планируешь, ты все знаешь: тут ты едешь на водопад, тут ты идешь в музей. А автостоп тебя постоянно удивляет, ведь каждая поездка превращается в невероятное приключение. Например, путешествуя стопом, мне довелось сняться в кино, лично познакомиться с Задорновым и пожить во дворце в центре Питера.
– Хорошо, вот решил я поехать в питерский Эрмитаж автостопом. Что мне надо взять с собой?
– Я раньше думал, что очень важно запастись едой. Но оказывается, это вовсе не обязательно. Главное – взять с собой самые элементарные вещи – ложку, чашку и зубную щетку. Палатка нужна, если ты планируешь ночевать прямо в дороге. Обязательно аптечку на всякий случай, средства связи, фонарик, спички, смену белья. То есть вполне хватит 45-литрового рюкзачка с основными вещами, чтобы путешествовать налегке.
– А деньги? Это, разумеется, бюджетный вид путешествий, но ведь нельзя же отправляться в путешествие совсем без денег.
– По поводу денег – здесь все индивидуально, по свои потребностям. Скажем, в прошлом году я ездил в Сочи на Олимпиаду, потом поехал в Питер, оттуда обратно в Челябинск. Все путешествие у меня заняло около двух месяцев, и за это время я потратил всего шесть тысяч рублей. То есть, на проезд я не тратил, на жилье тоже не тратил, поскольку жил на «вписках».
– «Вписки» – это нечто вроде хостелов, только бесплатно?
– Это такие квартиры, куда тебя бесплатно могут впустить на ночлег. С учетом того, что и ты в своем родном городе тоже когда-нибудь кого-нибудь приютишь. Иногда такие квартиры найти легче, чем хороший хостел, ведь есть специальные базы данных вписок. Эти базы с контактами легко разыскать на специализированных форумах и группах в «ВКонтакте». Как правило, хозяева подобных жилищ оказываются очень интересными людьми – художниками, скульпторами, писателями и даже священниками.
– Отлично, базу данных вписок обновили, походный рюкзак собрали. Что дальше? Куда идти, где ловить машину?
– Ездить лучше по федеральным трассам. Желательно, это должно быть за пределами города. Очень важно выбрать место, где ты хочешь встать, необходимо, чтобы водитель тебя видел и понимал, что ты не бандит. Для этого подойдет какая-нибудь яркая одежда, ну, и улыбка, само собой. Если ты показываешь, что несешь позитив, то люди обязательно остановятся.
– Существует ли техника безопасности. Все-таки предстоит сесть к незнакомому человеку в машину – мало ли что.
– Автостоп имеет одну особенность. Представь себе – идет прямой трафик. Люди едут по своим делам, и никто, выезжая из пункта А в пункт Б, целенаправленно не планирует кого-нибудь подобрать на дороге, зарезать и съесть. Когда водитель видит стопщика, у него есть всего несколько секунд для принятия решения – остановиться или нет. В 99% человек, решающий остановиться, делает это, потому что действительно хочет помочь. Злой человек, скорее всего, останавливаться не будет, он просто проедет мимо. А вообще, важно обращать внимание на интуицию, меня она пока никогда не подводила.
– А как себя вести, когда сел в машину?
– Дружелюбно. При этом не стоит забывать, что не только тебе оказывают услугу, но и ты оказываешь услугу. В первую очередь, психолога. Люди открываются, им хочется высказаться, а с незнакомым человеком, готовым слушать, это сделать порой даже проще, чем с близкими. Ну, и еще, водителям бывает просто скучно ехать, а ты их развлекаешь. Вообще здесь требуется умение общаться, если ты этого не умеешь, то автостоп тебя научит.
– Обязательно говорить о чем-то с водителем?
– Вообще, когда ты часто ездишь автостопом, у тебя появляется своя «визитка», ведь тебе желательно хоть что-то о себе рассказать. То есть ты рассказываешь: кто такой, откуда едешь, что видел. А что касается тем для разговора, то проходит, как правило, совсем немного времени, чтобы ты смог понять, какой человек перед тобой и на какие темы с ним можно поговорить. Некоторые любят ругать политиков, некоторые – говорить на философские темы. Иные, наоборот, молчат и позволяют молчать тебе. Вообще, большинство тех, кто подбирает автостопщиков – это очень интересные люди.
– Можно ли как-то квалифицировать этих интересных людей?
– Разные люди останавливаются, у большинства из них просто доброе сердце. Очень много творческих личностей, которые и сами когда-то путешествовали автостопом. Еще нередко помогают простые сельские люди, правда, они в основном ездят на небольшие расстояния, между селами или райцентрами. Отдельно хочется сказать, конечно, о дальнобойщиках. Это удивительный народ, они буквально живут в дороге. У них там свой собственный мир, своя собственная социальная сеть, ведь на там, на трассах, очень богатая жизнь. Свои законы, свои нищие и свои короли. Все это создает какое-то особое мировоззрение, мудрое мировоззрение, которое ты постепенно перенимаешь.
– То есть, кроме непосредственно отдыха и радости путешествий, автостоп позитивно влияет на сознание человека?
– Автостоп позволяет лучше узнавать людей, лучше их понимать. Бывают даже мистические ситуации. Например, выезжая куда-нибудь автостопом с некой проблемой, которую ты не в силах разрешить у себя в уме, ты сталкиваешься с совершенно незнакомым человеком, и он тебе как бы случайно все объясняет. А еще, поскольку ты находишься во власти дороги, то ты вольно или невольно начинаешь доверять миру, самому себе и своей интуиции. Я считаю, что автостоп – это реальный шанс не только дешево путешествовать, но и вырасти духовно, закалить характер и просто стать лучше. По-моему, туроператоры ничего подобного не предлагают.
Самым известным автостопщиком нулевого рода (на гужевом транспорте) в шутку называют Михаила Васильевича Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии, скорее, легендарна.
Появление автостопа совпадает с появлением первого автомобильного транспорта в начале XX века. Изначально автостоп носил стихийный характер. Большую роль в развитие автостопа внесли битники, «разбитое поколение» – предшественники хиппи, которых последние вполне основательно считают своими учителями. Автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было (или было мало). Дальнейшую роль в продвижении мирового автостопа сыграли хиппи.