Город Чикойская излучина

Чикойская излучина

25 декабря на заседании администрации Читинской области состоялось обсуждение вопроса по поводу создания национального парка «Чикой» в Красночикойском районе.

25 декабря на заседании администрации Читинской области состоялось обсуждение вопроса по поводу создания национального парка «Чикой» в Красночикойском районе. Ожидаемо бурная дискуссия лишний раз доказала, что ясности в вопросе создания нацпарка как не было, так и нет.


Тема о создании национального парка поднимается с 1948 года. Несмотря на длительную историю вопроса, и, как сказано в докладе заместителя губернатора, председателя Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области Евгения Вишнякова, поддержку идеи со стороны мировой и российской научной общественности, Министерства природных ресурсов РФ, однозначного решения ни на местном, ни на региональном уровне не принято. При достаточно очевидной позиции профильного комитета областной администрации – промышленности и природных ресурсов: парку быть, администрация Красночикойского района устами своего главы Андрея Егорова заявляет, что ничего хорошего, кроме плохого, от создания парка муниципальный район не получит.

В ходе заседания Вишняков обрисовал перспективы, которые откроются перед областью и районом после создания национального парка. Среди них дотации на содержание парка в областной бюджет, приток туристов, для обслуживания которых потребуются рабочие руки. Кроме туристов, национальный парк может привлечь в регион инвесторов, заинтересовавшихся производством экологически чистой продукции. Вишняков напомнил, что на территории, выбранной для создания национального парка, существуют все типы ландшафтов, уникальная тайга, памятники природы и археологии, другие объекты туризма.

Андрей Егоров в отличие от сухого доклада Вишнякова выступил с эмоциональной речью, которая была призвана обозначить его как человека, радеющего за родной район. Он заявил, что в Красночикойском районе под защитой государства уже находится 24% территории, а с созданием национального парка будет охраняться треть площади района, на которой будет запрещена хозяйственная деятельность. По мнению Егорова, охотники сами прекрасно защищают тайгу от лесных пожаров и браконьерства, благодаря их усилиям в 2007 году в районе удалось не допустить практически ни одного возгорания в лесу, а в тайге постоянно увеличивается популяция всех промысловых животных. Егоров заявил, что создание национального парка поставит крест на экономическом развитии района, в том числе на работе угледобывающего предприятия и золотодобывающей артели, так как на территории парка хозяйственная деятельность будет запрещена. По словам Егорова, та же артель, проводя полную рекультивацию земель, где велась добыча золота, не приносит никакого вреда природе.

По мнению Егорова, свернуть свой промысел на заповедных территориях придётся и охотникам. Оставшись без дохода, они могут пойти на промысел в другие районы. Лишатся заработка добытчики ореха, ягод и грибов, рыбаки, - считает Егоров. Туго придётся скотоводам. В зонах ограниченного природопользования селяне не смогут заготавливать сено и пасти животных. В общем, заявил Егоров, одна треть района полностью выпадет из хозяйственной деятельности. Парк займёт основные месторождения полезных ископаемых, и о них можно будет забыть. Около 300 людей потеряют работу. Такая картина. Маслом. Чёрным.

Кроме этого, Егоров считает, что государство не особо финансирует природоохранную деятельность и развитие национальных парков. Приводился пример Забайкальского национального парка в Республике Бурятия, доход от работы которого, по информации Егорова, в 2006 году составил около 8 млн рублей, 7 из которых пошли на заработную плату работникам.

Доклад Егорова был бы внешне идеальным, если бы глава района местами сильно не перегнул палку. Во-первых, Зашуланский угольный разрез, деятельность которого якобы будет приостановлена, на территории планируемого национального парка, по информации Вишнякова, не расположен. А, во-вторых, рекультивация земель, которой так восхищался Егоров, на деле представляет каменную пустыню, а золотодобытчики уничтожают уникальную природу. Не знать этого главе района, конечно, можно. Особенно, если он верит на слово руководителям артели, а ехать в верховья Чикоя недосуг. В понравившемся залу докладе можно было найти ещё с десяток несуразностей и противоречий, которыми Егоров испортил общее впечатление и подготовил почву для своих оппонентов.

Депутат муниципального совета Красночикойского района Георгий Негодяев подверг критике и выступление, и работу главы администрации: «Егоров говорит очень пессимистично, впрочем, и работает он также». Негодяев уточнил, что в границы парка не попадают месторождения полезных ископаемых, а закон не запрещает коренному населению пользоваться лесными дарами в национальном парке. Поэтому, считает Негодяев, «Чикой», скорее всего, неплохо повлияет на жизнь людей, всё-таки создав рабочие места. Реплики Негодяева остались в тени выступления Егорова хотя бы потому, что бывший глава района и владелец сети магазинов, раскинувшейся по всему Красночикойскому району, говорил сумбурно и невнятно.

За создание национального парка высказался проректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор исторических наук, десятилетиями занимающийся археологическими и иными исследованиями на территории Красночикойского района, Михаил Константинов. Учёный вспомнил Сократа: «Красота есть польза», после чего категорично заявил о том, что парк создавать необходимо, иначе браконьеры и артели погубят уникальную тайгу: «Надо или добывать здесь руду и уран, или сохранить эту красоту. Наука - за создание национального парка. Если нет понимания у населения, то позицию сторонников национального парка надо более детально разъяснять».

Показательными стали выступления заместителей Гениатулина и руководителей структурных подразделений администрации области. Большинство из них в период обсуждения этого вопроса в профильных комитетах направили на имя Вишнякова и его предшественника Вячеслава Петухова письма, в которых согласились с необходимостью создания парка. Выступления Егорова и Негодяева, судя по всему, поколебали позицию некоторых из них.

Заместитель губернатора по государственно-правовым вопросам и кадрам Сергей Трофимов совершенно резонно отметил, что не прислушиваться к точке зрения главы муниципального района - недопустимо и предложил доработать вопрос. Во многом аналогичную точку зрения высказал заместитель губернатора, председатель Комитета трудовых ресурсов и социального развития Валерий Буянов: «Это проблема не только Красночикойского района и Читинской области, это проблема всей России и всего земного шара. Необходимо детально просчитать социально-экономические последствия создания национального парка». Председатель Комитета внешнеэкономических связей, международного сотрудничества и туризма Виктор Белозёров предложил уточнить границы парка и в полной мере учесть точку зрения жителей района. Председатель комитета социального обеспечения Читинской области Георгий Рева высказался в том ключе, что нужно думать не только о добыче полезных ископаемых, но и о уникальной природе: «Что же мы теперь, так и будем только добывающей территорией?» Председатель Читинской областной думы Анатолий Романов согласился с Егоровым в том плане, что экономические последствия от создания национального парка не просчитаны и предложил провести эту работу.

Общая тональность выступлений сводилась к тому, что вопрос до конца не доработан. Губернатор региона Равиль Гениатулин, выслушав всех выступающих, принял соломоново решение, предложив рассмотреть возможность проведения в муниципальном районе голосования по вопросу создания национального парка и просчитать все социально-экономические последствия от его создания. При этом Гениатулин заявил, что позиция региональной администрации неизменна - национальный парк необходимо создавать.

Тимур Куприянов, Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления