Город Через тернии в вузы или В какой форме «олимпийцы»?

Через тернии в вузы или В какой форме «олимпийцы»?

Самые несгибаемые школьники в самые крещенские морозы съезжаются в Читу побеждать. С 15 января во всей стране начался третий, региональный этап Всероссийской школьной олимпиады.

Самые несгибаемые школьники в самые крещенские морозы съезжаются в Читу побеждать. С 15 января во всей стране начался третий, региональный этап Всероссийской школьной олимпиады.


Самой «старой» областной олимпиаде – по математике – исполнилось 57 лет. Самые многочисленные олимпиады в этом году – по русскому и английскому языкам. Они же - самые женские. На умных девчонок по статистике мало ребят (среди шестидесяти с лишним умниц не рассмотреть трёх-четырёх умников). Невооружённым взглядом виден спор физиков и лириков между центром и регионом. У нас рулят гуманитарии, тогда как самые популярные предметы в стране – физика, математика, информатика, химия, биология… До конца января школьникам предстоит корпеть над присланными из Москвы заданиями «под звёздочкой». Задачи, стоящие перед взрослыми, тоже не из курса средней школы.

Одно «серебро» и пять «бронз» привезли с Всероссийской олимпиады школьники Читинской области в 2007 году. В последние два года отмечается улучшение результатов, потому что стало больше умных детей, говорят специалисты комитета образования. Впрочем, это практически единственное, что они готовы комментировать без разрешения начальства – не велено.

Собственно, о степени конспирации в комитетах образования можно слагать песни. Видимо, тайны настолько государственны, что сам начальник отдела дополнительного образования не может позволить себе выдать по телефону информацию даже о том, кто составлял задания для «олимпийцев», не говоря уж о чём-то большем. Будьте уверены – напраслину возводит руководство Федерального агентства по образованию, сокрушаясь, что в регионах отмечается «утечка» заданий и выдача сомнительных дипломов победителей, а также включение в число финалистов ребят, не принимавших участие в предыдущих турах. Каждый год, по словам председателя жюри заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Александра Камчатнова, на всероссийском туре олимпиады «появляются очень слабые дети, набирающие по 20–30 баллов» (из ста с лишним). Иногда фамилии этих детей те же, что у руководства местных органов образования»… Какая утечка, товарищи? Можете спать спокойно - в регионах бросают трубки.

Так вот, «стало больше умных детей», - повторяют специалисты комитета образования. «Больше победителей, потому что увеличилось финансирование», - включается в дискуссию здравый смысл. (Ещё пару лет назад для того, чтобы отправить способного ученика на Всероссийскую олимпиаду по физкультуре, учителя нескольких школ посёлка Дарасун сбрасывались по 500 рублей. Что это - унизительное благородство, благородное унижение или профессиональная черта дописывать до точки – непонятно…)

«Да просто стыдно кого-то отправлять, очень низкий уровень», - разводят руками преподаватели вузов. «А вы что хотели?» - пожимают плечами школьные учителя.

Только фанатикам от учительства нужны одарённые дети. В лучшем случае учителя работают поточным методом, ставя на поток производство индивидуумов, способных правильно расставлять галочки в бланках ЕГЭ… В худшем – снова озабочены вопросом: бастовать или не бастовать. В 11 районах денежными премиями награждают педагогов за работу с одаренными детьми, в Хилокском и Нерчинском - производится ежемесячная доплата учителям, подготовившим призеров областной олимпиады школьников. Если бы плюс к этому ещё вовремя платили зарплату! В Карымском районе ситуация, кажется, немедленно и верно возвращается к лучшим традициям 90-х - где найти время и желание демонстрировать собственным платонам и быстрым разумом невтонам, что там - за рамками школьной программы, когда в месяц выплачивается меньше половины и без того невысокой зарплаты? План-минимум - натаскать основную массу отвечать на тесты и разучить думать.

Похоже, что создатели ЕГЭ изобрели пятиколёсный велосипед - громоздкий и с поминутно слетающей цепью знаний. Против единого государственного экзамена - ректоры крупных вузов во главе с ректором МГУ Садовничим! Задания ЕГЭ и рядом не стояли с олимпиадными. Ректор ЗабГГПУ Иван Катанаев неоднократно высказывался о том, что нужно увеличить количество абитуриентов – победителей олимпиад, творческих конкурсов… Беда только в том, что льготы, предоставляемые региональным победителям при поступлении в вузы, по сути, являются незаконными. Нынешний закон «Об образовании» настаивает - есть ещё два этапа (четвертый – окружной и пятый – всероссийский). Но к «олимпийцам», которых меньше, уважения в вузах больше чем к медалистам, которых больше. Поэтому в регионах выкручиваются, как могут. По словам Андрея Томских, проректора по учебной работе ЗабГГПУ, ежегодно общественная организация «Совет ректоров» принимает решение рекомендовать принимать победителей областных олимпиад на профильные специальности вузов. С формальной же точки зрения практикующееся ныне зачисление в вузы победителей регионального тура Всероссийской олимпиады, равно как и победителей собственных олимпиад (например, «Покори Воробьёвы горы» в МГУ) продолжает оставаться спорным. А одинадцатиклассники продолжают завоёвывать льготы.

Девятиклассникам и десятиклассникам тоже нужен стимул. Как показывает практика, чётче всего работает система поощрения рублём, разросшаяся из семейного «закончишь четверть отлично – будет тебе велосипед» - в областное и районное: «выиграешь олимпиаду – поедешь в «Океан». Или получишь премию главы администрации. Такие вознаграждения практикуются в 12 районах области - Газимуро-Заводском, Тунгиро-Олёкминском, Карымском, Хилокском, Каларском, Калганском, Нерчинском, Чернышевском, Шилкинском, городе Краснокаменск, ЗАТО пос. Горный, лицеях города Читы. И всё равно олимпийская «элитарность» часто - в принудительном порядке. Поедешь и всё – за честь школы! Вставать ни свет ни заря на электричку в райцентр, всегда – зима, всегда – вокзал, всегда – холодно. В чужой школе под присмотром чужих учителей шёпотом сверяться с мальчиком из соседней школы, и предусмотрительно не до конца дошёптывать. Перехватывать пирожки в чужой столовке. На церемонии награждения подталкивать за грамотой тех, кто прослушал свою фамилию, и прослушать в процессе подталкивания собственную. Возвращаться вечером – уроки не сделаны, дискотека уже идёт… Зато честь школы в порядке!.. Района. Области. Страны.

Екатерина Шайтанова для ИА «Чита.Ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления