Город Интернет-образование по-забайкальски: кто виноват и что делать?

Интернет-образование по-забайкальски: кто виноват и что делать?

В марте прокуратура Забайкальского края провела проверки целевого использования общеобразовательными учреждениями сети интернет, в результате которых выяснилось, что в школах активно посещаются сайты, не связанные с процессом обучения.

В марте прокуратура Забайкальского края провела проверки целевого использования общеобразовательными учреждениями сети интернет, в результате которых выяснилось, что в школах активно посещаются сайты, не связанные с процессом обучения.


Наиболее посещаемыми оказались сайты развлекательного, музыкального, игрового, спортивного и рекламного содержания. Их посетители интересуются, как правило, вопросами косметологии, похудения, татуажа и приёма анаболиков, взлома сети и пропаганды мафии. Есть случаи посещения со школьных компьютеров сайтов эротического и порнографического содержания.

По мнению прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления не принимают необходимых мер по предупреждению, выявлению и пресечению подобных фактов. Тем самым нарушается законодательство об образовании, о защите прав несовершеннолетних, бюджетного законодательства и бюджетного кодекса.

В связи с выявленными нарушениями органами прокуратуры края внесено 71 представление об устранении нарушений закона губернатору Забайкальского края, руководителям муниципальных образований и отделов образования муниципальных образований, руководителям образовательных учреждений. Должностным лицам органов образования объявлено 108 предостережений о недопустимости нарушения закона.

Начальник отдела общего образования Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области Александр Сажин рассказал о том, как появился интернет в местных школах: «Первые компьютеры поставили в школы ещё в 80-х годах. Это были простые учебные машины, оснащённые архаичным программным обеспечением с чёрно-белым монитором диагональю 22 см. С конца 80-х годов информатика появилась в учебной программе как отдельный предмет, который изучает простейшие языки программирования. В 2000 году государство начало финансировать программу информатизации образовательных учреждений».

По информации Сажина, с 2000 по 2005 годы в школы Читинской области поступило 3,5 тыс. современных компьютеров – они постепенно заменили комплекс старой техники для образовательного процесса: «Сейчас в каждой школе есть компьютерный класс на 8-12 машин. На один школьный компьютер в области приходится 23 ученика – это неплохой показатель в сравнении со средними показателями по России. Однако смысл компьютеризации заключается в возможности взаимодействия всех школ между собой посредством сети интернет, и приоритетный национальный проект «Образование» подразумевал именно это. Из федерального бюджета выделили огромные деньги на подключение образовательных учреждений к сети, обеспечили бесплатный трафик на два года. Но на практике подключить Читинскую область к сети оказалось сложно. Большие расстояния между точками выхода в интернет и плохое состояние наземных линий связи затрудняли процесс подключения. В 240 школах с устойчивой телефонной связью интернет провели быстро, остальные 250 школ пришлось подключать через спутник, который устанавливался на крыше. В октябре 2007 года программа компьютерного и интернет-оснащения была благополучно завершена. И тут начались проблемы».

По словам Сажина, школьные учителя в области до сих пор не научились в полной мере пользоваться интернетом. В 2002 году в Чите на средства из федерального бюджета создан Центр информатизированного образования, финансирование которого после двух лет его существования перешло в область. Центр предлагает 78-часовую программу обучения пользования компьютером и ресурсами интернета, а также подготовку школьных учителей в качестве системных администраторов. За всё время существования центр подготовил 5 000 специалистов.

Ещё одна проблема, связанная с появлением интернета в школах, - качество подключения. В некоторых школах оно зависит от электросети - если в ней произошли сбои, например, внезапное отключение электроэнергии, то сбиваются настройки на спутнике. Сбои настроек, которые допускает учитель, пытаясь самостоятельно настроить подключение, тоже нередки, но всё это временные проблемы.

Комментируя выявленные прокуратурой нарушения в использовании школами интернет-ресурсов, Сажин заявляет: «Вообще, ОАО «Сибирьтелеком» поставило так называемые «фильтры», которые не позволяют зайти со школьного компьютера на некоторые сайты, но первоначально никаких фильтров не было. Учащиеся посещают сайты, не предусмотренные для образовательного процесса - это факт. Главная ошибка педагогов в этом отношении – это «недосмотр»: они оставляют детей одних в классе во время перемены или после уроков. Представления прокуратуры по итогам этих проверок в комитете есть. В прокуратуре не проявляют излишней нервозности по этому поводу, они знакомят специалистов комитета с нарушениями, чтобы мы могли принять меры. Я вижу выход в усилении преподавательского контроля над детьми во время работы в интернете, например, вместо одного учителя на уроке ввести двух учителей. Могу лишь сказать, что осознанно ни один педагог не позволит ребёнку смотреть сайты, к примеру, экстремистского или эротического характера».

Заместитель начальника отдела общего дополнительного образования и общественного воспитания Комитета образования Читы Виктор Орлов говорит, что в городской комитет образования прокуратура никогда не присылала представления по нарушениям в использовании сети интернет.

Орлов рассказывает, что в Чите абсолютно все школы, находящиеся в муниципальной собственности, подключены к интернету. В осенние и зимние каникулы проводится массовое обучение педагогов в Центре информатизированного образования. 80% городских преподавателей полностью подготовлены к работе в сети. В школах города установлено 800 компьютеров – на один компьютер приходится по 40 учеников.

Директор читинской общеобразовательной школы №49 Руслан Никонов считает, что каждая школа должна доработать положение об использовании интернета, содержащееся в приоритетном национальном проекте «Образование», учитывая свою специфику обучения: «Для нашей школы посещение сайта «Одноклассники.ru» не является нарушением, потому что на этом сайте можно найти наших выпускников, а это уже так называемая «обратная связь». Фильтр на посещение определённых сайтов школа не может поставить своими силами, потому что должен быть человек, который будет за всем этим следить. В школе на контрактной основе работает системный администратор, но одного человека явно мало».

По мнению Никонова, отследить использование ресурсов интернета невозможно. А оставлять детей одних в интернет-классе нельзя хотя бы потому, что велика опасность заражения школьной сети вирусами из интернета. «На планёрках я регулярно даю указания преподавателям по усилению надзора за детьми в интернет-классе», - говорит Никонов.

Специалист по связям с общественностью ОАО «Сибирьтелеком» (компании, которая подключила в Читинской области в рамках нацпроекта 320 школ по технологии ADSL) Юлия Гориявчива отмечает, что проблема ограждения школьников от сайтов, которые не имеют отношения к учебному процессу, была поставлена перед провайдером изначально: «Решаться она будет следующим образом – школы получают доступ в интернет через серверы, на которых установлены программы-«фильтры», не допускающие загрузки «сомнительных сайтов». На сегодняшний день серверы «знают» огромное количество интернет-адресов, поэтому защита достаточно надёжная. Тем не менее, наличие специальной техники не избавляет педагогов от забот. Поэтому преподавателям стоит следить за тем, какую информацию на мониторе читают их подопечные».

Технический директор ООО «Агентство «Чита.Ру» Андрей Денисюк уверен, что контролировать ресурсы интернета в пределах страны практически невозможно: «Дело в том, что нет единого центра управления. Интернет вообще для того и создавался военными структурами, чтобы в любом случае оставалась связь, которую никто не сможет проконтролировать или уничтожить, даже при выходе из строя или отключении значительного количества узлов и каналов. Есть, конечно, какие-то стандарты по организации и информационному наполнению сети, но существуют они преимущественно в рекомендательной форме. Можно, конечно, что-то запрещать, контролировать, но всегда найдутся слабые места и лазейки. Контролировать интернет можно в пределах одного узла или локальной сети. Например, в пределах одной организации фильтр сделать несложно, но, с ростом масштаба этого мероприятия затраты на контроль будут расти в геометрической прогрессии - как материальные, так и интеллектуальные. А что касается школ, то их вполне можно было бы объединить в отдельную образовательную сеть, выход из которой контролировать на серверах фильтрации. Кто и как это будет делать пока не ясно».

Как неоднократно отмечали специалисты сферы образования, интернет – это не первопричина выявленных прокуратурой нарушений, это всего лишь способ, средство для получения информации. А вот какую именно информацию предпочитают получать школьники, определяется их собственными интересами. Если в стране процветает пьянство и разбой, вряд ли ребёнок будет искать в интернете информацию о том, как спасти мир. А вот о том, как стать жестоким, чтобы выжить в этом мире или забыться в дурмане и отгородиться от него – скорее всего… Юлия Ляхова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления