Город Бескультурье, геноцид и национализм грозят Забайкальскому краю. Краткий справочник начинающего революционера

Бескультурье, геноцид и национализм грозят Забайкальскому краю. Краткий справочник начинающего революционера

Выразить своё неудовольствие по поводу действий региональной власти может каждый. Ругнуть администрацию края за лесные пожары, исчезающие крышки канализационных люков и расплодившихся незаконных дровосеков стало нормой.

Выразить своё неудовольствие по поводу действий региональной власти может каждый. Ругнуть администрацию края за лесные пожары, исчезающие крышки канализационных люков и расплодившихся незаконных дровосеков стало нормой. Недовольство работой политиков принято выражать в беседах с друзьями, на просторах мировой сети и глубоко в душе. Однако к решительным действиям переходить никто особо не желает. За исключением активиста движения «Великий Исток», исполнителя бардовских песен Константина Шлямова. С разной периодичностью он устраивает митинги, на которых то защищает осуждённых жителей Харагуна, то обвиняет забайкальскую культуру.


Понять, к чему стремится Константин, довольно сложно – этого не смогли сделать даже известные авторы ресурса «Кактус». Один из митингов был освещён на «колючем сайте», но по выражению Шлямова – «непрофессионально и однобоко». Чтобы не попасть в немилость барда и всё-таки понять, чего он добивается, было решено встретиться с ним.

Разговор со мной Константин Шлямов начал с жалоб на СМИ, которые проигнорировали организованные бардом митинги. Затем Шлямов прокомментировал решение прокуратуры, обвинявшей его в отсутствие бейджа «Организатор» на одном из мероприятий и в использовании небольших колонок, которые прокуратура назвала звукоусиливающей аппаратурой. По мнению Шлямова, искать подобные недостатки – очень мелочно для такого серьёзного органа, как прокуратура. «Ведь в Забайкалье совершаются гораздо более серьёзные нарушения», – считает Константин. И в качестве примера называет вырубку леса, торговлю суррогатным спиртом, коррупцию некоторых сотрудников МВД и безобразия, которые творят нелегальные эмигранты.

Национализм

Национальным вопросом Шлямов, похоже, обеспокоен очень сильно, так как в ходе разговора неоднократно скатывался к этой теме. По его мнению, Харагунский конфликт на национальной почве произошёл не из-за того, что кто-то пытается разжечь эту рознь, а из-за преступного бездействия власти, которая позволила распоясаться азербайджанцам в Харагуне. Для того, чтобы такое не повторилось вновь, Шлямов организовывает пикеты, которые, по его мнению, заставят власть обратить внимание на нелегальных эмигрантов.

Ещё Шлямов огорчён деятельностью Ассамблеи народов Забайкалья. По мнению барда, большинство народов, например таджики, узбеки или прибалты, представленные в этой организации, с Забайкальем не имеют ничего общего.

«Русские же люди, которые являются коренным населением забайкальской земли, представлены в ассамблее только Михаилом Константиновым, а он, как известно, весьма не любит всё русское. Это говорит о том, что кто-то не хочет, чтоб русский народ консолидировался. Предложил создать эту организацию губернатор Забайкальского края, и он покровительствует ей».

Обида барда на ассамблею вполне понятна. По его словам, на одном из заседаний ассамблеи Константинов предложил запретить все выступления Шлямова. Музыкант сравнивает себя с членом СРН Дмитрием Авдеевым, которого отстранили от преподавательской работы в ЗабГГПУ за политические взгляды.

Шлямов возмущается: «И после этого Константинов пытается говорить о каких-то либеральных ценностях».

Разрозненность по национальному признаку Константин видит и в спортивных соревнованиях. «Раньше люди соревновались между собой район на район. Не глядя, кто в составе команды. К победе стремились одинаково, как русские, так и буряты, и евреи. Теперь же проходят совершенно другие состязания. Команды составляются из представителей национальности. На фоне спорта происходит обособление народов. Выиграв, люди начинают гордиться и приписывать это силе нации».

Бескультурие

Претензии свои Шлямов попытался выразить и к министру культуры Забайкальского края Галине Сыроватка. 21 мая на митинге Шлямов со товарищами из СРН протестовал против пошлости в СМИ. Бесплатным приложением к митингу стало выражение барда «В культуре не будет порядка, пока у власти Сыроватка». Этот лозунг неоднозначно восприняли авторы ресурса «Кактус» и приписали Шлямову неприятие фольклора, который так любит Галина Петровна.

По словам самого музыканта, «кокошечно-балалаечный» уклон в забайкальской культуре его ничуть не тревожит. Зато вызывает в нём отрицательные эмоции спектакль «Забайкалье – сокровищница веков», а особенно - его главный герой Чингисхан. По мнению Шлямова, коренной народ Забайкалья – русских - заставляют говорить, что мы живём на родине Чингисхана временно. Проект «Чита-Чингисхан», который так хочет запустить наша власть с целью развития туризма в регионе, бард считает просто глупым. «Падь Делюн-Болдок, в которой по преданию родился хан, есть и на территории края, около реки Онон, и в Монголии. Так любой здравомыслящий человек понимает, что родина Чингисхана это не Чита, и даже не Забайкалье, а Монголия. И монголы, в отличие от русских, помнят, где родился их национальный герой. А то, что родину монгола пытаются перенести в Россию, так это акт культурной агрессии. Комитет культуры, педалирующий этот проект, занимается подделкой и спекуляцией научными фактами, оскорбляя тем самым дружественный монгольский народ, – считает Шлямов. – В связи с открытием проекта всё собираются заточить под монгольского героя – назвать его именем поезд «Чита-Москва», учредить медаль и проводить Чингизовские чтения». В истории Забайкалья есть огромное количество событий, людей и мест, не менее достойных внимания. Не задумываясь, музыкант называет подписание Нерчинского договора (договор между Россией и маньчжурской Цинской империей, подписанный 27 августа 1689 в Нерчинске. Он определял систему торговых и дипломатических отношений между государствами. – Е.З.), деятельность графа Муравьёва-Амурского и водораздел Великий Исток. По внешнему виду Константина не заметно, что он слишком разозлён «актом культурной агрессии», но в глубине его души, вероятно, кипят нешуточные страсти - за моральный ущерб бард готов требовать компенсации у комитета культуры.

Переходя на личности, Шлямов говорит о невысоком культурном уровне Галины Сыроватки. «Большинство деятелей культуры против того, чтоб она руководила. Но, разумеется, не могут сказать об этом вслух и предпочитают мириться. Губернатор совершил большую ошибку, вновь назначив Сыроватку на этот пост». В деятельности министра музыкант видит только финансовую заинтересованность: «Большие финансовые вложения делаются в ансамбль «Забайкальские Узоры», а в это время другие коллективы не имеют возможности нормально развиваться. Ансамбль имеет прекрасную форму – шикарные костюмы, но души в их выступлениях нет, – сетует бард. – Может, это правильно с коммерческой точки зрения, но крайне неверно с позиции искусства».

Тему, давно ставшую одной из самых больных, музыкант не мог обойти стороной. «В забайкальской культуре нет молодёжи. С недавних пор появляются конкурсы, но они довольно узкие, закрытые для большинства. А для динамики комитет культуры должен уделять внимание и року, и бардовской песне, и другим направлениям. Но они, увы, не имеют не какой поддержки».

Геноцид

Судебные иски к власти Шлямов уже предъявляет. Прочитав книгу доктора медицинских наук Николая Говорина, он сделал вывод, что Забайкалье очень отстаёт от других российских регионов в плане здоровья нации. Причина этого - бездействие власти, закрывающей глаза на проблемы экологии. Активисты движения "Великий исток" обвиняют администрацию края в геноциде. По уничтожению природы – экоциду - данных, которыми было бы можно обосновать заявление в суд, нет. Шлямов говорит, что хотя все беды видно своими глазами, для подачи иска нужны конкретные цифры.

Свои позиции Константин выражает в новом альбоме «Я Русский», который готовится выпустить осенью. По его словам, в песнях этого альбома рассматриваются проблемы национального самосознания многих людей. Возвращаясь к национальному вопросу, Шлямов подчёркивает, что не требует искоренения евреев или другого народа. Его позиция – попытка сохранить свои корни и не стать иванами, не помнящими родства. «Самое главное – быть русским по духу, не придавая значения тому, какая кровь течёт в тебе», – завершает довольно сумбурную беседу Константин Шлямов.

Незамеченные сокровища Забайкалья

Одним из факторов, вызвавших в Константине протест, стал спектакль «Забайкалье – сокровищница веков», который во время своего визита в Читу высоко оценил бывший министр культуры РФ Александр Соколов.
Признаться, я не любитель таких проектов, но впервые смотреть постановку было довольно любопытно. По иронии судьбы в зале Драматического театра на соседнем кресле сидел Шлямов. Несколько раз он пытался выразить неудовольствие по поводу присутствия в постановке Чингисхана, рассказывал мне о его роли в истории и напоминал о кровожадности монгольского хана. В отличие от барда, не хочется брать на себя роль театрального критика и рассуждать о недостатках спектакля. Тем более, что мнение человека, не имеющего опыта в театральном искусстве, вряд ли кому может быть интересно. О значимости и ценности спектакля «Забайкалье – сокровищница веков» в стократ лучше расскажет его автор сценария и режиссёр, первый заместитель министра культуры Забайкальского края Дулмажаб Жамсоева.

«Ценность спектакля подтвердили люди, имеющие признание во всём мире», – режиссёр напоминает, что спектакль стал визитной карточкой нашего региона на VII Международном театрально-информационном форуме «ТЕАТР-ИНФОРМ 2005». Затем «Забайкалье – сокровищница веков» стал лауреатом премии Правительства РФ в области культуры и искусства.

По словам Жамсоевой, его уникальность заключается в корпоративности и в жанре – «этно-эко». В спектакле задействованы восемь творческих коллективов. Кроме этого, постановка – синтез различных видов искусства: театра, музыки, танца и древнейших традиционных обрядов и ритуалов народов Забайкалья.

Как режиссёру, Жамсоевой пришлось много работать над созданием авторского сценария спектакля, в который вошли символические, метафорические и аллегорические образы культурного наследия Забайкалья. В спектакль включены бурятский ёхор, горловое пение, казачий обряд проводин на военную службу и семейские предания. «В режиссёрском решении фольклорные элементы создают удивительный зрелищный ряд образов и картин, где проходят исторические персонажи – Чингисхан, Пётр Бекетов, Афанасий Пашков, Пётр I и другие, – перечисляет режиссёр. – Также по велению замысла режиссёра перед зрителем встаёт в живом воплощении природа Забайкалья – Алханай и Удокан, Нерча и Шилка, Аргунь и Онон», – говорит Жамсоева.

«Спектакль этот усиливает любовь к родной земле, уважение к своим корням, а также говорит, что мы должны беречь и сохранять», – Жамсоева считает, что из песен, легенд, мифов и сказаний можно черпать вдохновение для новых проектов. Недаром в ходе спектакля главная героиня Мать-Даурия, обращаясь к своим детям-забайкальцам, просит их сберечь и приумножить это богатство для потомков. По мнению режиссёра, спектакль получился очень востребованным и актуальным сегодня, когда в мире идут этнические войны, уничтожается природа, а молодёжь забывает историю родной страны.

«Также имеет глубокую семантику и сценография, которую многие критики признали одной из лучших. Символы, использовавшиеся в постановке, имеют общее значение у многих народов». Белая лебедь, по словам Жамсоевой, у русских и бурят символизирует мать, многие национальности одинаково почитают берёзу как воплощение родины. «Глубоко патриотичный спектакль – духовное послание потомкам грядущих веков. Он говорит, что культура - главная сокровищница народов Забайкалья. И напоминает, что наш край со своей уникальной культурой и историей разных народов часть великой России».

Говорить о своём детище Жамсоева может бесконечно. В некоторые моменты даже кажется, а достаточно ли спектаклю наград? Очень он хорош, по словам режиссёра. Просто непонятно, как неглупый в общем-то человек не смог рассмотреть такой глубокий смысл. Как всё-таки тонко подмечена близость бурят и русских – белая лебедь для них символизирует мать.

Все нападки Шлямова на руководство комитета культуры действия не возымели. Никто не помчался на Театральную площадь размахивать кулаками и отвечать не менее обидными лозунгами. В своих комментариях замминистра показала немыслимую толерантность. Но своими митингами бард, похоже, навлёк на себя беду. Так как Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает проведение общественным объединением пикетов, митингов, демонстраций, но только для осуществления уставных целей. А судя по тому, что защита осуждённых и осуждение культуры в цели «Великого Истока» не входит, организации грозит ликвидация.

Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления